Войти
Портал государственных закупок
  • Сонник поцелуй человека. Тебя целуют во сне. Значение снов Поцелуй
  • Бухучет инфо Основные изменения в корректировочном бланке
  • Фонетический разбор слова «звуко-буквенный
  • Парад планет - одно из самых величественных явлений природы
  • Артериальное давление – норма и патология
  • Расчет по страховым взносам: сложности заполнения
  • Историк история с древнейших времен. Сергей михайлович соловьев история россии с древнейших времен. Правление императора Александра I

    Историк история с древнейших времен. Сергей михайлович соловьев история россии с древнейших времен. Правление императора Александра I

    С.М.Соловьев - крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева», - так писал о Соловьеве его ученик, историк В.О.Ключевский. Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие - опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Это - подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после смерти. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.
    Сергей Михайлович Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. Его отец, протоиерей Михаил Васильевич Соловьев, был законоучителем (преподавателем закона Божия) и настоятелем в Московском коммерческом училище. Получив образование в Славяно-греко-латинской академии, Михаил Васильевич отличался начитанностью, свободно говорил по-французски, всю жизнь пополнял личную библиотеку. Мать будущего историка, Елена Ивановна, урожденная Шатрова, также стремилась к образованию. В семье Соловьевых царил демократический дух, тяга к знаниям, к просвещению.
    По заведенному в семье духовенства обычаю отец записал восьмилетнего сына в Московское духовное училище. Увидев вскоре, что пользы от пребывания там сына не будет, он выписал его из духовного звания.
    В 1833 году Сергей Соловьев был зачислен в 3-й класс Первой московской гимназии. Здесь он становится первым учеником по успеваемости, а любимыми его предметам были история, русский язык и словесность. В гимназии Соловьев приобрел могущественного покровителя в лице попечителя Московского учебного округа графа Строганова, которому Сергей был представлен как первый ученик. «С того времени, - вспоминал много лет спустя Строганов, - я не терял его из виду». Почти полвека граф следил за успехами своего воспитанника, не раз оказывал ему помощь в трудных обстоятельствах.
    В 1838 году Соловьев окончил гимназию с серебряной медалью (золотых не давали) и по выпускным экзаменам был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. Среди профессоров, оказавших наиболее сильное влияние на Соловьева, следует отметить историка Погодина. Он познакомил Соловьева со своим богатейшим собранием рукописей. Работая над ними, Сергей Михайлович сделал первое открытие: обнаружил неизвестную ранее 5-ю часть «Истории Российской» Татищева. Однако единомышленником Погодина Соловьев так и не стал.
    После окончания университета Сергей Михайлович получил предложение графа Строганова выехать за границу в качестве домашнего учителя детей его брата, бывшего министра внутренних дел А.Г.Строганова. Молодой историк дал согласие и с 1842 по 1844 годы жил в семье Строгановых. Это позволило ему побывать в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Все свободное время он уделял пополнению образования: слушал лекции известных профессоров в Берлине и Париже, работал в библиотеках, посещал художественные галереи и театры. Пребывание за границей расширило культурный и политический кругозор историка, еще больше подготовило его к научной и преподавательской карьере.
    Вернувшись в Москву, Сергей Михайлович сдает в январе 1845 года магистерские экзамены, а в октябре того же года защищает диссертацию на тему «Об отношениях Новгорода к великим князьям». В 1847 году Соловьев защищает докторскую диссертацию по теме «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Обе диссертации представляли собой попытку решить вопрос о внутренней закономерности в процессе образования централизованного русского государства XVI века. Эти исследования подвергли критике концепцию бывшего учителя Соловьева профессора Михаила Петровича Погодина. (Погодин придавал определяющее значение влиянию внешних событий на образование русского государства, а именно варяжскому и монгольскому завоеваниям). Сформулированные Соловьевым исторические воззрения сразу же нашли поддержку у либеральной профессуры Московского университета, во главе которой стоял Тимофей Николаевич Грановский.
    Успешная защита укрепила положение Соловьева в университете, дав возможность 27-летнему доктору русской истории получить профессорскую должность. Тогда же началось его сотрудничество в популярнейших журналах того времени «Современнике» и «Отечественных записках». Поддержка Грановского ввела Соловьева в западнический кружок университета и в центр духовной жизни Москвы.
    Вся последующая научно-педагогическая и служебная биография Сергея Михайловича Соловьева связана с Московским университетом - старейшим высшим учебно-научным центром России. Здесь более тридцати лет он был профессором кафедры русской истории, в течение шести лет работал деканом историко-филологического факультета, шесть лет, с 1871 по 1877 годы, был выборным ректором университета. В марте 1872 года Соловьева избирают академиком Российской Академии наук по Отделению русского языка и словесности.
    Беспредельная преданность науке, огромная трудоспособность и организованность позволили Соловьеву создать множество исследований, каждое из которых привлекало к себе пристальное внимание специалистов и любителей истории. Среди них - статьи «Древняя Россия», «Исторические письма», «Прогресс и религия», книга, выросшая из цикла лекций «Публичные чтения о Петре Великом», «История падения Польши» и ряд других трудов.
    Вершиной научного творчества Соловьева является его фундаментальная «История России с древнейших времен». К ее написанию ученый приступил совсем молодым человеком. В своих «Записках» он так рассказал о начале этой работы: «Пособий не было; Карамзин устарел в глазах всех; надобно было, для составления хорошего курса, заниматься по источникам; но почему же этот самый курс, обработанный по источникам, не может быть передан публике, жаждущей иметь русскую историю полную и написанную, как писались истории государств в Западной Европе? Сначала мне казалось, что история России будет обработанный университетский курс; но когда я приступил к делу, то нашел, что хороший курс может быть только следствием подробной обработки, которой надо посвятить жизнь. Я решился на такой труд и начал с начала, ибо, как уже сказано, предшествовавшие труды не удовлетворяли».
    Соловьев взялся за дело, обладая солидной подготовкой: он изучил широкий круг источников и литературы, в совершенстве владел техникой исследовательской работы, отчетливо видел схему будущего труда. Конечно, почти за 30 лет работы многое в его взглядах менялось, уточнялось, но исходные основополагающие теоретические принципы и подходы ученый последовательно провел на страницах всей книги.
    Одна из главных идей его сочинения - представление об истории России как едином, закономерно развивающемся процессе. В предисловии к 1-му тому Сергей Михайлович писал: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию - вот обязанность историка в настоящее время, как ее понимает автор предлагаемого труда».
