Войти
Портал государственных закупок
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Личные права и свободы человека и гражданина в российской федерации. Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации Права человека по конституции рф

    Личные права и свободы человека и гражданина в российской федерации. Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации Права человека по конституции рф

    Как уже отмечалось, правой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

    К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

    Личные права и свободы

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

    1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

    2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

    3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

    К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

    Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).


    Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

    Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ), включая право на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ).

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

    Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27 Конституции). Ранее - в советском государстве - многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

    К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

    Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    Политические права и свободы

    В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.

    Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

    Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти.

    Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

    Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

    Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных заседателей.

    Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

    Важным правом, связанным с участием граждан в управлении дела-ми государства, является закрепляемое за каждым право на объедине-ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность исполь-зовать в указанных целях различные формы совместной организован-ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест-вления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многооб-разных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осу-ществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объ-единение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

    Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Феде-рации.

    Социально-экономические права и свободы.

    Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материаль-ные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

    К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).

    Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

    Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и сво-бод занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

    В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуж-дение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо огово-рок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, поль-зование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных инте-ресов иных лиц.

    В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержа-ние прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

    Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

    2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    3) утверждено право на защиту от безработицы;

    4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

    С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

    Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

    Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантирован-ная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

    Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно вклю-чает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

    К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

    Реализация этого права дает возможность получить общеобразова-тельную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществ-ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ-ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносто-ронней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

    В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво-бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен-ностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

    Конституции демократически развитых государств и конституционные положения международно-правовых актов отводят главенствующую роль личным правам и свободам человека и гражданина.

    Формирование такой правовой структуры как личные права и свободы человека ставило целью:

    • обеспечить гарантии человеческой жизни и защиту от любых форм жестокости, насилия или действий, унижающих человеческое достоинство;
    • закрепить понятие индивидуальности каждого человека, обеспечить ему условия невмешательства в его частную жизнь, неприкосновенности его личных интересов;
    • утвердить гарантии свободы каждого индивида, в том числе свободы выбора жизненных позиций и принципов, поведенческих реакций относительно разного рода отношений (нравственных, национальных, религиозных и пр.)
    Замечание 1

    Речь идет об обладании этой группой прав и свобод каждым человеком в независимости от его принадлежности национального, религиозного и иного характера.

    Базовые личные права и свободы гражданина РФ

    Основные права и свободы закреплены в Конституции РФ и являются естественными и неотчуждаемыми: т.е. государство не дарует их гражданам – данные права и свободы принадлежат людям с самого рождения. Согласно правовым нормам каждый человек и гражданин имеет право на:

    • жизнь (ст. 20);
    • достоинство личности (ст. 21);
    • свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
    • неприкосновенность частной жизни (ст. 23);
    • неприкосновенность жилища (ст. 25);
    • информацию (ч. 2 ст. 24; ч. 4 ст. 29);
    • свободу определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);
    • пользование родным языком (ст. 26);
    • свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27);
    • свободу совести и вероисповедания (ст. 28);
    • государственную защиту прав и свобод (ст. 45);
    • судебную защиту прав и свобод (ст. 46, 47);
    • получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
    • презумпцию невиновности (ст. 49);
    • защиту от преступлений и компенсацию ущерба (ст. 52);
    • защиту от злоупотреблений власти и возмещение вреда (ст. 52, 53).

    Право на жизнь

    Очевидно, право на жизнь является основополагающим, естественным правом личности, в отсутствие которого все прочие личные права и свободы лишены смысла. Конституция РФ гласит, что данным правом человек (будь то законопослушный гражданин, или преступник, или инвалид и пр.) начинает обладать с момента рождения и владеет им до самой смерти. Никто не имеет права лишать человека его жизни.

    Данное право довольно сложное по содержанию: для его реализации предусмотрена целая система правовых инструментов, определяемых Конституцией РФ, текущим законодательством. Одним из основных показателей права на жизнь является сохранность всех аспектов здоровья человека (физического и душевного). В отношении этого Конституция определяет, что никто не вправе: подвергать человека пыткам, наказаниям, прочим видам жестокого обращения, опытам медицинского, научного и иного характера; вынуждать человека трудиться в условиях, не соответствующих нормам безопасности и гигиены; лишать человека медицинской помощи; создавать неблагоприятные для жизни условия окружающей среды и пр.

    Замечание 2

    В систему гарантий этого права также включены нормативы, задающие границы применения вредных (опасных) для здоровья и жизни веществ, механизмов, орудий и пр.

    Юридически смертная казнь в России не отменена – на нее наложен мораторий, при этом за последние десять лет неоднократно выносились на рассмотрение законопроекты по возобновлению такой меры наказания. В 1996 году был подписан Указ о постепенном сокращении смертных приговоров. В 1999 году Конституционный суд РФ наложил на смертную казнь мораторий, а в 2009 году огласил окончательный запрет для судов выносить смертные приговоры. Чтобы данный запрет приобрел окончательную юридическую силу, Россия должна ратифицировать Закон о присоединении к Международной Конвенции о защите прав и свобод человека №6, осуществить пересмотр Конституции РФ и внести соответствующие изменения в УК РФ. На данный момент теоретическая возможность применения смертной казни в Российской Федерации сохраняется, при этом Конституция РФ устанавливает гарантии усложненной процедуры использования этой крайней меры пресечения. В части 2, статьи 20 Конституции РФ определено, что смертная казнь может быть установлена лишь:

    • на основании соответствующего федерального закона;
    • как исключительный способ наказания;
    • как мера наказания за особо тяжкие преступные деяния против жизни;
    • с возможностью для обвиняемого ходатайствовать о рассмотрении его дела при участии суда присяжных.

