Войти
Портал государственных закупок
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Варенье из абрикосов с ядрышками и с лимоном - простой рецепт с фото по приготовлению на зиму
  • Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми Психологические особенности гиперактивных детей
  • К чему снится влюбиться во сне в незнакомца
  • III. Оценка качества проведения занятия. Требования к лекции, семинару и практическому занятию в учреждениях СПО

    III. Оценка качества проведения занятия. Требования к лекции, семинару и практическому занятию в учреждениях СПО

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Пример оформления плана-конспекта занятия

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    1.Преподаватель дисциплины:

    ____________________________________________________________________________________

    (ФИО, степень, звание)

    2. Магистрант:

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    (магистерская программа, ФИО)

    3.Название учебной дисциплины_________________________________________________________________________

    4.Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)______________________________________

    5.Контингент

    (факультет, курс, группа)_______________________________________________________________

    6.Тема занятия________________________________________________________________________

    7.Учебные задачи_____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    9.Методы и формы проведения занятия__________________________________________________

    10.Активность работы студентов________________________________________________________

    11.Самооценка магистранта (трудности, успехи)___________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    Подпись преподавателя учебной дисциплины_____________________________________________

    Подпись магистранта __________________________________________________________________

    Дата посещения занятия _______________________________________________________________

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Пример оформления рецензии на занятие

    РЕЦЕНЗИЯ НА ЗАНЯТИЕ

    1. Преподаватель дисциплины:

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    (ФИО, степень, звание)

    2. Магистрант, проводивший занятие:

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    (магистерская программа, ФИО)

    3. Название учебной дисциплины ______________________________________________________

    4. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)_____________________________________

    5. Контингент (факультет, курс, группа)

    ____________________________________________________________________________________

    6. Тема занятия______________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    7.Основные характеристики качества проведения занятий

    ____________________________________________________________________________________

    8.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины______________________________

    9.Методы и формы проведения занятия __________________________________________________

    10.Активность студентов на занятии_____________________________________________________

    11.Общее впечатление от занятия_______________________________________________________

    12.Пожелания магистранта по проведению занятия________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    Подпись магистранта _________________________________________________________________

    Дата посещения занятия_______________________________________________________________

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Методические указания по педагогическим исследованиям

    1. Подготовка, проектирование и проведение лекционных, практических и семинарских занятий

    Основными формами обучения в высших учебных заведениях являются лекции, семинарские и практические занятия.

    Слово «Лекция» (lection) с латинского языка переводится как чтение. Оно обозначает учебное занятие в вузе, состоящее в устном изложении, чтении преподавателем учебного предмета или какой-либо темы, а также слушание и запись этого изложения учащимися. Это коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Лекция - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях.

    Основные требования к лекции: научность, доступность, системность, наглядность, эмоциональность, обратная связь с аудиторией, связь с другими организационными формами обучения.

    Слово « Семинар » (seminarium) происходит от латинского, что означает рассадник знаний. Семинарское, практическое занятие - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя в вузе.

    В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие задачи, как:

    - повторение и закрепление знаний;

    Контроль;

    - педагогическое общение.

    Семинарское, практическое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, проверки качество знаний, помощи разобраться в наиболее сложных вопросах, выработки умения правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности. Практические занятия выявляют недостатки в развитии у студентов профессионально важных качеств. Изучая эти недостатки, преподаватели вносят изменения в организацию деятельности студентов на этих занятиях, дают новые указания для дальнейшей их самостоятельной работы. Организация практического занятия и семинара должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).

    Успех лекции, семинарского, практического занятия (далее – занятия) определяют три основных компонента:

    - подготовка к проведению занятию;

    - организация учебной деятельности студентов на занятии;

    - анализ результатов проведения занятий.

    Подготовка к проведению занятия

    Подготовка к проведению лекционных, практических и семинарских занятий составляет важнейшую часть практики и требует от каждого преподавателя больших усилий, использования разносторонних знаний в области юриспруденции и методике ее обучения, по педагогике и психологии. Подготовка и особенно чтение лекции, проведение семинарского и практического занятия - это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства. В то же время эта работа обеспечивает практическое усвоение теоретических основ методики обучения юридических дисциплин. Чем лучше преподаватель подготовится к занятию, тем эффективнее оно пройдет, и тем больший положительный результат получат от занятия преподаватель и студенты. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи.