    Другим стержневым положением его труда является идея исторического прогресса. Источником исторического прогресса, по Соловьеву, является борьба противоречивых начал, как общих для всех народов, так и своеобразных, объясняющих у каждого из них национальные особенности исторического процесса. Высшей целью исторического развития ученый считал стремление к воплощению в жизнь идеалов христианства, справедливости и добра. Применительно к России исторический прогресс может и должен стать средством продвижения страны на пути к «правовому государству» и «европейской цивилизации».
    В 1851 году в свет вышел 1-ый том «Истории…», в 1879 году - последний, 29-й, уже после смерти автора. Хронологические рамки работы охватывают историю России с древнейших времен до 1774 года. Историком была разработана следующая периодизация истории России:
    1) с IX до второй половины XII веков - господство родовых междукняжеских отношений;
    2) со второй половины XII до конца XVI века - родовые отношения между князьями переходят в государственные. (Этот этап завершается смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей);
    3) начало XVII века - «Смута», грозившая «юному государству разрушением»;
    4) с 1613 года до середины XVIII века - государственная жизнь России стала развиваться в среде европейских держав;
    5) вторая половина XVIII - первая половина XIX веков - время, когда заимствование «плодов европейской цивилизации» стало необходимым не только « для материального благосостояния», но и для «нравственного просвещения».
    В труде Соловьева специально отсутствует обозначение и выделение периодов, «ибо в истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не начинается вдруг; новое начинается в то время, когда старое продолжается». В каждом из разделов «Истории...» он рассматривает деятельность отдельных личностей, выделяя при этом такие личности, деятельность которых можно проследить по достоверным, на взгляд автора, источникам. В этом нелегком вопросе о роли личности в истории ученый последовательно стремился видеть объективные закономерности исторического процесса, признавал возможность изучения и анализа этих закономерностей.
    Среди главных условий, определявших развитие Древней Руси, Соловьев на первое место ставил «природу страны», на второе - «быт племен, вошедших в новое общество», на третье - «состояние соседних народов и государств». При этом ученый полагал, что в истории России «ход событий постоянно подчиняется природным условиям».
    Своеобразно решал Соловьев вопрос о влиянии татаро-монгольского завоевания на историческое развитие России. Он не считал татарское иго фактором, оказавшим решающее воздействие на объединение русских земель вокруг Москвы.
    Вышедший в свет 1-ый том «Истории…» был встречен историками и читающей публикой неоднозначно. Наряду с положительной оценкой встречались недоброжелательные, а порой грубые и издевательские рецензии. Против Соловьева выступил известный историк-славянофил Беляев и бывший учитель Сергея Михайловича Погодин, неприязненно относившийся к своему бывшему ученику. В рецензии на 1-ый том Погодин писал, что в книге нет «ни одной живой страницы», угол зрения автора «далеко отстоит от нормального», и потому пытаться понять концепцию Соловьева «так же бесполезно, как и обвинять его несправедливо за физический недостаток мысли».
    Следует отметить, что внимание, проявленное Соловьевым к анализу условий исторической жизни народов, было непривычным для исследователей его времени. Новый взгляд вызвал немало нареканий. И лишь в ХХ столетии изучение истории в тесном переплетении с географическими и этнографическими сюжетами получило широкое признание.
    Сергей Михайлович болезненно переживал подобные нападки. Но он не падал духом, а продолжал упорно работать. Спустя годы ученый вспоминал: «Никогда не приходила мне в голову мысль отказаться от своего труда, и в это печальное для меня время я приготовил и напечатал 2-й том «Истории России», который вышел весною 1852 года. Как видно, я защищался удачно не полемическими статьями, но именно томами истории, постоянно ежегодно выходившими...».
    По мере публикации новых томов «Истории России» сочинение Соловьева получало все большее признание. По-прежнему были и отрицательные рецензии, однако в большинстве откликов подчеркивалось обилие фактических сведений, содержащихся в труде ученого, его умение убедительно разъяснять спорные и сложные вопросы русской истории. Особое внимание общественности привлекли 6 и 8-й тома, посвященные второй половине XVI - началу XVII веков. Большое место в них отведено Ивану IV, истории его царствования, а также Смутному времени. В отличие от Карамзина и Погодина, автор рассматривал деятельность Ивана Грозного как период окончательного торжества в России государственных отношений. Он не идеализировал царя, не оправдывал его жестокость, но и не сводил все к личным качествам самодержца, к его больной психике, видел во введении опричнины, в разгроме боярства реальные проявления борьбы старого и нового, расценивая те события как историческую необходимость и закономерность. Излагая внутриполитические и международные проблемы Смутного времени, Соловьев сравнивал различные версии, сопоставляя их между собой, выбирал наиболее достоверные. В результате ему удалось внести существенный вклад в изучение данного периода русской истории.
    Особое внимание Соловьев уделял личности Петра Великого. Он первым среди историков попытался дать научную оценку петровским преобразованиям. По мысли ученого, реформы, проведенные Петром I, были подготовлены предшествующим развитием России. Они явили собой естественный и необходимый переход народа из одного «возраста» в другой. Одолев врагов с Востока, русские люди обратили взоры на Запад и увидели, как живут другие народы. Соловьев писал: «Бедный народ осознал свою бедность и причины ее через сравнение себя с народами богатыми... Народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя, - вождь появился». Этим вождем и был Петр I, который продолжил начинания своих предшественников - русских царей, придал этим начинаниям грандиозный размах и достиг великих результатов. Для Соловьева Петр I был «прирожденным главою государства» и вместе с тем - основателем «нового царства, новой империи», не похожим на своих предков; он - вождь, «а не создатель дела, которое потому есть дело народное, а не личное, принадлежащее одному Петру».
    История России первой четверти XVIII века занимает центральное место в сочинении Соловьева. Его изыскания об эпохе Петра I имели принципиальное значение для освещения этого переломного момента русской истории. Ученый не только ввел в научный оборот огромный пласт архивных документов, но и по-новому представил многие стороны российской действительности.
    Повествуя о событиях, происходивших в царствование Екатерины I, Петра II и Анны Ивановны, Соловьев показывает, что ближайшие преемники царя-реформатора не сумели продолжить его начинаний, произошло отступление от «программы преобразователя». Перелом свершился лишь при Елизавете Петровне, которая избавила страну от засилья иностранцев; при ней «Россия пришла в себя» от «ига Запада».
    Последние тома сочинения Соловьева посвящены российской истории в период правления Екатерины II. Свой рассказ он успел довести до начала крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Приведенные им обширные сведения о внутренней и внешней политике, хозяйственной жизни и быте заложили основы научного изучения истории России второй половины XVIII столетия.