    Право на достоинство личности

    Данный вид права имеет тесную взаимосвязь с правом на жизнь и правом на неприкосновенность частной жизни и одновременно с этим обладает самостоятельным содержанием.

    Достоинство в контексте рассматриваемого права включает в себя признание самим человеком и окружающими людьми факта владения этим человеком ценных, значимых свойств личности нравственного, физического, умственного и прочего характера, а также осознание факта, что данную личность никто не вправе опорочить незаконно и несправедливо ни при каких условиях. Такое понятие как достоинство складывается совокупно из свойств человека согласно его самооценке и репутации в социуме.

    Охрана достоинства человека гарантируется государством посредством Конституции РФ. В ней же (ч.1, ст.23) определен такой элемент права на достоинство как право на честь и доброе имя. И вновь необходимо отметить, что абсолютно любой человек обладает правом на достоинство, возможностью рассчитывать на уважение. Право на достоинство наделяет человека свободой в выборе стремлений и образа жизни, соответственно, соблюдение рассматриваемого права есть исключение использования рабства и методов принуждения любого рода.

    Замечание 3

    Выше было сказано, что право на жизнь исключает подвергание человека опытам разного рода. Положение о праве на достоинство уточняет: участие в опытах медицинского, научного или иного характера должно происходить по доброй воле человека (Конституция РФ, ч.2, ст.21).

    Говоря о соблюдении права на честь и достоинство, также нужно упомянуть, что оно исключает недоказанное, несправедливое осуждение (также подкреплено правовыми гарантиями). В частности, Конституция РФ содержит статьи, определяющие, что:

    • ни один человек за одно и то же преступление не может быть осужден повторно (ч.1, ст.50);
    • любой осужденный вправе ходатайствовать о помиловании, смягчении приговора, его пересмотра в установленном законом порядке (ч.3, ст. 50).

    Право на свободу и личную неприкосновенность

    Юридически подкрепленное право каждого человека на свободу является весьма содержательным и значимым социальным благом. Реализовывая это право, человек действует, основываясь на личной, духовной, политической, экономической, культурной свободе. Результатом такой жизнедеятельности становится развитие всех аспектов личности, гражданина и, как следствие, развитие общества в целом.

    Право на свободу, как и предыдущие рассмотренные права, отличается многогранным содержанием. Сюда относится: свобода выбирать место жительства (пребывания), свобода передвижения и действий, неприкосновенность частной жизни, жилища; свобода выбирать жизненные позиции, излагать мысли; свобода выбирать род трудовой деятельности и собственно свобода трудиться; свобода творческого самовыражения и пр. Содержание права на свободу конкретизировано в деталях в статьях Конституции РФ (26,27,29), а также специализированных законах.

    Право на личную неприкосновенность является не менее значимым правомочием, означающим, что каждый индивидуум любого пола, национальной и религиозной принадлежности, любых иных характеристик вправе осуществлять любые деяния, не вступающие в конфликт в законом, не подвергаясь при этом никакому стороннему принуждению и ограничению.

    Говоря о неприкосновенности, нужно иметь в виду как физиологический аспект (здоровье, физическое состояние, жизнь в целом), так и морально-духовный (достоинство, честь). Физическая составляющая неприкосновенности гарантируется юридически закрепленным запретом на посягательство на половую неприкосновенность, жизнь, здоровье, активность физического рода граждан. Морально-духовная составляющая неприкосновенности гарантируется юридически закрепленным запретом посягать на волю, сознание и интеллект личности, ее психическое здоровье и нравственные ориентиры. Указанные запреты распространяются как на отдельных лиц, так и на государственные органы и их представителей.

    Замечание 4

    Существенная часть правовых предписаний, касающихся гарантий неприкосновенности, установлена в положениях законодательства, которые устанавливают регламент осуществления юрисдикционной деятельности уполномоченных на это органов.

    Уголовный кодекс РФ предусматривает такую меру пресечения, как лишение свободы человека в случае совершения им преступных деяний, однако к этой процедуре применяются особые требования, определенный судебный порядок, подлежащий императивному исполнению в случае задержания и взятия под стражу. Указанные действия подлежат исполнению только на основании судебного решения (Конституция РФ, ч.2, ст.22).

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

    Правомочиями, составляющими данное право, являются: право каждого человека на определенную независимость от государства и сторонних лиц, а также их невмешательство в отношении частного времени вне службы и выполнения общественных обязательств. Право на неприкосновенность частной жизни реализуется в:

    • свободном неформальном взаимодействии человека с другими людьми в рамках родственных, дружеских, интимных отношений;
    • соблюдении тайны общения (переписки, переговоров), осуществляемого всеми возможными средствами связи;
    • независимом распоряжении личной собственностью, бюджетом семьи;
    • неприкосновенности жилища;
    • соблюдении сторонними лицами тайны конфиденциальных сведений, касающихся самой личности и/или его семьи.

    Последнее более детально разъяснено в положениях законодательства, устанавливающих запрет на разглашение в отсутствие добровольного согласия человека любой информации, касающейся только его жизни, способной в случае огласки причинить моральный вред человеку и/или его семье. Законодательство также накладывает обязательство на представителей соответствующих профессий, чья деятельность связана с соприкосновением с частными тайнами, не разглашать полученные от отдельного гражданина сведения. Законы Российской Федерации налагают вето на разглашение информации, полученной от человека на исповеди, в ходе оказания медицинских услуг, осуществления защиты в суде, в процессе усыновления и пр.