    При подготовке к лекции, семинарскому и практическому занятию преподаватель должен определить цель занятия, т.е. то, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспитать, дать больше нового материала, поставить ряд проблем или наметить ориентиры для самостоятельного его изучения студентами.

    Определение цели лекции зависит от ее вида: одно дело установочная лекция для заочников, совсем иное - обзорная лекция для выпускников или лекция по отдельной научной проблеме. Своеобразной по своим целям является вводная лекция : в ней студенты знакомятся с программой, порядком изучения предмета, основной литературой и т. д. Обзорноповторительные лекции , читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Лекции спецкурса от текущих лекций систематического курса отличаются более углубленным анализом различных научных школ, концепций, направлений.

    Уяснение образовательных и воспитательных целей лекции по той или иной теме помогает преподавателю определить план ее изложения, отобрать нужный материал, учесть особенности

    аудитории, целеустремленно рассмотреть основные вопросы, направить самостоятельную работу студентов.

    Преподаватель, готовясь к лекции, совершает следующие действия:

    - определяет место лекции в курсе;

    - определяет связь лекции с темами смежных дисциплин;

    - составляет план лекции;

    - отбирает материал лекции;

    - определяет объем и содержание лекции, пишет текст лекции;

    - вырабатывает модель своего выступления на лекции.

    Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

    Определение объема и содержания лекции - важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели.

    Как правило, отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:

    1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.

    2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование

    частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.

    3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.

    Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы дисциплины, по которой читается лекции. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику. Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает изложение той или иной области науки в ее основном содержании:

    - освещение задач, методов и успехов науки и научной практики;

    - рассмотрение различных общих и конкретных проблем науки; освещение путей научных изысканий; анализ исторических явлений;

    - критика и научная оценка состояния теории и практики.

    Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучить самостоятельно, а какие будут рассмотрены на семинарском, практическом занятии либо разъяснены на консультации.

    Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

    Практика преподавания свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и неосознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления, изменения к тексту.

    Необходимо учитывать, что излагаемый на лекции материал, хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа студентов над лекционным и дополнительным материалом.

    Семинару предшествует изучение группы студентов, проведение консультаций о порядке прохождения курса, об особенностях самостоятельной работы над ним. На консультациях и первых групповых занятиях преподаватели доводят до слушателей требования к содержанию и форме их выступлений на семинаре.

    Семинары, практические занятия могут проводиться в различных формах: развернутая беседа по заранее известному плану (могут обсуждаться предварительно поставленные вопросы

    как по заданной теме, так и по научной статье); небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара; решение задач, составление юридических документов (судебных актов, нормативных правовых актов, протоколов и т.п.). Названные формы занятий могут переткать друг в друга.

    Для проведения семинарского либо практического занятия преподаватель осуществляет следующие действия:

    - определяет место семинара, практического занятия в курсе;

    - определяет связь семинара, практического занятия с темами смежных дисциплин;

    - выбирает тему семинарского, практического занятия;

    Составляет план семинарского, практического занятия;

    - отбирает материал семинарского, практического занятия;

    - вырабатывает модель своего выступления на семинаре.

    Выбирая тему семинарского и практического занятия, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с проблемами и интересами участников семинара, практического занятия. Тема семинарского и практического занятия выбирается в рамках учебной программы изучаемой дисциплины. Тема семинарского и практического занятия должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание участников семинара, заставляла их задуматься над поставленной проблемой.

    Составление плана семинарского, практического занятия включает проработку следующих моментов:

    - вводное слово преподавателя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, определение целей и задач семинара, практического занятия);

    - обдумывание вопросов, вынесенных на обсуждение;

    - определение приемов активизации слушателей;

    - уточнение условий спора;

    - формулировка основных положений, которые необходимо обосновать общими усилиями;

    - продумать наглядные пособия, которые будут использованы в ходе обсуждения.

    Вопросы, выносимые на обсуждение участников семинара, практического занятия, литература, нормативные правовые акты, необходимые для подготовки, предварительно доносятся до студентов преподавателем, чтобы они могли подготовиться к занятию. Преподаватели нацеливают студентов на использование не только полученных знаний, но и добытой самостоятельно новой информации, на творческий поиск оптимальных решений встающих задач.