    Немало в «Истории России» спорных положений, если подойти к ее оценке с позиций науки сегодняшнего дня. Однако все они несопоставимы с тем огромным, поистине уникальным вкладом, который вносит это сочинение в отечественную и мировую историческую науку.
    В 1877 году Сергей Михайлович серьезно заболел. Вскоре болезни сердца и печени приобрели роковой характер. Превозмогая боль, ученый продолжал работать: готовил материалы к очередному тому «Истории России», интересовался литературными новинками.
    4 октября 1879 года С.М.Соловьев скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его смерть стала тяжелым ударом для российской исторической науки. В появившихся некрологах отмечались его заслуги перед отечественной культурой. В одном из них есть такие слова: «Мы жалуемся, что у нас нет характеров, а вот еще недавно жил между нами человек с твердым характером, всю жизнь посвятивший службе русской земле; мы жалуемся, что у нас нет ученых, а вот только что сошел в могилу человек, место которого в ряду величайших ученых XIX века».
    Чрезвычайно обширен круг вопросов, охваченных Соловьевым в течение своей научной деятельности, продолжавшейся около 40 лет. Он на протяжении всей своей деятельности стремился подвести известные итоги изучения России, обобщить свои взгляды на историю нашего государства в ряде общедоступных лекций, публичных чтений и статей. Заслуга Соловьева состоит и в том, что им впервые в научный оборот было введено огромное количество ранее неопубликованных исторических источников. В своих «Исторических письмах» он писал: «Жизнь имеет полное право предлагать вопросы науке; наука имеет обязанность отвечать на эти вопросы».
    Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений Соловьева, вышедших при его жизни, с 1838 по 1879 годы. Конечно, далеко не все из них представляют интерес для широкой читательской среды. Прошло более столетия. Историческая наука получила дальнейшее развитие. Но основное произведение ученого «История России с древнейших времен», которое стало величайшим вкладом в развитие отечественной истории и культуры, не может оставить никого равнодушными. Интерес к трудам Сергея Михайловича Соловьева не ослабевает, его сочинения продолжают издаваться, изучаться в вузах и пользуются неизменным спросом у самого широкого круга читателей.

    Литература
    Историки России XVIII - XX веков. Вып. 1. - М., 1995.
    Цимбаев, Н. Сергей Соловьев. - М., 1990. - (ЖЗЛ).

    Соловьев Сергей Михайлович

    История России с древнейших времен (Том 1-29)

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Русскому историку, представляющему свой труд во второй половине XIX века, не нужно говорить читателям о значении, пользе истории отечественной; его обязанность предуведомить их только об основной мысли труда.

    Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию - вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда.

    Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней средней и южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала - непосредственно и посредством другого начала - дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда. Замечаем именно могущественное влияние этого быта, замечаем другие влияния, влияние греко-римское, которое проникает вследствие принятия христанства от Византии и обнаруживается преимущественно в области права. Но, кроме греков, новорожденная Русь находится в тесной связи, в беспрестанных сношениях с другим европейским народом - с норманнами: от них пришли первые князья, норманны составляли главным образом первоначальную дружину, беспрестанно являлись при дворе наших князей, как наемники участвовали почти во всех походах, - каково же было их влияние? Оказывается, что оно было незначительно. Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть речи о господстве норманнов, о норманском периоде.

    Выше замечено, что быт племен, быт родовой могущественно действовал при определении отношений между правительственным началом и остальным народонаселением. Этот быт долженствовал потерпеть изменения вследствие влияния новых начал, но оставался еще столько могущественным, что в свою очередь действовал на изменявшие его начала; и когда семья княжеская, семья Рюриковичей, стала многочисленна, то между членами ее начинают господствовать родовые отношения, тем более что род Рюрика, как род владетельный, не подчинялся влиянию никакого другого начала. Князья считают всю Русскую землю в общем, нераздельном владении целого рода своего, причем старший в роде, великий князь, сидит на старшем столе, другие родичи смотря по степени своего старшинства занимают другие столы, другие волости, более или менее значительные; связь между старшими и младшими членами рода чисто родовая, а не государственная; единство рода сохраняется тем, что когда умрет старший или великий князь, то достоинство его вместе с главным столом переходит не к старшему сыну его, но к старшему в целом роде княжеском; этот старший перемещается на главный стол, причем перемещаются и остальные родичи на те столы, которые теперь соответствуют их степени старшинства. Такие отношения в роде правителей, такой порядок преемства, такие переходы князей могущественно действуют на весь общественный быт древней Руси, на определение отношений правительственного начала к дружине и к остальному народонаселению, одним словом, находятся на первом плане, характеризуют время.

    Начало перемены в означенном порядке вещей мы замечаем во второй половине XII века, когда Северная Русь выступает на сцену; замечаем здесь, на севере, новые начала, новые отношения, имеющие произвести новый порядок вещей, замечаем перемену в отношениях старшего князя к младшим, ослабление родовой связи между княжескими линиями, из которых каждая стремится увеличить свои силы на счет других линий и подчинить себе последние уже в государственном смысле. Таким образом, чрез ослабление родовой связи между княжескими линиями, чрез их отчуждение друг от друга и чрез видимое нарушение единства Русской земли приготовляется путь к ее собиранию, сосредоточению, сплочению частей около одного центра, под властию одного государя.

    Первым следствием ослабления родовой связи между княжескими линиями, отчуждения их друг от друга было временное отделение Южной Руси от Северной, последовавшее по смерти Всеволода III. Не имея таких прочных основ государственного быта, какими обладала Северная Русь, Южная Русь после татарского нашествия подпала под власть князей литовских. Это обстоятельство не было гибельно для народности юго-западных русских областей, потому что литовские завоеватели приняли русскую веру, русский язык, все оставалось по-старому; но гибельно было для русской жизни на юго-западе соединение всех литовско-русских владений с Польшею вследствие восшествия на польский престол литовского князя Ягайла: с этих пор Юго-Западная Русь должна была вступить в бесплодную для своего народного развития борьбу с Польшею для сохранения своей народности, основою которой была вера; успех этой борьбы, возможность для Юго-Западной Руси сохранить свою народность условливались ходом дел в Северной Руси, ее самостоятельностью и могуществом.