    Отдельное место занимает тайна исповеди, утвержденная Федеральным законом, который также гарантирует священнослужителям право не нести ответственность за отказ давать показания относительно сведений, полученных на исповеди (ФЗ «О свободе совести и объединениях», ст.3, п.7).

    Врачебная тайна, сохранность тайны персональной информации, полученной при оказании медицинских услуг, гарантируется ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», №323-ФЗ (ст.79, ч.1, п.4). Совершенные гражданские акты (записи о них) также подлежат сохранению в тайне, в частности, сведения об усыновлении (Семейный Кодекс РФ, ст.139). Более того, за придание огласке этих сведений предусмотрено уголовное наказание.

    На сотрудников нотариальных контор законодательством накладывается обязательство не разглашать личные сведения граждан, содержащиеся в завещаниях, брачных договорах, сделках и пр. При этом нотариус обязан подготовить справку по вышеуказанной информации, если поступило соответствующее законное требование органов следствия, суда, прокураторы.

    Замечание 5

    Конституция РФ также устанавливает, что сбор персональных данных, их хранение и применение невозможны в отсутствие добровольного согласия человека. Фактически, тем самым государство дает возможность человеку осуществлять контроль распространения его личной информации.

    Отдельного внимания заслуживает право гражданина не давать показаний против себя самого, против жены/мужа, некоторых родственников, список которых так же четко регламентирован законом. Прочие случаи законного освобождения от дачи показаний закрепляются соответствующим федеральным законом (Конституция РФ, ст.51). Собственно, любые дополнительные положения касательно гарантий неприкосновенности частной жизни закрепляются в соответствующих федеральных законах.

    Так, уголовно-процессуальный закон задает процедуру обыска, изъятия предметов, наложения ареста и пр. На следователя в данном случае накладывается обязательство препятствовать разглашению сведений о личной/интимной жизни участвующих в уголовном процессе.

    Замечание 6

    Уровень гарантий на сохранение тайн частной жизни (личных и семейных) отражает уровень демократичности государственного строя, гуманности действующего политического режима.

    Право на неприкосновенность жилища

    Данное правомочие составляет, в том числе, право на неприкосновенность частной жизни и заключается в отсутствии права у сторонних лиц проникать в чье-либо жилище без согласия тех, кто в нем проживает и/или без наличия соответствующего судебного решения.

    Любой индивидуум вправе находиться в уединении там, где проживает, без разглашения происходящих в жилище событий. Сюда же необходимо отнести неприкосновенность любых материалов, хранящихся в жилище: документы, записи, дневники и пр.

    Замечание 7

    В разрезе рассматриваемого права жилище – это не только место постоянного (основного) проживания, но и любое место, которое занимает человек официально и временно (санаторий, стационарное медицинское учреждение, отель и пр.)

    Неприкосновенность жилища означает запрет на проникновение в помещение и нахождение в нем сторонних лиц без получения предварительного добровольного согласия на это у проживающих в этом помещении: конституционные нормы ясно определяют запрет на указанные действия. При наличии добровольного выраженного согласия проживающего/проживающих стороннее лицо/лица имеет право войти в жилище.

    Замечание 8

    Право на неприкосновенность жилища реализуется при наличии документального подтверждения на право пользования или собственности любых форм: свидетельство о праве собственности, договор аренды или субаренды, договор о предоставлении услуг и пр.

    Обязательство соблюдать указанное право накладывается Конституцией РФ на граждан, любые коммерческие структуры и государственные органы (их представителей), должностные лица и пр., т.е. всех, кто так или иначе может посягнуть на неприкосновенность жилища. Если гражданин имеет соответствующие претензии к кому бы то ни было, он имеет право и возможность обратиться в соответствующие органы власти, а также претендовать на возмещение ущерба, связанного с незаконным проникновением в жилище. В случае подтверждения факта нарушения рассматриваемого права соответствующие органы власти в обязательном порядке должны предпринять меры по восстановление права, привлечению к ответственности нарушивших закон и возмещению ущерба.

    Ограничения на реализацию права на неприкосновенность жилища накладывают соответствующий федеральный закон или судебное решение: принудительный обыск жилища и изъятие из него необходимых материалов при рассмотрении уголовного дела возможен при наличии мотивированного постановления следователя, судебного решения, санкции прокуратуры. При этом соответствующие документы должны быть предъявлены заинтересованным лицам.

    Право на информацию

    Данное правомочие возможно условно разделить на две составляющие:

    • каждый человек вправе в свободном законном порядке создавать, передавать, инициировать передачу информации;
    • каждый человек вправе ознакамливаться с любыми документами и материалами, содержащими информацию, могущую затронуть непосредственно его интересы, права и свободы (с учетом возможных законных ограничений).

    Право человека владеть информацией включает в себя как получение сведений в личных целях, так и тех данных, что имеют государственное и общественное значение. Законы Российской Федерации содержат принцип, в соответствии с которым сведения, касающиеся общественной и государственной жизни, косвенно или прямо затрагивающие интересы граждан, должны быть доступны каждому гражданину страны с учетом возможных ограничений, накладываемых федеральным законом.

    Замечание 9

    Перечень сведений, являющихся государственной тайной, определен соответствующим федеральным законом.

