Войти
Портал государственных закупок
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Документы по пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Фз 123 содержание

    Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Документы по пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Фз 123 содержание

    Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.

    Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.

    Общие сведения о законе

    Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.

    Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:

    • Раздел 1 - Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
    • Раздел 2 - Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
    • Раздел 3 - Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
    • Раздел 4 - Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
    • Раздел 5 - Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
    • Раздел 6 - Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
    • Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
    • Раздел 8 - Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).

    Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции

    Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в

    Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности

    Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:

    • Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
    • Капитального ремонта;
    • Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
    • Разработки документации технического назначения.

    Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151

    Последние поправки

    Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:

    • Оценку риска возможного возгорания;
    • Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.

    Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.

    Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»

    На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 - В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.

    Важные положения ФЗ 123

    Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:

    Статья 4

    Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:

    • Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
    • Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.

    Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.

    Статья 32

    Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:

    • Ф1 - жилые помещения;
    • Ф2 - культурно-развлекательные учреждения;
    • Ф3 - здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
    • Ф4 - образовательные организации;
    • Ф5 - складские помещения.

    Статья 54

    Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.

    Статья 69

    Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:

    • От лесополосы до ближайших строений;
    • Вне лесопарков;
    • На лесной территории.

    Также читайте ФЗ 69 в последней редакции

    Статья 76

    В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности - 20 минут.

    Статьи 82 и 83

    Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.

    Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год

    Статья 87

    Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.

    Статья 90

    Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:

    • Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
    • Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
    • Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.

    Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.

    Скачать действующую редакцию ФЗ 123

    Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей

    Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности
    Глава 1. Общие положения
    Глава 2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара
    Глава 3. Показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов
    Глава 4. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
    Глава 5. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон
    Глава 6. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
    Глава 7. Классификация наружных установок по пожарной опасности
    Глава 8. Классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
    Глава 9. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
    Глава 10. Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград
    Глава 11. Пожарно-техническая классификация лестниц и лестничных клеток
    Глава 12. Классификация пожарной техники
    Глава 13. Система предотвращения пожаров
    Глава 14. Системы противопожарной защиты
    Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов
    Глава 15. Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности
    Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями
    Глава 17. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны
    Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений
    Глава 18. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений
    Глава 19. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
    Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам
    Глава 20. Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам
    Глава 21. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска
    Глава 22. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта
    Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике
    Глава 23. Общие требования
    Глава 24. Требования к первичным средствам пожаротушения
    Глава 25. Требования к мобильным средствам пожаротушения
    Глава 26. Требования к автоматическим установкам пожаротушения
    Глава 27. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре
    Глава 28. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных
    Глава 29. Требования к пожарному оборудованию
    Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения
    Глава 30. Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
    Глава 31. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий, сооружений и строений
    Глава 32. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции
    Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
    Глава 33. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
    Раздел VIII. Заключительные положения
    Глава 34. Заключительные положения
    Приложение Одобрение: Советом Федерации
    11 июля 2008 года Подписание: Президентом
    22 июля 2008 года Вступление в силу: 1 мая 2009 года Первая публикация: "РГ" - Федеральный выпуск N4720 от 1 августа 2008 года Действующая редакция: от 10 июля 2012 года

    Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Цель этого технического регламента - защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
    Определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности в Российской Федерации. Устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    • при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов;
    • при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
    • к производственным объектам;
    • к пожарной технике;
    • к продукции общего назначения.

    В регламенте определён и порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

    В приложениях к документу собран значительный объём справочного материала, необходимого при применении технического регламента.

    Декларирование пожарной безопасности объектов защиты

    Введение настоящего закона имеет значительные административно-технические последствия для собственников объектов защиты - зданий и сооружений. Регламентом впервые введён новый принцип обеспечения пожарной безопасности в РФ - декларирование пожарной безопасности. Этим подходом основной объём ответственности в рамках обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты перенесён на их собственников. Собственники должны самостоятельно определить, какие нормативные требования необходимо выполнить на конкретном объекте для обеспечения его пожарной безопасности. Для этого установлена специальная форма - Декларация пожарной безопасности.

    Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

    Декларация пожарной безопасности может быть составлена собственниками объектов защиты самостоятельно или с привлечением специализированной организации. Деятельность по разработке деклараций не лицензируется.

    Декларация пожарной безопасности составляется в отношении практически всех объектов капитального строительства :

    • любых производственных объектов;
    • офисов, торговых центров;
    • зданий детских учреждений, учреждений здравоохранения;
    • объектов общественного питания, помещений предприятий бытового обслуживания;
    • спортивных сооружений и т. д.

    Декларация пожарной безопасности должна быть предоставлена до ввода объекта защиты в эксплуатацию. А для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления «Технического регламента» в силу, - до 1 мая 2010 г.

    Примечания

    Ссылки

    • Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, Письмо от 07.07.2011 г. № 19-2-4-2623 о требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности
    • «Горячая линия» МЧС по реализации «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в других словарях:

      Технический регламент документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам… … Википедия

      Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Нормы пожарной безопасности (НПБ) … Википедия

      Декларация пожарной безопасности - 7) декларация пожарной безопасности форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;... Источник: Федеральный закон от 22.07.2008… … Официальная терминология

      декларация пожарной безопасности - Форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. [Технический регламент о требованиях пожарной безопасности] Тематики пожарная… …

      Стенд схема системы пожарной сигнализации Система пожарной сигнализации совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста … Википедия

      Нормы пожарной безопасности (НПБ) нормативные акты, устанавливающие необходимые правила противопожарной защиты различных обьектов: производственных и жилых помещений, судов, транспортных средств, а так же правила проектирования, эксплуатации и… … Википедия

      Средства пожарной автоматики - предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим… … Официальная терминология

      Система пожарной сигнализации - 38) система пожарной сигнализации совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста;... Источник: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123 ФЗ (ред. от 10.07.2012) Технический… … Официальная терминология

      система пожарной сигнализации - Cовокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста. [Технический регламент о требованиях пожарной безопасности] Тематики пожарная безопасность … Справочник технического переводчика

      Класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений - 11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании… … Официальная терминология

    Книги

    • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. , . Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные…

    Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках

    1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

    2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

    3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

    4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.

    5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.

    6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.

    7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.

    8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

    9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.

    10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.

    11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.

    12. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

    13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.

    14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.

    15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

    16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

    17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

    18. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

    19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

    20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.

    Технический регламент о требованиях пожарной безопасности - это документ, который устанавливает единообразные подходы к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Разбираемся, что такое технический регламент о требованиях пожарной безопасности, для чего он нужен, где применяется.

    Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие , классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

    Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

    • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
    • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

    Основные требования

    Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

    Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

    Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

    Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

    Что меняется с 2020 года

    Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2020 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2020 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

    Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

    Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

    Изменения прошлых лет

    В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

    Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

    Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

    Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

    Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

    К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

    Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

    Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

    Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

    В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

    Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

    • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
    • устойчивость к огню;
    • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

    Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

    Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

    Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

    Декларация пожарной безопасности

    Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

    Для каких объектов нужна

    Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

    • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
    • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

    Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

    • риска пожара;
    • объема потенциального имущественного ущерба.

    Для каких объектов не требуется

    ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

    • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
    • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
    • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

    Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

    Можно ли разработать для одного помещения

    Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

    Кто имеет право составить

    ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

    Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

    Как оценить риск пожара

    Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

    Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

    Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

    Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

    Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

    Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

    Внести изменения или создать новую декларацию

    Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

    Как зарегистрировать

    Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

    Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

    Направить декларацию можно:

    • почтой;
    • по интернету;
    • через портал госуслуг;
    • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

    МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

    Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

    По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

    Нужно ли согласовывать

    Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

    Кто проверяет

    Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

    Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

    Ответственность за невыполнение

    Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.