    Здесь новый порядок вещей утверждался неослабно. Вскоре по смерти Всеволода III, по отделении Южной Руси от Северной, явились и в последней татары, опустошили значительную ее часть, наложили дань на жителей, заставили князей брать от ханов ярлыки на княжение. Так как для нас предметом первой важности была смена старого порядка вещей новым, переход родовых княжеских отношений в государственные, отчего зависело единство, могущество Руси и перемена внутреннего порядка, и так как начала нового порядка вещей на севере мы замечаем прежде татар, то монгольские отношения должны быть важны для нас в той мере, в какой содействовали утверждению этого нового порядка вещей. Мы замечаем, что влияние татар не было здесь главным и решительным. Татары остались жить вдалеке, заботились только о сборе дани, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя все как было, следовательно, оставляя на полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере прежде них. Ярлык ханский не утверждал князя неприкосновенным на столе, он только обеспечивал волость его от татарского нашествий; в своих борьбах князья не обращали внимания на ярлыки; они знали, что всякий из них, кто свезет больше денег в Орду, получит ярлык преимущественно перед другим и войско на помощь. Независимо от татар обнаруживаются на севере явления, знаменующие новый порядок, - именно ослабление родовой связи, восстания сильнейших князей на слабейших мимо родовых прав, старание приобрести средства к усилению своего княжества на счет других. Татары в этой борьбе являются для князей только орудиями, следовательно, историк не имеет права с половины XIII века прерывать естественную нить событий - именно постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные - и вставлять татарский период, выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений.

    Борьба отдельных княжеств оканчивается на севере тем, что княжество Московское вследствие разных обстоятельств пересиливает все остальные, московские князья начинают собирать Русскую землю: постепенно подчиняют и потом присоединяют они к своему владению остальные княжества, постепенно в собственном роде их родовые отношения уступают место государственным, удельные князья теряют права свои одно за другим, пока, наконец, в завещании Иоанна IV удельный князь становится совершенно подданным великого князя, старшего брата, который носит уже титул царя. Это главное, основное явление - переход родовых отношений между князьями в государственные условливает ряд других явлений, сильно отзывается в отношениях правительственного начала к дружине и остальному народонаселению; единство, соединение частей условливает силу, которою новое государство пользуется для того, чтобы победить татар и начать наступательное движение на Азию; с другой стороны, усиление Северной Руси вследствие нового порядка вещей условливает успешную борьбу ее с королевством Польским, постоянною целию которой становится соединение обеих половин Руси под одною державою; наконец, соединение частей, единовластие, окончание внутренней борьбы дает Московскому государству возможность войти в сношения с европейскими государствами, приготовлять себе место среди них.

    • Предисловие 11
    • Том 1 11
    • Глава первая. Природа Русской государственной области и ее влияние на историю. - Равнинность страны. - Соседство ее с Среднею Азией. - Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. - Периоды борьбы между ними. - Козаки. - Племена славянские и финские. - Славянская колонизация. - Значение рек на великой равнине. - Четыре главные части древней России. - Озерная область Новгородская. - Область Западной Двины. - Литва. - Область Днепра. - Область Верхней Волги. - Путь распространения русских владений. - Область Дона. - Влияние природы на характер народный 15
    • Глава вторая. Постепенное распространение сведений о Северо-Восточной Европе в древности. - Быт народов, здесь обитавших. - Скифы. - Агатирсы. - Невры. - Андрофаги. - Меланхлены. - Будины. - Гелоны. - Тавры. - Сарматы. - Бастарны. - Аланы. - Греческие колонии на северном берегу Понта. - Торговля. - Характер азиатского движения 25
    • Глава третья. Славянское племя. - Его движение. - Венеды Тацита. - Анты и сербы. - Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. - Родовой быт славян. - Города. - Нравы и обычаи. - Гостеприимство. - Обращение с пленными. - Брак. - Погребение. - Жилища. - Образ ведения войны. - Религия. - Финское племя. - Литовское племя. - Ятвяги. - Готское движение. - Гунны. - Авары. - Козары. - Варяги. - Русь. 31
    • Глава четвертая. Призвание варягов-руси северными племенами славянскими и финскими. - Следствия этого явления. - Обзор состояния европейских народов, преимущественно славянских, в половине IX века 59
    • Глава пятая. Предания о Рюрике, об Аскольде и Дире. - Олег, его движение на юг, поселение в Киеве. - Строение городов, дани, подчинение племен. - Греческий поход. - Договор Олега с греками. - Смерть Олега, значение его в памяти народной. - Предание об Игоре. - Походы на Константинополь. - Договор с греками. - Печенеги. - Смерть Игоря, его характер в преданиях. - Свенельд. - Походы руссов на Востоке 65
    • Глава шестая. Правление Ольги. - Месть древлянам. - Значение предания об этой мести. - Характер Ольги в предании. - Ее уставы. - Принятие христианства Ольгою. - Характер сына ее Святослава. - Его походы на вятичей и козаров. - Святослав в Дунайской Болгарии. - Печенеги под Киевом. - Смерть Ольги. - Распоряжение Святослава относительно сыновей. - Возвращение его в Болгарию. - Война с греками. - Смерть Святослава. - Характер его в предании. - Усобица между сыновьями Святослава. - Владимир в Киеве. - Усиление язычества. - Буйство варягов, уход их в Грецию. (946г.-980г.) 76
    • Глава седьмая. Владимир святой. Ярослав I. Несостоятельность язычества. - Известие о принятии христианства Владимиром. - Распространение христианства на Руси при Владимире. - Средства к утверждению христианства. - Влияние духовенства. - Войны Владимира. - Первое столкновение с западными славянами. - Борьба с печенегами. - Смерть Владимира, его характер. - Усобица между сыновьями Владимира. - Утверждение Ярослава в Киеве. - Отношения к Скандинавии и Польше. - Последняя греческая война. - Борьба с печенегами. - Внутренняя деятельность Ярослава. (980г.-1054г.) 91