    Вообще реализацию рассматриваемого права (его разнообразные составные элементы) регламентирует несколько законов РФ:

    • «О средствах массовой информации» (№ 2124-1, 27.12.1991 г.);
    • «О государственной тайне» (№ 5485-1, 21.07.1993 г);
    • «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ, 27.07.2006 г.);
    • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (№ 262-ФЗ, 22.12.2008 г.);
    • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (№ 8-ФЗ, 09.02.2099 г.);
    • «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№ 436-ФЗ, 29.12.2010 г.) и др.

    Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность

    Реализация этого права носит добровольный и необязательный характер: принуждение в данном случае недопустимо. Данное правомочие имеет большое значение в общей системе свободы личности, является частью ее самоидентификации. Национальность в широком смысле задает принадлежность человека к некому этносу, носящему свои особенные характерные черты в виде языка, внешнего вида, менталитета, обычаев, культуры и пр. Таким образом, национальность определяется совокупно многими элементами, главными из которых можно назвать язык и традиции.

    Самоидентификация личности в разрезе национальности заключена не просто в стремлении быть представителем некой национальности, а осознанном желании принадлежать к общности, нести в себе и транслировать ее черты, иметь духовную связь с другими представителями этноса и т.д. Чаще всего принадлежность к тому или иному этническому сообществу определяется этнонациональным происхождением, т.е. национальностью родителей.

    Замечание 10

    Однако очевидным фактом является то, что возможны определенные жизненные обстоятельства, когда человек воспитывается и развивается в отличной от наследственной национальной среде, а, соответственно, осознанно принадлежит к ней. Право на свободное определение национальности включает в себя право и в этой ситуации идентифицировать свою национальную принадлежность независимо от обстоятельств своего происхождения.

    Правомочие принадлежать свободно к любому этносу неразрывно связано с равноправием граждан по национальному признаку. Конституция РФ устанавливает важность для личности уважительного отношения к любой нации и народности, их самобытности, языку, культуре, обычаям.

    Право пользоваться родным языком

    Право пользоваться родным языком логично проистекает из предыдущего: каждый человек, реализуя право принадлежности к той или иной национальности, вправе нести ее черты, одной из которых и является язык. Однако это не исключает ситуаций, когда гражданин считает родным язык, не являющийся данностью этноса, к которому он принадлежит. В этом смысле конституционные нормы утверждают право каждого гражданина свободно выбирать язык, используемый для общения, обучения, развития, творчества и т.д.

    Ключевым федеральным законом, гарантирующим равноправие по языковому признаку, право на сохранение и развитие национального языка, право выбора и использования языка, служит закон «О языках народов Российской Федерации» (№ 1807-1, 25.10.1001 г.).

    Замечание 11

    Регулирование права относительно выбора и использования языка имеет свою особенность: не существует никаких норм касательно того, как и какие языки должны быть использованы для личного общения, в функционировании объединений разного рода. Данная специфика является одной из существующих гарантий истинной свободы выбора языка общения.

    В случае, когда гражданин России в силу жизненных обстоятельств не владеет государственным языком РФ или каким-либо из языков республик в составе РФ, он имеет право представлять свои интересы, выступать на собраниях, совещаниях, на предприятиях и пр., используя тот язык, который ему знаком либо, воспользовавшись посредничеством переводчика (должен быть предоставлен в соответствии с законом).

    Также на предоставление переводчика могут рассчитывать лица, участвующие в делах, рассматриваемых правоохранительными органами, и не владеющие языком, на котором ведется процесс. Помощь в переводе должна быть оказана при ознакомлении с материалами делами, для дачи показаний и пр.

    Право на свободу передвижения, выбора места пребывания

    Смысл данного правомочия заключен в свободе выезжать за пределы России любому человеку и возможности для граждан России беспрепятственно возвращаться в свою страну. Таким образом, нормативные положения по данному праву включают в себя как право выбора места пребывания и возможности свободного передвижения как в пределах страны, так и право покидать страну и возвращаться в любое время согласно личным пожеланиям.

    Возможность для человека независимо распоряжаться своим местонахождением тесно взаимосвязана со множеством иных прав и свобод граждан (свободная экономическая, предпринимательская деятельность с применением своего имущества и способностей, право собственности, право на жилище и пр.).

    Право на свободу совести и вероисповедания

    Согласно нормам права на свободу совести и вероисповедания каждый человек вправе выбирать свою принадлежность к религиозному учению, исповедовать его индивидуально или сообща с другими людьми, обладать и транслировать религиозные принципы, действовать согласно им.

    Замечание 12

    Человек также вправе не исповедовать никакую из существующих религий, не причислять себя ни к каким религиозным сообществам.

    Правомочие выбирать себе вероисповедание или не выбирать его вовсе является разновидностью личной и духовной свобод. Реализация права свободно выбирать для себя, по сути, систему нравственно-моральных ценностей и столь же свободно действовать в соответствии с выбранным мировоззрением является одним из инструментов духовного развития личности.

    Соответствующая статья Конституции РФ (а именно статья 28), регламентирующая право на свободу совести и вероисповедания, содержит несколько значимых понятий.

    Замечание 13

    «Свобода» и «совесть» – понятия, часто воспринимающиеся в контексте выбранной религии либо отказа от любой из них (атеизм). Тем временем, хотя совесть и стоит во главе угла нравственных постулатов религии, содержание указанных понятий существенно шире.

    Совесть есть свойство разума, качество души, которым каждый человек обладает с самого рождения и на которое опирается, определяя для себя границы добра и зла. Светское государство, коим является Россия, предоставляет свои гражданам право самостоятельно формировать систему «хорошо» – «плохо», устанавливать нравственные ориентиры, основываясь на религиозных убеждениях, либо на общепринятых критериях нравственности. В таком контексте можно говорить о том, что Конституция РФ закрепляет (тем самым признает) право существования разнообразных принципов и убеждений относительно всех сфер жизни человека: политики, культуры, идеологии, религии, науки и пр. Таким образом, свобода совести становится понятием, идентичным свободе убеждений.