    Организация учебной деятельности студентов на занятии

    Творческое чтение лекции - это напряженный труд, связанный со значительными энергетическими затратами. Преподаватель, читая лекцию, пользуется монологической речью -

    самым трудным видом речи. В отличие от диалогической речи она требует более строгой логической последовательности, законченности предложений, стилистической точности. В отличие от письменной речи она не допускает исправления, нельзя делать оговорки, длинные паузы и т. п.

    Не только знание предмета требуется для лекции, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью

    и эмоциональностью. Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной.

    Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему

    и план, не обращает внимание на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются предметом и настроятся на серьезную работу. Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторий свое «интеллектуальное превосходство», излагать материал нарочито усложненным языком. На лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Столь же нецелесообразным является излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и даже вульгаризации научного понимания.

    и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направлять самостоятельную работу студентов, удовлетворять и формировать их познавательные потребности. Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром, очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету, представляющие основной состав лекционных потоков.

    По разному строится деятельность преподавателя по мере развертывания лекции. Если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание студентов, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваться активного восприятия и осмысливания основного ее содержания. Для этого надо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям студентов, ставить проблемные вопросы, прослеживать историю тех или иных

    концепций. На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. В основной части лекции оправдывают себя следующие приемы активизации деятельности студентов:

    - столкновение мнений различных авторов, исследователей данной проблемы;

    - преподаватель по тому или иному вопросу делает выводы не до конца, т.е. рассматривает основные сведения, дает студентам возможность самим сделать выводы, обобщения;

    - использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных произведений;

    - создание ситуаций лжеучения, лжезатруднения и т. д.

    Особенно все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя.

    Педагогическая эффективность лекции, интерес к ней определяется также применением вспомогательных средств - демонстрацией эксперимента, наглядностью, а также использованием технических средств обучения. Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию.

    Проведение семинара связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции.

    Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительные установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие, свободные и логические выступления, вносящие вклад в общую познавательную деятельность. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный умственный труд, на внимательное слушание товарищей, на возможность конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если семинар с докладом, преподаватель заранее может назначить оппонента («дискутанта»), предлагает задавать докладчику вопросы, оценивать в выступлениях качество доклада, умение докладчика доказательно излагать вопросы, поддерживать контакт с товарищами, правильно реагировать на поведение аудитории.

    Преподавателю следует направлять работу семинара, внимательно слушать выступающих, контролировать свои замечания, уточнения, дополнения к ним, корректировать ход занятия. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

    Многообразны и порой неожиданны ситуации семинара. В каждом случае преподаватель обязан чутко уловить их, быстро осмыслить все происходящее, внутренне подготовиться и принять решение выступить в подходящий момент, бросить реплику, задать вопрос и т.д.

    Вопросы на семинаре в психологическом плане являются побудителями познавательной активности студентов и представляют собой «особую форму мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием». Ответ на вопрос предполагает продуктивное мышление, а не просто работу памяти, иначе исчезнет умственное напряжение, необходимое для поддержания атмосферы интеллектуального поиска и развития познавательных способностей студентов.

    Поддержание у студентов интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы способствует формированию самостоятельности и убежденности студентов.

    При дискуссии руководящая роль преподавателя еще более возрастает. Не следует допускать лишнего вмешательства, но и не допускать самотека, предоставлять слово студентам с учетом их темперамента и характера, призывать к логичной аргументации по существу вопросов, поддерживать творческие поиски истины, выдержку, такт, взаимоуважение, не сразу обнаруживать свое отношение к содержанию дискуссии и т. д.

    Заключительное слово преподаватель посвящает тщательному разбору семинара, насколько он достиг поставленных целей, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Не нужно перегружать заключение дополнительными научными данными, их лучше приводить по ходу семинара.

    Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения (положительные и отрицательные) о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.

    Семинар в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширяется диапазон теоретической подготовки, привлекается новая литература, увеличивается объем организаторской работы (особенно во время проведения семинара), возрастает роль индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических проблем.

    Анализ результатов проведения занятий

    Необходимость оценки качества занятий возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив занятие, может:

    - сам дать оценку своего занятия с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;

    - провести «самосертификацию» перед открытым занятием, посещением занятия заведующим кафедрой, коллегами, комиссией и другими лицами;

    • Рахманкулова Галия Алиевна , старший преподаватель
    • Волгоградский государственный технический университет
    • КОМПЕТЕНЦИИ
    • ФИЗИКА
    • ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
    • КАЧЕСТВО
    • ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

    В работе рассматривается основные критерии оценивания открытого лабораторного занятия по физике. Учитывается общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов в ходе изучения физики в техническом вузе.

    • Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике
    • Критерии оценивания качества проведения практических занятий по физике в условиях компетентностного подхода
    • Формализм знаний учащихся физико-математического профиля в системе школа - технический вуз
    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

    Одной из главных направлений модернизации высшего образования стало решение проблемы качества полученных в вузе студентами знаний. Студент не получит качественные знания, соответствующие новым требованиям, если педагог при организации лекционных, лабораторных и практических занятий не учитывает эти требования. Согласно новым требованиям помимо выдачи академического материала по изучаемой дисциплине педагог должен формировать в ходе изучения дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции. К примеру, для направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в ходе освоения дисциплины физика педагог должен формировать следующие компетенции:

    ОК-7: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук

    ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

    ПК-7: способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции

    ПК-8: умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата

    ПК-21: умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения

    ПК-24: умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления.

    Качество преподавания физики влияет в дальнейшем на хорошую организацию студента в освоении технических дисциплин и формирование профессиональных компетенций. Качество невозможно без постоянного контроля организации занятий.

    Опираясь на работу в которой рассматривается основные требования к оценке качества вузовской лекции, выделим основные критерии оценки лабораторного занятия по физике. На освоение лабораторного практикума студентам, как правило, отводится достаточное весомое количества часов от общего количества, поэтому проводя анализ качества проведения лабораторного занятия можно судить не только о профессиональных качествах педагога, но и о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

    Оценка любого лабораторного занятия должна складываться из:

    Самооценки преподавателя . Преподаватель дает оценку открытого занятия, с целью дальнейшей работы по ее совершенствованию, аргументирует выбранную методику, выявляет причины падения интереса студентов и т.д.

    Оценки комиссии. В ходе проведения лабораторного занятия комиссия оценивает организацию, содержание, методику проведения, руководство работой студентов, профессиональные данные преподавателя и результативность.

    Оценки студентами. В ходе анкетирования и беседы со студентами делается вывод о качестве проведенного занятия.

    При оценке открытого лабораторного занятия необходимо учитывать следующие критерии:

    1. Оценка организации лабораторного занятия :
      • соответствие темы и объема (количества часов), отводимых на занятие, тематическому плану, представленной в рабочей программе;
      • своевременность начала и окончание занятия;
      • подготовленность и активность студентов на занятии;
      • наличие методических указаний, подготовка лабораторных установок к работе, компьютера и наличие компьютерных программ для обработки результатов эксперимента;
      • наличие инструкции по технике безопасности.
    2. Оценка содержания лабораторного занятия:
      • четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
      • профессиональная направленность занятия;
      • точность и достоверность приведенной информации;
      • отражение в заданиях современного уровня развития науки, производства;
      • отражение в методических указаниях заданий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций соответствующей данному направлению подготовки;
      • реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
      • посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
      • наличие заданий по формированию умений обработки результатов эксперимента в табличном и текстовом формате.
    3. Оценка методики проведения лабораторного занятия:
      • обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
      • наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
      • аргументированность состава заданий работы;
      • ясность и четкость требований к результатам работы;
      • наличие в методических материалах методов статистической обработки материала, графического анализа.
    4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
      • рациональность и эффективность использования времени занятия;
      • оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
      • привитие студентам навыков самостоятельной работы;
      • дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
      • осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
    5. Критерии оценки деятельности студентов:
      • степень дисциплинированности;
      • степень организованности и заинтересованности студентов;
      • степень познавательной активности студентов;
      • включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
    6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
      • знание дисциплины, профессиональная компетентность;
      • отношение преподавателя к студентам;
      • манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
      • дисциплинированность;
      • культура речи, дикция.
    7. Критерии оценки результатов лабораторного занятия:
      • степень реализации цели;
      • степень выполнения заданий всеми студентами;
      • качество выполненной работы;
      • степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
      • наличие оценки работы всех студентов.