    • Глава восьмая. Внутреннее состояние русского общества в первы период его существования. Значение князя. - Дружина, ее отношение к князю и к земле. - Бояре, мужи, гриди, огнищане, тиуны, отроки. - Городовые и сельские полки. - Тысяцкий. - Способы ведения войны. - Городское и сельское народонаселение. - Рабы. - Русская Правда. - Нравы эпохи. - Обычаи. - Занятие жителей. - Состояние религии. - Монашество. - Управление и материальные средства церкви. - Грамотность. - Песни. - Определение степени норманского влияния 117
    • Том 2 149
    • Глава первая. О княжеских отношениях вообще. Завещание Ярослава I. - Нераздельность рода. - Значение старшего в роде, или великого князя. - Права на старшинство. - Потеря этих прав. - Отчина. - Отношение волости младшего князя к старшему 149
    • Глава вторая. События при жизни сыновей Ярослава (1054г.-1093г.) Линии Рюрикова рода, Изяславичи и Ярославичи. - Распоряжения последних насчет своих волостей. - Движения Ростислава Владимировича и гибель его. - Движения Всеслава полоцкого и плен его. - Нашествие половцев. - Поражение Ярославичей. - Восстание киевлян и бегство великого князя Изяслава из Киева. - Возвращение его и вторичное изгнание. - Вторичное возвращение Изяслава и смерть его в битве против обделенных племянников. - Характер первых усобиц. - Княжение Всеволода Ярославича в Киеве. - Новые движения обделенных князей. - Усобицы на Волыни. - Борьба с Всеславом полоцким. - Смерть великого князя Всеволода Ярославича. - Печальное состояние Руси. - Борьба с половцами, торками, финскими и литовскими племенами, болгарами, поляками. - Дружина Ярославичей 153
    • Глава третья. События при внуках Ярослава (1093г.-1125г.) Прежние причины усобиц. - Характер Владимира Мономаха. - Он уступает старшинство Святополку Изяславичу. - Характер последнего. - Нашествие половцев. - Олег Святославич в Чернигове. - Борьба с ним Святополка и Владимира. - Неудача Олега на севере. - Послание Мономаха к Олегу. - Съезд князей в Любече и прекращение борьбы на востоке. - Новая усобица на западе вследствие ослепления Василька Ростиславича. - Прекращение ее на Витичевском съезде. - Распоряжение насчет Новгорода Великого. - Судьба Ярослава Ярополковича, племянника великого князя. - События в Полоцком княжестве. - Войны с половцами. - Борьба с другими соседними варварами. - Связь с Венгриею. - Смерть великого князя Святополка. - Киевляне избирают Мономаха в князья себе. - Война с минским князем Глебом и с волынским Ярославом. - Отношение к грекам и половцам. - Смерть Мономаха. - Дружина при внуках Ярослава I 167
    • Глава четвертая. События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба святославичей с мономаховичами до смерти Юрия Влади. Сыновья Мономаха. - Мстислав, великий князь. - Усобица между Святославичами черниговскими. - Княжество Муромское. - Присоединение Полоцка к волостям Мономаховичей. - Война с половцами, чудью и литвою. - Смерть великого князя Мстислава Владимировича. - Брат его Ярополк - великим князем. - Начало борьбы дядей с племянниками в племени Мономаховом. - Святославичи черниговские вмешиваются в эту борьбу. - События в Новгороде Великом. - Смерть Ярополка Владимировича. - Всеволод Ольгович черниговский изгоняет Вячеслава Владимировича из Киева и утверждается здесь. - Отношения между Мономаховичами; война с ними Всеволода Ольговича. - Отношения его к родным и двоюродным братьям. - Ростиславичи галицкие. - Война великого князя Всеволода с Владимирком Володаревичем галицким. - Князья городенские, полоцкие, муромские. - События в Новгороде Великом. - Вмешательство русских князей в дела польские. - Морской разбой шведов. - Борьба русских с финнами и половцами. - Предсмертные распоряжения великого князя Всеволода Ольговича. - Смерть его. - Изгнание из Киева Игоря Ольговича. - Изяслав Мстиславич Мономашич княжит в Киеве. - Плен Игоря Ольговича. - Раздор между Святославичами черниговскими. - Союз Изяслава Мстиславича с Давыдовичами черниговскими; союз Святослава Ольговича с Юрием Владимировичем Мономашичем, князем ростовским, против Изяслава Мстиславича. - Первое упоминовение о Москве. - Отступление Давыдовичей черниговских от Изяслава Мстиславича. - Киевляне убивают Игоря Ольговича. - Мир Изяслава Мстиславича с Святославичами черниговскими. - Сын Юрия ростовского, Ростислав, переходит к Изяславу Мстиславичу. - Изяслав в Новгороде Великом; поход его на волости дяди Юрия. - Изгнание Ростислава Юрьевича из Киева. - Движение отца его, Юрия, на юг. - Победа Юрия над племянником Изяславом и занятие Киева. - За Изяслава вступаются венгры и поляки; галицкий князь Владимирко за Юрия. - Подвиги сына Юриева, Андрея. - Он хлопочет о мире между отцом своим и Изяславом Мстиславичем. - Непродолжительность мира. - Изяслав изгоняет Юрия из Киева, но должен уступить старшинство другому дяде, Вячеславу. - Война Изяслава с Владимирком галицким. - Юрий изгоняет Вячеслава и Изяслава из Киева. - Изяслав с венграми опять изгоняет Юрия из Киева и опять отдает старшинство Вячеславу, под именем которого княжит в Киеве. - Продолжение борьбы Изяслава с Юрием. - Битва на реке Руте и поражение Юрия, который принужден оставить юг. - Два других неудачных похода его на юг. - Война Изяслава Мстиславича в союзе с венгерским королем против Владимирка галицкого. - Клятвопреступление и смерть Владимирка. - Война Изяслава с сыном Владимирковым, Ярославом. - Смерть Изяслава, его характер. - Вячеслав вызывает к себе в Киев брата Изяславова, Ростислава, из Смоленска. - Смерть Вячеслава. - Ростислав уступает Киев Изяславу Давыдовичу черниговскому. - Юрий ростовский заставляет Давыдовича выехать из Киева и сам окончательно утверждается здесь. - Усобицы между Святославичами в Черниговской волости и Мономаховичами на Волыни. - Союз князей против Юрия. - Смерть его. - События полоцкие, муромские, рязанские, новгородские. - Борьба с половцами и финскими племенами. - Дружина. 190
    • Глава пятая. События от смерти Юрия Владимировича до взятия Киева войсками Андрея Боголюбского (1157г.-1169г.) Изяслав Давыдович вторично княжит в Киеве; причины этого явления. - Перемещения в Черниговской волости. - Неудачный поход князей на Туров. - Изяслав Давыдович заступается за галицкого изгнанника Ивана Берладника. Это вооружает против него многих князей. - Неудачный поход Изяслава на князей Ярослава галицкого и Мстислава Изяславича волынского. - Он принужден оставить Киев, куда Мстислав Изяславич волынский перезывает дядю своего Ростислава Мстиславича из Смоленска. - Уговор дяди и племянника насчет двоих митрополитов-соперников. - Война с Изяславом Давыдовичем. - Смерть последнего. - Ссора великого князя Ростислава с племянником, Мстиславом волынским. - Смерть Святослава Ольговича черниговского и смута по этому случаю на восточной стороне Днепра. - Смерть великого князя Ростислава; характер его. - Мстислав Изяславич княжит в Киеве. - Неудовольствие князей на него. - Войско Андрея Боголюбского изгоняет Мстислава из Киева и опустошает этот город. - Смерть Ивана Берладника. - Смуты полоцкие. - События в Новгороде Великом. - Борьба новгородцев со шведами. - Война Андрея Боголюбского с камскими болгарами. - Борьба с половцами. - Дружина 239