    В узком же смысле, как было отмечено выше, под свободой совести понимают свободу придерживаться постулатов какой-либо веры. Необходимость такой трактовки свободы совести – исторически сложившаяся необходимость: на обширной территории России встречаются представители множества разнообразных конфессий.

    Как уже было сказано выше, человек имеет право исповедовать убеждения в одиночку или, взаимодействуя с другими людьми; определять для себя самостоятельно степень необходимости вхождения в соответствующие религиозные общности/организации; осуществлять конкретные действия согласно проповедуемым принципам. Это могут быть обряды, церемонии, и сюда же относится транслирование убеждений вовне, распространение их через СМИ; деятельность в качестве миссионера; благотворительность; воспитание и обучение в духе конкретной религии; паломничество и пр.

    Свобода вероисповедания также включает в себя право человека не оглашать свое мнение относительно той или иной религии; не испытывать давление и принуждение относительно точки зрения на ту или иную религию; самостоятельно принимать решение об участии или неучастии в обрядах, церемониях, богослужении. В частности, существует законодательной запрет на участие малолетних в деятельности религиозных объединений и обучение малолетних основам религии принудительно и/или в отсутствии согласия родителей или законных представителей.

    Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пребывающие на территории России, также могут реализовывать право на свободу совести и вероисповедания, но и должны будут нести ответственность перед законом страны в случае нарушения норм законодательства.

    Право на получение квалифицированной юридической помощи

    Очевидно, что реализация правомочия обращаться в соответствующие органы за защитой прав и свобод может быть осуществлена только с опорой на специальную правовую подготовку, владение процессуальными нормами и знание законов, в связи с чем граждане могут рассчитывать на помощь адвокатов, работающих на базе юридических консультаций. Юридической помощью для граждан могут стать: разъяснения по конкретным юридическим вопросам, подготовка заявлений, ходатайств и иных правовых документов, представительство интересов в судах и иных органах, защита потерпевших, истцов или ответчиков и пр. Законодательные нормы устанавливают случаи, в которых юридическая помощь оказывается бесплатно.

    Право на презумпцию невиновности

    Говоря простым языком, данное право означаете, что никто не может считаться виновным, пока его вина не доказана. Элементами данного правомочия являются следующие утверждения:

    • любая вина должна быть доказана в соответствии с установленным законом порядке, утверждена соответствующим приговором суда и вступлением его в силу: до этого момента обвиняемый признается невиновным;
    • на обвиняемого не накладывается обязательство доказывать свою невиновность;
    • в случае возникновения сомнений в виновности и невозможности их устранить толкование должно происходить в пользу обвиняемого.

    На презумпции невиновности должны строиться отношения лица, против которого выдвинуты обвинения, с любыми структурами и иными лицами (другими гражданами, государственными органами и их представителями и пр.). Изначально принцип презумпции невиновности возник в уголовно-процессуальной сфере, однако его следует применять в более широком смысле. Не только должностные лица, представляющие уголовное судопроизводства, но и все, кто вступает во взаимодействие с лицом, против которого выдвинуто обвинение, должны относиться к нему как к невиновному, будь то вопросы трудового, имущественного или любого иного характера. Если же в отношении этого лица суд вынес оправдательный приговор, никто не имеет право продолжать ставить под сомнение его невиновность. Закон также устанавливает, что недопустимо продолжать считать виновным лицо, относительно которого суд вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с давностью, амнистией, помилованием и прочим, установленным законом основаниям.

    Замечание 14

    Все вышесказанное в равной мере имеет отношение как к обвиняемому (человеку, привлеченного в качестве обвиняемого), так и подозреваемому (человеку, который задержан по подозрению в совершении преступных деяний).

    Составляющим правовым элементом презумпции невиновности является снятие обязательства с обвиняемого приводить доказательства своей невиновности и возложение этой задачи на представителей соответствующих органов (прокурора, следователя, а в отдельных ситуациях – потерпевшего). Ситуации, когда органы, ответственные за судопроизводство, нарушают порядок выполнения своих обязанностей согласно закону (например, принуждают обвиняемого доказывать свою невиновность), могут привести к вынесению оправдательного приговора, закрытию уголовного дела, отмене приговора обвинения, использованию правовых мер воздействия относительно нарушивших порядок.

    В то же время, тот факт, что обвиняемый освобожден от необходимости приводить доказательства своей невиновности, не исключает возможности (права) для него на свое усмотрение лично принимать участие в процессе доказывания. Обвиняемый вправе давать показания, предъявлять соответствующие документальные или вещественные доказательства, подавать ходатайства об их приобщении к делу и принятию мер для определения дополнительных доказательств.

    В случае наличия неустранимых сомнений относительно вины обвиняемого их трактовка должна происходить в пользу обвиняемого.

    Определение 1

    Неустранимыми сомнениями считаются такие ситуации, когда использованы все инструменты для сбора доказательств, и ни одно из них не способно помочь сделать однозначный окончательный вывод, виновен обвиняемый или нет.

    Право на защиту от преступлений и компенсацию ущерба

    Конституция РФ гласит, что государство обязано охранять права потерпевших, предоставлять им возможность прибегать к помощи правосудия и получать компенсацию за нанесенный ущерб.