    Все посетившие занятие оформляют заключение о качестве проведения открытого занятия, в котором оценивается уровень организации занятия, содержание и методика его проведения и т.д. Эти параметры должны быть отражены в итоговой оценке качества проведения занятия по семи представленным критериям, которая выставляется по 3-балльной шкале: 1 – удовлетворительная оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. 2 – хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. 3 –высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

    По итогам проведения показательного занятия в выводе должны быть отражены те особенности занятия, которые рекомендуются для: - внедрения в практику других преподавателей,- участия в конкурсах, - проведения на уровне вуза мастер-классов, творческих мастерских и т.п.

    Список литературы

    1. Андриенко А.С., Апанасенко О.Н., Мустафина Г.А. и др. Педагогика-Семья-Школа. Монография Том. 12 Воронеж 2007.
    2. Бинеева Ф.Н., Рахманкулова Г.А. Формирование логического мышления студентов технического вуза в преподавании физики [Электронный ресурс] / 10-я научно-практическая конференция проф.-препод. состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27-28 янв. 2011 г.) : сб. матер. [тез. докл.] конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 204-206.
    3. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография / [Б. м.] : Издательские решения [По лицензии Ridero], 2015. - 113 с

    Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

    по организации педагогической практики для студентов специальности 050141 «Физическая культура»


    Цель практики: Программа практики предполагает формирование у студентов целост­ного представления об особенностях педагогического взаимодействия и овла­дение функциями деятельности учителя физической культуры, а также ознакомление с методикой проведения уроков. Студенты разрабатывают план практики, составляют конспекты уроков, ведут записи наблюдений и участвуют в анализе уроков и внеклассных мероприятий. В конце практики оформляют отчет и выступают на заключительной конференции.

    Качественная характеристика деятельности студента-практиканта (оцен­ка) производится с учетом качества итоговой документации, объема выполнен­ной работы в соответствии с содержанием программы, своевременности выпол­нения всех учебных заданий и итоговой документации

    По итогам работы в период учебно-педагогической практики студенту
    практиканту выставляется «оценка». Учебно-педагогическая практика проводится согласно учебному плану в 1 семестре 3 недели: 1 неделя – наблюдение и анализ уроков, 2-3 недели – проведение уроков.

    Задачи практики:

    1. Изучить процесс организации физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.Провести анализ форм, методов, средств физического воспитания в ОУ.

    2. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по планированию, организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию в разных классах.

    3. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по проведению физической подготовленности школьников.

    4. Сформировать умение анализировать условия образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

    Примерное содержание практики

    Установочная консультация в ГБПОУ «КЦО № 1» – 2часа

    1 неделя «Наблюдение»

    День

    1. Знакомство с администрацией учреждения, условиями и основными формами работы по физическому воспитанию, знакомство с учителями.

    2. Знакомство с организацией работы по врачебному контролю за состоянием здоровья, уровнем физического развития детей.

    3. Знакомство с документацией планирования работы по физическому воспитанию и разработка календарного плана на период учебно-педагогической практики (3 недели).

    4. Ознакомление с предметно - развивающей средой по физической культуре (спортивный зал, площадка, физкультурные уголки: стандартные и нестандартные).

    5. Анализ условий образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

    2 день

    Календарный план работы составляется студентом - практикантом в первый день учебно-педагогической практики. Согласно графику студент на основе содержания программы практики планирует себе конкретно дату и содержание деятельности с последующим ее анализом. В графе «Отметка о выполненной работе» делаются соответствующие замечания по выполненной работе сту­дента и в следующей графе ставится подпись учителя физической культуры, работающего в школе.

    Схема календарного плана работы

    День

    1. Наблюдение за проведением урока физической культуры в начальной школе.

    2. Анализ наблюдаемого урока.


    СХЕМА АНАЛИЗА
    УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    I. Общие сведения.

    1. Учебное заведение ______________________________________

    2. Класс _________________________ Группа __________

    3. Число занимающихся по списку ________Занималось _________

    4. Учебная четверть __________ Дата проведения занятия ________

    5. Место проведения занятия ________________________________

    6. Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

    II. Конспект занятия.

    7. Номер занятия с начала учебного года ______________________

    8. Задачи, решаемые на уроке __________________________________________________________________________

    (отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).

    9. Соответствие содержания урока (занятия) поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану ________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________

    10. Правильность структуры урока (занятия) и расположения материала, дозировки ________________________________________________________________________________________________________

    III. Оценка качества проведения занятия.

    11. Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    12. Обеспечение техники безопасности ___________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    13. Пунктуальность начала и конца урока _______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    14. Внешний вид преподавателя: его жесты, мимика, манера обращения с учениками ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    15. Отношение преподавателя к внешнему виду учащихся ___________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    16. Дисциплина и активность занимающихся ______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    17. Правильный выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    18. Целесообразность использования помещения, эффективность использования инвентаря и оборудования ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    IV. Методический аспект.