    • Глава Шестая. От взятия Киева войсками Боголюбского до смерти Мстислава Торопецкого (1169г.-1228г.) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. - Характер Андрея и его поведение на севере. - Владимир-на-Клязьме. - Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. - Война его с Мстиславом Изяславичем. - Смерть обоих соперников. - Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. - Ссора Ростиславичей с Андреем. - Мстислав Ростиславич Храбрый. - Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. - Ярослав Изяславич княжит в Киеве. - Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. - Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. - Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. - Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. - Возобновление борьбы по смерти Михаила. - Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. - На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. - Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. - Святослав утверждается в Киеве. - Слабость киевского князя перед суздальским. - Борьба Ярослава галицкого с боярами. - Смерть его. - Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. - Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. - Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. - Гибель Берладникова сына Ростислава. - Насилия венгров в Галиче. - Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. - Смерть Святослава Всеволодовича киевского. - Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. - Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. - Участие Романа в польских усобицах. - Война Мономаховичей с Ольговичами. - Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. - Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. - Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам. - Роман постригает Рюрика в монахи. - Роман гибнет в битве с поляками; его характер. - Малолетние сыновья его, Даниил и Василько, окружены врагами. - Рюрик снова в Киеве и воюет против Романовичей. - Последние должны бежать из Галича. - Галицкие бояре призывают к себе на княжение Игоревичей северских. - Бедственная судьба маленьких Романовичей. - Венгры овладевают Галичем и свирепствуют здесь. - Игоревичи северские изгоняют венгров, но вооружают против себя бояр, которые с помощью венгров возводят на престол Даниила Романовича. - Новые волнения бояр и бегство Даниила. - Боярин Владислав княжит в Галиче. - Венгры и поляки делят между собою Галич. - Продолжение усобицы между Мономаховичами и Ольговичами за Киев; Мономахович в Чернигове. - Усиление Всеволода III Юрьевича на севере. - Отношения его к Рязани, Смоленску и Новгороду Великому. - Деятельность Мстислава Храброго на севере. - Смерть его. - Перемены в Новгороде Великом. - Мстислав Мстиславич торопецкий, сын Храброго, избавляет Новгород от Всеволода III. - Предсмертные распоряжения Всеволода III. - Кончина его. - Усобица между его сыновьями Константином и Юрием. - Мстислав торопецкий вмешивается в эту усобицу и Липецкою победою дает торжество Константину. - Смерть последнего. - Юрий опять великим князем во Владимире. - События рязанские и новгородские. - Деятельность Мстислава торопецкого в Галиче. - Перемены в Киеве, Чернигове и Переяславле. - Дружина. - Немцы в Ливонии. - Смуты в Новгороде и Пскове. - Войны новгородцев с ямью. - Их заволоцкие походы. - Борьба суздальских князей с болгарами. - Основание Нижнего Новгорода. - Войны с Литвою, ятвягами и половцами. - Татарское нашествие. - Общий обзор событий от кончины Ярослава I до кончины Мстислава торопецкого 255
    • Том 3 349
    • Глава первая. Внутреннее состояние руского общества от смерти Ярослава I до смерти Мстислава Торопецкого (1054г.-1228г.) Значение князя. - Титул. - Посаженые князя. - Круг его деятельности. - Доходы княжеские. - Быт князей. - Отношения к дружине. - Дружина старшая и младшая. - Войско земское. - Вооружение. - Образ ведения войны. - Число войск. - Богатыри. - Земля и волость. - Города старшие и младшие. - Новгород и Псков. - Вече. - Особенности новгородского быта. - Внешний вид города. - Пожары. - Народонаселение города. - Погосты и станы. - Слободы. - Сельское народонаселение. - Количество городов в областях. - Препятствия к увеличению народонаселения. - Торговля. - Монетная система. - Искусство. - Домашний быт. - Борьба язычества с христианством. - Распространение христианства. - Церковное управление. - Материальное благосостояние церкви. - Деятельность духовенства. - Монашество. - Законодательство. - Народное право. - Религиозность. - Двуверие. - Семейная нравственность. - Состояние нравственности вообще. - Грамотность. - Сочинения св. Феодосия Печерского, митрополита Никифора, епископа Симона, митрополита Иоанна, монаха Кирика, епископа Луки Жидяты, Кирилла Туровского. - Безыменные поучения. - Поучение Владимира Мономаха. - Путешествие игумена Даниила. - Послание Даниила Заточника. - Поэтические произведения. - Слово о полку Игореве. - Песни. - Летопись 349
    • Глава вторая. От смерти Мстислава Торопецкого до опустошения Руси татарами (1228г.-1240г.) События новгородские. - Война суздальских князей с Черниговом. - Вражда Новгорода с Псковом. - Войны с мордвою, болгарами, немцами и Литвою. - Усобица в Смоленске. - Деятельность Даниила Романовича галицкого. - Участие его в польских делах. - Тевтонский орден. - Батыево нашествие. - Сведения о татарах. 415
    • Глава третья. От батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александра Невского (1240г.-1276г.) Ярослав Всеволодович на севере. - Его поездки к татарам и смерть. - Войны с Литвою, шведами и ливонскими рыцарями. - Деятельность Александра Ярославича Невского. - Михаил Ярославич, князь московский. - Отношения между сыновьями Ярослава - Александром и Андреем. - Андрей изгнан. - Александр - великим князем. - Ссора Александра с Новгородом. - Татарская перепись. - Движение против татар. - Смерть Александра Невского. - Внешние войны. - Ярослав тверской - великим князем. - Отношение его к Новгороду. - Княжение Василия Ярославича костромского. - Ослаба от насилия татарского. - Продолжение борьбы с Литвою и немцами. - События в разных княжествах Северо-Восточной Руси. - Бояре. - События в Юго-Западной Руси 430