    Для исполнения функции защиты от преступления государство реализует специально разработанный комплекс правоохранительных мер предупредительного характера.

    Право на защиту от злоупотреблений власти и возмещение вреда

    Данное правомочие является системным: с одной стороны, потерпевшие имеют право рассчитывать на защиту от произвола власти; с другой стороны, каждый человек вправе требовать компенсацию по уже свершившемуся факту причинения ущерба в результате незаконных, превышающих полномочия действий (бездействия) представителей государственной власти.

    Принципы, сформированные в Конституции РФ относительно рассматриваемого вопроса, позволяют выделить следующие утверждения:

    • конечную ответственность за действия (бездействие) государственных органов (их представителей) несет государство;
    • на возмещение ущерба, полученного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (представителей), имеет право рассчитывать любой человек в независимости от его половой, национальной принадлежности, возраста, социального статуса и иных признаков и черт;
    • возмещение должно происходить в полном объеме: Конституция РФ не устанавливает иное;
    • государство должно обеспечить возмещение ущерба в независимости от наличия или отсутствия в действиях (бездействии) государственного органа (его представителей) намеренного умысла или другой формы вины.

    Порядок возмещения, перечень соответствующих оснований и условий содержатся в гражданском законодательстве. Непосредственно возмещение вреда происходит за счет средств той структурной государственной единицы, которая признается ответственной за совершение незаконных действий (бездействие): само государство, субъект РФ или соответствующее муниципальное образование.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

    Основными из них являются:

    • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
    • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
    • равенство мужчины и женщины;
    • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
    • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
    • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

    Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

    • принудительный труд запрещается;
    • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • утверждается право на защиту от безработицы;
    • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

    Социальные права человека

    С экономическими правами тесно связаны социальные права.

    Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

    Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

    Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

    Культурные права человека

    Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

    В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

    Законы, собранные в конституции, охватывают самые разные стороны жизни граждан той или иной страны – экономика, политика, культура и так далее. Конституция позволяет регулировать отношения между самими гражданами, а также между гражданами и государственной властью. Благодаря этому документу люди обеспечиваются рядом прав и свобод, посягательство на которые влечет за собой административную или уголовную ответственность. О том, что такое конституция и каковы права граждан РФ по конституции рассказываем далее.

    Что такое конституция

    Перед тем, как переходить к рассмотрению конкретных прав граждан, хотелось бы примерно разобраться в том, что представляет собой конституция. Если говорить простыми словами, то это фиксированный перечень законов, которые регулируют взаимодействие общества и государства. Именно в конституции прописаны главные правила, опираясь на которые функционирует и действует государственная власть. Таким образом, конституция обладает особой важностью по сравнению с прочими правовыми актами, принимаемыми на территории России.

    Если более детально очерчивать круг тех сфер жизни, которые контролирует конституция, то имеет смысл остановиться на следующих пунктах:

    • способы применения государственной власти на практике;
    • права и свободы человека, проживающего на территории России и имеющего российское гражданство;
    • определение структуры государственной власти, а также функций ее каждого органа;
    • установление правил, по которым функционирует общество;
    • принципы работы государства.

    Среди основных свойств, которые выделяю конституцию, особое внимание нужно уделить таким свойствам, как:

    • исключительный статус конституции, распространяющийся на всю территорию России, предполагающий ее господство над прочими законодательными документами;
    • необходимость в охране пунктов, прописанных в конституции. Поскольку права и обязанности, прописанные в данном документе, не могут реализовываться автоматически, конституция нуждается в органах власти, которые будут поддерживать ее положения;
    • непосредственное претворение положений, прописанных в конституции;
    • наличие определенного порядка легитимизации данного документа, а также осуществления корректировок в нем.

    Какие бывают конституции

    Существует большое количество классификаций конституций, опирающихся на самые разные критерии. В этой главе мы рассмотрим несколько наиболее распространенных вариантов распределения конституций по тем или иным признакам.

    Достоверность

    Если принимать во внимание практическую сторону вопроса, то данный документ делится всего на две больших группы:

    • реальные. Если законы, прописанные в конституции, откликаются на порядок функционирования того общества, в котором они были приняты и способны контролировать происходящие, то они имеют право называться реальными. Иными словами, под «реальностью» понимается способность конституции отвечать на злободневность и структурировать общество в наиболее выгодном для него ключе;
    • фиктивные. Фиктивные конституции, напротив, представляют собой иллюзию, одобренную на государственном уровне. Такие документы легко встретить в государствах, демократических по форме и совершенно недемократических по содержанию. В таких случаях конституция становится чистой формальностью, которая не способна повлиять на происходящие в стране события. Ее положения остаются пустыми формулировками, не интересующими ни власть, ни общество.

    Форма

    Если отталкиваться от формы конституции, то можно выделить два варианта:

    • писаные. Все пункты таких конституций собраны на одном и том же носителе, который, как правило, представляет собой буклет. Отличным примером писаной конституции является Российская. Также такие конституции были приняты Италией, Францией, США;
    • неписаные. Данный вариант означает, что конституция не имеет своего конкретного материального воплощения. Оно проявляет себя при отдельных обстоятельствах – ее положения оговариваются определенными законами, случаями, рассматриваемыми на судах, а также обычаями, характерными для той или мной страны. Неписаные конституции на данный момент являются большой редкостью. Из крупных стран, использующих данный вид конституции, можно назвать разве что Великобританию.

