Войти
Портал государственных закупок
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • 123 федеральный закон о пожарной. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Четыре составляющих закона

    123 федеральный закон о пожарной. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Четыре составляющих закона

    В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

    из статьи вы узнаете:

    Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

    Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

    Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

    ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

    • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
    • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

    Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

    Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

    В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

    • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
    • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
    • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
    • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
    • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

    Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

    В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

    Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

    Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

    ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2019 год

    В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

    Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


    Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


    Классы пожарной опасности строительных материалов


    Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


    Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

    В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

    • Кто отвечает за пожарную безопасность в многоквартирном доме

    Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

    • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
    • происходит перевооружение;
    • меняется собственник.

    В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

    Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений

    1. Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

    2. Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

    3. Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.

    4. Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    5. Распределительные щиты должны иметь защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот.

    6. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

    7. Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

    8. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.

    9. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

    10. Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий и сооружений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты.

    11. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

    12. Взрывозащищенное электрооборудование допускается использовать в пожароопасных и непожароопасных помещениях, а во взрывоопасных помещениях - при условии соответствия категории и группы взрывоопасной смеси в помещении виду взрывозащиты электрооборудования.

    13. Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

    А.В. Зайцев
    Советник президента Ассоциации индустрии безопасности

    Следуя букве Закона о техническом регулировании, МЧС России завершило в 2008 г. подготовку Технического регламента, призванного объединить требования пожарной безопасности, которые были рассредоточены в таких нормативных документах, как ГОСТы, СНиП, Правила пожарной безопасности и НПБ

    "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступит в силу 1 мая 2009 г. При его подготовке за основу были взяты требования пожарной безопасности, традиционно применяемые на территории Российской Федерации и привычные для специалистов. Вместе с тем закон установил ряд новых понятий. Прежде всего, стоит упомянуть оценку допустимого уровня пожарного риска, а также декларацию пожарной безопасности.

    Цели и задачи ФЗ № 123

    Цели создания Технического регламента:

    • определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
    • формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения.

    Основные задачи Технического регламента:

    • комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
    • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
    • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

    Четыре составляющих закона

    Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.

    Можно выделить следующие составляющие закона:

    • правовую;
    • организационно-правовую;
    • организационно-техническую;
    • техническую.

    Правовая составляющая
    Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).

    Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая - требования к пожарной технике. На момент написания этой статьи на согласовании находились 97 проектов стандартов.

    В связи с этим нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

    Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р "Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара".

    Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р "Объекты образования. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности" и т.п.

    Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами. На момент написания этой статьи на согласовании находились 13 Сводов правил.

    В частности, практически закончены работы над сводом правил "Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". Наиболее актуальными для читателей данного журнала являются первые три части этого документа:

    • "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
    • "Системы оповещения и управления эвакуацией";
    • "Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты".

    Организационно-правовая составляющая и декларирование
    Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.

    Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска - количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.

    "Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

    Пункт 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона"

    На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации

    Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

    Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.

    "Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

    Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

    Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.

    "Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

    Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу".

    "Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона".

    Организационно-техническая составляющая
    В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:

    • объемно-планировочными решениями;
    • используемыми строительными конструкциями и материалами;
    • средствами, ограничивающими распространение пожара за пределы очага;
    • эвакуационными путями;
    • первичными средствами пожаротушения;
    • средствами индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
    • автоматическими системами пожарной сигнализации;
    • автоматическими установками пожаротушения;
    • системами оповещения людей о пожаре;
    • системами вентиляции и кондиционирования, аварийной вентиляции, пожарным водопроводом;
    • системами управления лифтами и т.п.

    Живучесть систем противопожарной защиты

    Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.

    "Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.

    1. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
    2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
    3. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности".

    Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

    "Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.

    2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону".

    "Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.

    2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами".

    В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.

    ГОСТ-Р 53325-2009 "Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

    "Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.

    Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности".

    Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.

    "Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.

    Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.

    Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.

    Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.

    Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности".

    Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

    Техническая составляющая

    Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).

    В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалени-ем, вентиляцией и т.п.

    Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.

    Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара - лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.

    В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП "Вентиляция и кондиционирование". Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.

    Продолжение следует...

    Данный материал - первый в серии публикаций о Техническом регламенте. Он раскрывает лишь часть широкого спектра вопросов, которые затрагивает новый Федеральный закон № 123. Сегодня активно продолжается работа по формированию подзаконной нормативной базы. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются для открытого обсуждения текущие версии проектов национальных стандартов и сводов правил.

    "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - это:

    • принципиально новый подход к ответственности юридических и физических лиц;
    • инновационный подход к живучести систем пожарной безопасности.

    Уже сейчас проектно-монтажным организациям необходимо подготовиться к работе в новых условиях - разобраться в требованиях новых нормативных документов, подобрать типовые технически и экономически обоснованные решения.

    Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы трудно переоценить, а реализация его требований позволит поднять обеспечение пожарной безопасности в нашей стране на новый качественный уровень.

    Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности
    Глава 1. Общие положения
    Глава 2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара
    Глава 3. Показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов
    Глава 4. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
    Глава 5. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон
    Глава 6. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
    Глава 7. Классификация наружных установок по пожарной опасности
    Глава 8. Классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
    Глава 9. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
    Глава 10. Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград
    Глава 11. Пожарно-техническая классификация лестниц и лестничных клеток
    Глава 12. Классификация пожарной техники
    Глава 13. Система предотвращения пожаров
    Глава 14. Системы противопожарной защиты
    Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов
    Глава 15. Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности
    Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями
    Глава 17. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны
    Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений
    Глава 18. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений
    Глава 19. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
    Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам
    Глава 20. Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам
    Глава 21. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска
    Глава 22. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта
    Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике
    Глава 23. Общие требования
    Глава 24. Требования к первичным средствам пожаротушения
    Глава 25. Требования к мобильным средствам пожаротушения
    Глава 26. Требования к автоматическим установкам пожаротушения
    Глава 27. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре
    Глава 28. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных
    Глава 29. Требования к пожарному оборудованию
    Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения
    Глава 30. Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
    Глава 31. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий, сооружений и строений
    Глава 32. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции
    Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
    Глава 33. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
    Раздел VIII. Заключительные положения
    Глава 34. Заключительные положения
    Приложение