    • Глава четвертая. Борьба между сыновьями Александра Невского (1276г.-1304г.) Исчезновение прежних понятий о праве старшинства. - Великий князь Димитрий Александрович переяславский стремится к усилению. - Восстание против него младшего брата, Андрея городецкого, с помощию Орды. - Влияние боярина Семена Тонилиевича. - Союз князей против Димитрия. - Осторожность северных князей. - Разделение Орды, и Димитрий пользуется этим разделением. - Убиение Семена Тонилиевича. - Новая усобица. - Торжество Андрея. - Безуспешный съезд князей. - Князь переяславский Иван Дмитриевич отказывает свою волость князю Даниилу Александровичу московскому. - Смерть Андрея. - События в других северных княжествах. - Отношения к татарам, шведам, немцам и Литве. - Дела на юго-западе 452
    • Глава пятая. Борьба между Москвою и Тверью до кончины Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты (1304г.-1341г.) Соперничество между Михаилом Ярославичем тверским и Юрием Даниловичем московским. - Борьба за Переяславль. - Юрий увеличивает свою волость. - Наступательные движения Твери на Москву. - Борьба Новгорода с Михаилом. - Юрий женится на сестре ханской и воюет с Михаилом, который побеждает его. - Жена Юрия умирает в плену тверском. - Вызов Михаила в Орду и убиение его. - Юрий получает ярлык на великое княжение. - Димитрий Михайлович тверской усиливается против него в Орде. - Димитрий убивает Юрия и сам убит по ханскому приказу. - Хан отдает великое княжение брату Димитриеву, Александру Михайловичу. - События в других княжествах. - Продолжение борьбы у Новгорода со шведами, у Пскова с ливонскими немцами. - Набег литвы. - Война новгородцев с устюжанами. - Иоанн Данилович Калита княжит в Москве. - Митрополит Петр утверждает свой престол в Москве. - Истребление татар в Твери. - Калита с татарами опустошает Тверское княжество. - Александр спасается сперва в Пскове, а потом в Литве. - Он мирится с ханом и возвращается в Тверь. - Возобновление борьбы между Александром и Калитою. - Александр вызывается в Орду и умерщвляется там. - Московский князь примышляет к своей волости. - Судьба Ростова и Твери. - События в других северных княжествах. - События в Новгороде и Пскове. - Смерть Калиты и его духовные грамоты. - Усиление Литвы на западе. - Поляки овладевают Галичем. - События на восточной стороне Днепра 465
    • Глава шестая. События в княжение сыновей Иоанна Калиты (1341г.-1362г.) Симеон Гордый; подручнические отношения князей к нему. - Походы Симеона на Смоленск и Новгород. - Волнения в Новгороде, Твери и Рязани. - События в Ярославле и Муроме. - Дела татарские и литовские. - Олгерд и борьба его с Тевтонским орденом. - Войны Пскова с ливонскими немцами, Новгорода со шведами. - Договор великого князя Симеона с братьями. - Черная смерть. - Кончина и завещание Симеона Гордого. - Соперничество преемника его Иоанна с суздальским князем. - Война с Рязанью. - Судьба московского тысяцкого Алексея Петровича Хвоста. - Усобицы в Муроме, Твери и Новгороде. - Отношения к Орде и Литве. - Смерть великого князя Иоанна. - Торжество его сына Димитрия над суздальским князем. - Московские бояре 483
    • Глава седьмая. Княжения Димитрия Иоанновича Донского (1362г.-1389г.) Следствия усиления Москвы для других княжеств. - Св. Алексей и св. Сергий. - Вторая борьба Москвы с Тверью. - Война рязанская. - Торжество московского князя над тверским. - События в Литве по смерти Олгерда. - Борьба Москвы с Ордою. - Поражение русских на реке Пьяне. - Победа их на Воже. - Куликовская битва. - Нашествие Тохтамыша. - Сын великого князя в Орде. - Война с Рязанью. - События в Нижнем Новгороде. - Отношения великого князя Димитрия к двоюродному брату Владимиру Андреевичу. - Уничтожение сана тысяцкого и судьба боярина Вельяминова. - Отношения Москвы к Новгороду. - Войны Пскова с ливонскими немцами. - События в Литве. - Смерть великого князя Димитрия и его завещание. - Значение княжения Димитриева. - Московские бояре 493
    • Том 4 519
    • Глава первая. Княжение Василия Димитриевича (1389г.-1425г.) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. - Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. - Договоры великого князя с родными братьями. - Отношения к Новгороду Великому. - Внутренние движения в Новгороде. - Ссора Новгорода со Псковом. - Отношения Москвы к Рязани и Твери. - Усобицы между тверскими князьями. - Нашествие Эдигея на Москву. - Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия. - Отношения литовские: взятие Смоленска Витовтом; намерение Витовта овладеть Новгородом; битва Витовта с татарами на Ворскле; вторичное взятие Смоленска Витовтом; борьба московского князя с литовским и мир на Угре; взгляд летописца на литовские и татарские отношения. - Отношения Литвы к Польше и Тевтонскому ордену. - Борьба Пскова и Новгорода с Ливонским орденом. - Борьба Новгорода со шведами. - Смерть Василия Димитриевича. - Его духовные грамоты. - Бояре Василия 519
    • Глава вторая. Княжение Василия Васильевича Темного (1425г.-1462г.) Малолетство Василия Васильевича. - Новая усобица дяди с племянником. - Спор в Орде между ними. - Московский боярин Всеволожский. - Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. - Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. - Возобновление борьбы между дядею и племянником. - Василий попадается в плен к Юрию. - Василий в Коломне. - Продолжение борьбы. - Смерть Юрия. - Василий утверждается в Москве. - Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. - Ослепление Косого. - Отношения великого князя к другим удельным князьям. - Отношения татарские. - Плен великого князя у казанских татар и освобождение. - Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. - Слепой Василий получает Вологду. - Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. - Продолжение борьбы Василия с Шемякою. - Деятельность духовенства в этой борьбе. - Смерть Шемяки. - Отношения великого князя к другим удельным князьям. - Отношения к Рязани и Твери. - Отношения к Новгороду и Пскову. - События в Литве, борьба ее с Польшею. - Отношения Литвы к Москве. - Татарские нашествия. - Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. - Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные 541