    Корректировка

    Если при классификации руководствоваться способами внесения корректировок в документ, то конституции также будут разнесены на два противоположных «лагеря»:

    • жесткие. К жестким конституциям относятся все писаные вариации. Что закономерно – поскольку конституция представляет собой самостоятельный документ, любые поправки требуют особого юридического «церемониала», который позволит определенным органам расширить определенные пункты или изменить в них часть содержания;
    • гибкие. Соответственно, гибкие конституции связаны с неписаными вариантами. Корректирование таких конституций на практике ничем не отличается от внесения исправлений в самые обычные законы. Как уже говорилось, неписаная конституция не являет собой отдельного «сборника», а потому и не предполагает особой процедуры для изменения содержания определенных разделов.

    Как работает конституция

    Конституция, вне зависимости от того, в какой стране и при каких обстоятельствах она была принята, отвечает за несколько основных задач, которые будут перечислены в таблице.

    Таблица 1. Функции конституции

    Функция Описание
    Учредительная На конституции основывается само здание государства, поскольку именно этот документ придает законность госорганам, как таковым и дарует им власть в рамках их специализации. Если говорить о России, то благодаря этой функции, в нашей стране появились Государственная дума и Совет Федерации, активно действующие и по сей день.
    Организаторская Конституция является ценным медиумом, который помогает отдельным сегментам госаппарата взаимодействовать друг с другом и устанавливать прочные связи на законной основе. Без этого посредничества цельность государства легко окажется под угрозой.
    Идеологическая Конституция никогда не представляет собой сухой свод правил и предписаний. Она являет особый взгляд государства на политику и ситуацию в стране в целом. В разные времена конституции разных стран отражали разные «курсы», принимаемые властью. Так, в СССР во главе угла стоял марксизм, а после его распада идеалом для государства стала демократия.
    Стабилизирующая Конституцию по праву можно назвать оплотом или даже спасательным кругом для страны. Благодаря ее стабильности люди, стоящие у власти, не имеют возможности использовать крайние меры для управления страной и резко менять политическую или экономическую повестку по одному своему желанию. Эта «предсказуемость» позволяет гражданам страны чувствовать себя более защищенными.
    Программная Помимо структурирования настоящего страны, конституция также закладывает его будущее. Выступая неким ориентиром, она подсказывает властям, какие именно действия предпринимать, чтобы достичь тех или иных целей. Так, в СССР и прочих коммунистически настроенных странах таким ориентиром было Коммунистическое общество. Для России на данный момент главной целью является закладывание социального государства.

    Человеческие права

    Понятие прав человека, согласно конституции, очень широко, а потому предполагает наличие отдельных групп прав и свобод, относящихся к той или иной сфере общества. Среди таких групп значатся следующие категории прав:

    • личные;
    • политические;
    • экономические;
    • социальные;
    • культурные.

    Справка. В более новых классификациях также можно встретить такую группу, как экологические права человека. Как легко догадаться, экологические права регулируют влияние общества на природные ресурсы и их рациональное использование.

    Личные права

    Данная категория прав является одной из основ функционирования государства, поскольку обеспечивает его граждан возможностью распоряжаться своей жизнью и своими ресурсами в любом из выбранных ими направлений. Такие понятия, как свобода и автономность относятся к числу неотчуждаемых прав, которые закрепляются за каждым гражданином, вне зависимости от его:

    • пола;
    • возраста;
    • национальной принадлежности.

    Без свободы, которую государство дарует людям, проживающим на его территории, немыслимо ни одно общество, опирающееся на демократический строй. При демократии у государственной власти не имеется уважительных причин, руководствуясь которыми она могла бы посягать на личные права людей.

    Любой перечень личных прав открывается таким всеобъемлющим правом, как право на жизнь. Несмотря на то, что эта формулировка может звучать тавтологичной, далеко не во всех государствах это так. Данное право подразумевает, что любой гражданин не может быть умерщвлен умышленно. Разумеется, это не означает того факта, что благодаря этому праву убийства становятся невозможны. Но это означает, что никакой закон не предполагает возможности лишить человека жизни на легальных основаниях.

    Точный список личных прав, которые гарантированы гражданину России представлены на изображении ниже.

    Таким образом, личные права затрагивают такие важные стороны человеческой жизни, как:

    • обладание своей недвижимостью и предъявление на нее прав;
    • национальная принадлежность;
    • использование родного языка;
    • перемещение по территории страны;
    • выезд за пределы страны и возвращение обратно.

    Политические права

    Политические права дают гражданину право принимать активное участие в жизни своей страны и контролировать деятельность тех или иных уполномоченных лиц. Данная категория прав строится на основе трех элементов:

    • гражданин;
    • общество;
    • государство.

    Опираясь на политические права, отдельный гражданин может почувствовать себя полноценным членом общества, способным повлиять на события, происходящие в государстве. Эти права предоставляют человеку следующие возможности:


    Благодаря конституции, любой гражданин имеет право на то, чтобы участвовать в деятельности любой из ветвей власти, в число которых входят:

    • представительная;
    • исполнительная;
    • судебная.

    Экономические права

    Данная категория прав так или иначе затрагивает частную собственность и то, как с ней может обращаться гражданин. Базовыми для экономической сферы являются два права: на собственность и на наследование. Право на собственность гарантирует гражданину тот факт, что никто не может отнять у него имущество на законных основаниях. Даже если подобное отчуждение происходит, то государство должно принимать участие в происходящем и предоставить гражданину равноценную компенсацию.

    Право наследования, в свою очередь, позволяет гражданам передавать своим родственникам заработанное на протяжении всей жизни имущество. Для распределения этого имущества составляются завещания, имеющие юридическую силу.