    19. Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке ________________________________________________________________________________________________________

    20. Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)

    ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    21. Методическая ценность и качество показа упражнений __________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    22. Предупреждение и исправление ошибок _______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    23. Правильность подбора средств, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    24. Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный методы) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    25. Реализация индивидуального подхода в обучении __________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    26. Использование методов стимулирования. Разнообразие этих методов и приемов ________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________

    27. Соблюдение методических принципов физического воспитания:

    а) сознательности и активности __________________________________________________________________________

    б) наглядности ________________________________________________________________________________________

    в) доступности и индивидуальности ______________________________________________________________________

    г) систематичности ____________________________________________________________________________________

    28. Плотность урока:

    а) общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) ______________________________________________________________________________________________________

    * Общей плотностью урока является отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным затратам урочного времени относятся объективно необходимые затраты времени на такие учебные процессы или стороны деятельности учителя на уроке, как восприятие и осмысление учащимися объяснения упражнения, демонстрации, указаний учителя; выполнение физических упражнений и необходимый при этом отдых; перестроения; установка снарядов и их уборка и т. д.

    К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками, такими как: несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, простои между подходами к снаряду, перерывы в занятии, вызванные нарушением дисциплины, поломкой инвентаря и т. д. (например: 32 минуты на уроке было затрачено оправданно, следовательно, общая плотность урока (X) составит:

    Общая плотность урока, составляющая 80 %, – высокая; 70 % – средняя; 60 % – удовлетворительная; менее 60 % – неудовлетворительная;

    б) моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)

    ________________________________________________________________________________________________________

    * Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока (например: 10 минут на уроке было затрачено учеником, взятым под наблюдение, на выполнение физических упражнений, следовательно, моторная плотность урока (Х 1) составит:

    Для получения показателей общей и моторной плотности урока необходимо провести хронометраж анализируемого урока физкультуры заполнением предлагаемых граф таблицы и рисунка диаграммы затрат урочного времени, где показаны:

    – общая плотность урока;

    – моторная плотность урока;

    – неоправданные затраты урочного времени.

    30. Физиологическая кривая занятия. Анализ распределения учебного материала по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (ЧСС) _____________________________________________________________________

    31. ЧСС у учащихся: до занятия (в покое уд/мин) _________________________________________________________

    наибольший пульс ______ на ______ минуте урока;

    в заключительной части урока ______;

    через 5 минут после окончания урока (в покое уд/мин) ___________

    32. Какие специально намеченные планом физические качества развивались?______________________________ __________________________________________________________________________________________________

    В какой мере осуществлены эти задач? ___________________________________________________________________

    Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

    Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

    1. Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

    В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

    • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
    • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
    • наличие субъектов образовательной деятельности

    В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

    2. Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

    В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

    3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.

    Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

    • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
    • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

    Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.

    Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации

    • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
    • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
    • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
    • оценка результатов проведения учебного занятия;
    • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
    • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

    Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

    • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
    • мотивационное обеспечение урока;
    • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
    • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
    • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
    • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
    • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
    • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

    В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.

    Показатели и критерии

    Организация учебного занятия:

    • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
    • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
    • Наличие плана занятия
    • Распределение времени учебного занятия
    • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

    Поддержание дисциплины:

    • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
    • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
    • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

    Мотивация и целеполагание:

    • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
    • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
    • Обеспечение мотивации процесса обучения

    Изложение учебного материала:

    • Преподаватель логичен и последователен
    • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
    • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
    • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
    • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
    • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
    • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
    • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
    • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

    Формы и методы работы:

    • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
    • Использование на занятии активных форм и методов обучения
    • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
    • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

    Подведение итогов и организация рефлексии:

    Выдача домашнего задания

    Подведении итогов занятия

    Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

    Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.

    старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

    ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы

    Чистякова Ольга Александровна


    1.Преподаватель, проводящий занятие:

    2. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»

    3. Форма занятия (лекция, практическое, лабораторное занятие и пр.): практическое

    4. Контингент (факультет, курс, группа ): педагогический факультет, 4 курс, 416 группа

    5. Тема занятия: «Психолого-педагогические исследования в системе образования, их роль»

    6. Основные характеристики качества проводимого занятия:

    а) характеризуя данное занятие можно выявить соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины, в лекции четко определены функции как методологии исследования, так и самой исследовательской деятельности,

    б) в процессе проведенного занятия преподаватель использовал различные методы и формы работы, активизирующие студентов: опрос, деловую игру «Как формируются научные знания», различные практические примеры, проблемные вопросы, активизирующие знания студентов, написание эссе «Роль знаний в науке и практике»;

    в) активность студентов на занятии была достаточно высокой, использовались проблемные задания на выявление роли педагогики и психологии в системе научного знания, определение основных категорий и понятий «наука», «знание», «познание» проходило в форме деловой игры.

    г) общее впечатление от занятия: занятие проведено на достаточно высоком научном и практическом уровне, подготовка преподавателя к занятию прослеживается в выборе оптимальных средств и методов обучения.

    Подпись преподавателя, проводящего занятие ____________

    Подпись магистранта _________________________________

    Дата посещения занятия ______________________________

    Педагогический факультет

    План-конспект занятий в рамках

    Научно-педагогической практики

    направление: 050100 Педагогическое образование

    степень (квалификация) - магистр педагогического образования

    профиль: «Социальная педагогика»

    Студента 2-го курса магистратуры

    Кыневой И.

    _________________________

    (подпись) .

    Руководитель практики

    Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент

    _________________________

    Шадринск, 2013


    План-конспект фрагмента занятия

    1. Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
    2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
    3. практическое
    4. Тема занятия: «Теоретические основы коммуникации»
    5. Часть занятия: основная.
    6. Учебные задачи:

    Выявить знания студентов о содержании законов и функций теории коммуникации;



    Закрепить знания студентов о современных исследованиях в области педагогической коммуникации;

    1. Содержание фрагмента занятия:

    Опрос студентов о содержании законов коммуникации;

    Использование аналоговых заданий на применение коммуникативных законов в педагогическом процессе образовательных учреждений различного типа;

    Опрос студентов о функциях коммуникации;

    Написание эссе на темы: «Коммуникация и ее функции в моем школьном опыте», «Функции коммуникации – как я их понимаю» (по вариантам).

    1. опрос, написание эссе, использование проблемных ситуаций.
    2. Активность студентов: высокая.
    3. Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод опроса студентов по выявлению знаний об основных законах и функциях теории коммуникации; были использованы такие методы активизации студентов как: решение проблемной ситуации, написание эссе и пр. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, неравнодушное отношение студентов к содержанию дисциплины, хотя в начале трудно было перебороть волнение и испуг от того, что оказалась в центре внимания достаточно большой группы студентов. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.
    4. Рекомендации преподавателя


    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Оценка ______________

    План-конспект занятия

    1. Преподаватель, проводящий занятие (Ф.И.О., степень, звание): Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
    2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
    3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, пр.): лекция
    4. Контингент (факультет, курс, группа): педагогический факультет, 3 курс, 316 группа.
    5. Тема занятия: «Модели и основные элементы коммуникационного процесса» (4 часа)
    6. Часть занятия: вводная, основная, заключительная.

    7. Учебные задачи:

    Формировать у студентов знания о содержании основных теоретических подходов к определению моделей коммуникации,

    Формировать научные представления об основных элементах коммуникационного процесса;

    Способствовать овладению студентами совокупностью навыков и умений педагогического общения.

    9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: лекция-рассказ, использование презентации, использование проблемных ситуаций, примеров, деловая игра «Барьеры коммуникации».

    10. Активность студентов: высокая.

    11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод лекции-рассказа об истории появления коммуникационных моделей с применением мультимедийной презентации. Были использованы такие методы активизации студентов как: деловая игра, примеры из практики и художественной литературы. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, собственное ощущение от значимости моей деятельности. В начале занятия самым трудным для меня было охватить вниманием всю аудиторию, сделать так, чтобы учебный материал был понятен каждому. Однако постепенно, по мере изложения материала, контакт был установлен. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.

    1. Рекомендации преподавателя _____________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Оценка ______________

    Подпись преподавателя учебной дисциплины _______________

    Подпись магистранта ____________________________________

    Дата проведения _______________________________________

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

    Педагогический факультет

    Кафедра социальной педагогики и социальной работы

    Индивидуальный план