    Трудовая сфера

    Отдельным сегментом экономических прав являются права трудовые. Со временем участие государства в регулировании рабочего процесса становится менее активным, поскольку после распада СССР оно больше не выступает в роли единственного собственника. Потому на данный момент конституция обеспечивает работоспособных граждан следующими правами:

    • запрет принудительного труда;
    • запрет на профессиональную деятельность в условиях, которые не могут гарантировать сотруднику безопасность, а также нарушают гигиенические требования;
    • право на защиту от безработицы;
    • право устраивать забастовки и иными способами высказывать несогласие с политикой, выбранной той или иной организацией при общении с сотрудниками;
    • право на получение зарплаты, которая не опускается ниже установленной величины минимальной оплаты труда.

    Социальные права

    Данная категория прав позволяет гражданину рассчитывать на государство в кризисные моменты своей жизни. Социальная защищенность является признаком развитого и благополучного государства, которое способно предоставить своим гражданам финансовую подушку в тех ситуациях, когда они сталкиваются со сложными жизненными обстоятельствами.

    Социальные права распространяются на следующие стороны жизни граждан:


    Культурные права

    Если говорить коротко, то культурные права отвечают за духовный уровень развития гражданина. Само слово культура включает в себя очень широкий круг практик, потому данную категорию прав можно характеризовать очень глобально. Отчасти культурные права пересекаются с социальными, поскольку охватывают сферу образования, отчасти перекликаются с политическими, поскольку основываются на свободе слова и передачи информации.

    Права в области культуры наделяют человека возможностью развиваться в любом из выбранных им творческих направлений, таких как:

    • литературное;
    • художественное;
    • научное;
    • техническое.

    Не в последнюю очередь культурные права связаны с отсутствием препятствий на пути передачи знаний будущим поколениям, что само собой предполагает право на осуществление преподавательской деятельности. Также благодаря культурным правам существует такое понятие, как интеллектуальная собственность, которая охраняется законом ничуть не хуже, чем собственность материальная. О том, какими способами происходит защита интеллектуальной собственности можно прочесть ниже.

    Таким образом, культурные права обеспечивают эффективное взаимодействие гражданина с культурой страны, в которой он проживает. В более узком смысле это означает приобщение к элитарному искусству или участие в научных конференциях, а в более широком предполагает свободное использование результатов научного прогресса на бытовом уровне.

    Видео: Права и свободы россиянина

    Ст. 2 Конституции РФ гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.

    Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения.

    Права же гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.

    Обязанности - это мера должного поведения лица, установленная в нормативном порядке в соответствии с индивидуальными и коллективными интересами.

    Структуру правового статуса личности составляет совокупность его прав и обязанностей.

    Можно классифицировать права личности по ряду оснований:

    1) по статусу субъекта : права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

    2) по количественному признаку : индивидуальные права (например, право на имя, честь, достоинство (ст. 21), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы (ст.3));

    3) по происхождению : естественные права (право на жизнь ч. 1ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));

    Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком. К данной группе прав и свобод человека относятся:

    Право на жизнь (ст.20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют свою ценность;

    Право на достоинство личности (ст.21);

    Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

    Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23. ст.24);

    Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

    Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

    Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.27);

    Право на свободу совести (ст.28).

    Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политических отношениях.



    К ним относятся:

    Право граждан на свободу слова и информацию;

    Право на объединение (свобода ассоциаций);

    Право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

    Право на участие в управлении делами государства (право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме и других формах прямой демократии, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия);

    Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (право на петиции).

    Социальные, экономические и культурные права связаны с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются, в конечном счете, предпосылкой развития всех иных прав и свобод.

    К ним относятся:

    Право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

    Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

    Право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34)

    Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

    Право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

    Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 чт.43);

    Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);

    Свобода преподавания (ч.1 ст.44);

    Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и на пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

    Право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 с.44).

    Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 и ч.3 ст.37);

    Право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37);

    Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

    Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

    Право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст.41).

    Право на отдых (ч.5 ст.37);

    Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

    Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13, 30);

    Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

    С правами тесно связаны обязанности . Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом.

    Российские граждане несут следующие обязанности:

    1) соблюдать Конституцию и федеральные законы (ч.2 ст.15), соблюдать права и свободы других, нести установленные законом обязанности;

    2) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

    3) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44).

    4) родительские обязанности (ст.38);

    5) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

    6) воинская обязанность (ст.59).

    В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы но призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

    Конституцией РФ закреплена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Законодательством определено, что альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок альтернативной, гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные иди имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

    Федеральным законом от 25 июля 2002 года установлены случаи, в которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Важной гарантией реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу является возможность судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

    3. Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

    Определение российского гражданства дано в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Гражданство составляет основу правового статуса личности, т.к. им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

    Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов , позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд:

    - принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ определенная в ч, 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;

    - принцип равного гражданства (ч.1 ст.6), т.е. каждый из российских
    граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

    - неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов;

    - недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);

    - недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

    - недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

    - принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное »;

    - принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61).

    Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ.

    Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

    Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению) . В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился).

    Вторым способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

    Третье основание – восстановление (реинтеграция) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

    Четвертое основание - оптация - выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

    К иным основаниям приобретения гражданства России являются усыновление (удочерение), установления опеки и попечительства .

    Гражданство Российской Федерации прекращается :

    а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

    б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

    Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20):

    В случае если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом;

    Привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

    Не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

    Решение о приеме в гражданство РФ может быть отменено в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22).

    К органам, ведающим вопросами гражданства относятся: Президент РФ, МВД, МИД, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.