    • Глава третья. Внутреннее состояние русского общества от кончины князя Мстислава Мстиславовича Торопецкого до кончины Великого Князя Василия Васильевича. Общий ход событий. - Причины усиления Московского княжества. - Московские волости. - Их судьба по княжеским завещаниям. - Способы их увеличения. - Границы их. - Перемены в отношениях между старшим и младшими князьями. - Положение женщины в роде княжеском. - Служебные князья. - Титулы княжеские. - Печати. - Посажение на стол. - Отношение к татарам. - Законодательная власть князя. - Финансы. - Богатство князей. - Жизнь русского князя на севере и юге. - Положение дружины. - Войско. - Характер войны. - Города. - Сельское народонаселение. - Казаки. - Бедствия политические и физические. - Торговля. - Деньги. - Искусство, ремесла. - Церковь. - Законодательные памятники. - Международное право. - Правы. - Обычаи. - Литература. - Летописи. - Общий ход русской истории до образования Московского государства 573
    • Том 5. Часть 1 691
    • Глава первая. Новгород Великий. Значение Иоанна III и характер его. - Состояние Новгорода Великого. - Литовская сторона. - Борецкие. - Столкновения с великим князем. - Осторожное поведение великого князя и митрополита. - Избрание владыки. - Вечевая усобица. - Договор с Казимиром литовским. - Война Новгорода с Москвою. - Мир по старине. - Посвящение владыки Феофила. - Новгородское безнарядье; обиженные обращаются к суду великокняжескому. - Мирный приезд Иоанна в Новгород для управа. Суд. - Жалобщики едут в Москву. - Государь и господин. - Иоанн хочет быть государем в Новгороде. - Новая война. - Приравнение Новгорода к Москве. - Движения в Новгороде в пользу старины. - Казни и переселения. - Присоединение Вятки. - Ссоры псковичей с наместниками великокняжескими. - Московский великий князь распоряжается в Рязани. - Присоединение Твери к Москве; окончательное присоединение Ярославля и Ростова 691
    • Глава вторая. София Палеолог. Присоединение удела Верейского к Москве. - Отношение Иоанна III к родным братьям. - Второй брак Иоанна на Софии Палеолог. - Значение Софии. - Борьба между сыном и внуком Иоанновыми. - Судьба главных вельмож 712
    • Глава третья. Восток. Подчинение Казани. - Завоевание Перми. - Югорские князья платят дань в Москву; утверждение русских на Печоре; переход за Уральские горы. - Нашествия хана Золотой Орды Ахмата. - Поведение Иоанна во время второго нашествия Ахмата. - Послание к нему Вассиана, архиепископа Ростовского. - Отступление Ахмата от Угры. - Гибель Ахмата в степях. - Крымская орда. - Союз Иоанна с крымским ханом Менгли-Гиреем; крымцы дорушивают Золотую Орду. - Первые сношения России с Турциею. - Сношения с тюменцами, ногаями, Хоросаном и Грузиею 722
    • Глава четвертая. Литва. Выгодное положение московского великого князя относительно князя литовского. - Враждебность Казимира литовского к Иоанну. - Иоанн в союзе с крымским ханом против Литвы. - Переход мелких пограничных князей из литовского подданства в московское. - Смерть короля Казимира. - Наступательное движение со стороны Москвы на Литву. - Сватовство сына Казимирова, великого князя Александра, на Елене, дочери Иоанновой. - Мир и брак. - Неприятности по поводу Елены. - Переход князей Бельского, Черниговского и Северского от Александра к Иоанну. - Возобновление войны. - Победы русских на Ведроше и под Мстиславлем. - Александр ищет мира. - Посредничество короля венгерского. - Перемирие. - Сношения Елены с отцом. - Войны с ливонскими немцами. - Война со шведами в союзе с Даниею. - Сношения с австрийским двором, с Венециею 737
    • Глава пятая. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна III. Смерть и завещание Иоанна III. - Договор сыновей Иоанновых при жизни отца. - Титул Иоанна III. - Форма обращений вельмож и служилых людей к великому князю. - Печати. - Казна великокняжеская. - Богатство удельных князей. - Доходы великокняжеские. - Образ жизни великого князя. - Сравнительное положение великих князей московского и литовского. - Князья и бояре в Москве. - Крестоцеловальные записи. - Новые придворные чины. - Двор великой княгини. - Богатство князей-бояр. - Кормления. - Поместья. - Войско в Северо-Восточной и Юго-Западной России. - Приказы. - Города Юго-Западной России. - Магдебургское право. - Внешний вид русского города. - Пожары. - Сельское народонаселение. - Юрьев день. - Сельское народонаселение в литовских владениях. - Бедствия. - Торговля. - Искусства. - Почты. - Церковь. - Ересь жидовская. - Иосиф Волоцкий. - Меры к улучшению нравственности духовенства. - Заботы о грамотности. - Богорадное житие в монастырях. - Поучения. - Материальное состояние духовенства. - Вопрос: следует ли монастырям владеть населенными имениями? Связь русской церкви с восточною. - Состояние православного духовенства в литовских владениях. - Судебник Иоанна III и судебник Казимира литовского. - Народное право. - Общественная нравственность. - Литература 765
    • Том 5. Часть 2 807
    • Глава первая. Псков. Война с Казанью. - Война с Литвою. - Глинский. - Смерть короля Александра. - Глинский вооружается против преемника его, Сигизмунда, и вступает в службу к московскому великому князю. - Вечный мир между Василием и Сигизмундом. - Вражда у Василия с Крымом. - Дела ливонские. - Падение Пскова 807
    • Глава вторая. Смоленск. Возобновление войны с Литвою. - Взятие Смоленска. - Измена Глинского. - Поражение русских у Орши. - Сигизмунд не пользуется победою. - Сигизмунд подущает крымцев к нападению на русские владения. - Союз Василия с Альбрехтом Бранденбургским. - Посредничество императора Максимилиана. - Посольство Герберштейна. - Союз Казани и Крыма против Москвы. - Нашествие Магмет-Гирея. - Перемирие с Литвою. - Войны с Казанью. - Сношения с Крымом, Швециею, городами ганзейскими, Даниею, Римом, Турциею. - Присоединение Рязани, княжества Северского и удела Волоцкого 818
    • Глава третья. Дела внутренние. Отношения великого князя к братьям. - Развод Василия и новый брак. - Болезнь и кончина Василия. - Характер покойного. - Его образ жизни, семейные отношения. - Отношения к вельможам. - Титул, доходы великих князей московского и литовского. - Обычаи московского двора. - Состав двора. - Войско. - Приказы. - Жалованные грамоты. - Вельможество и войско в Западной России. - Козаки. - Города. - Сельское народонаселение. - Свойства страны по иностранным описаниям. - Промыслы. - Торговля. - Искусства. - Церковные события. - Иосиф Волоцкий и Максим Грек. - Вассиан Косой. - Быт монастырей. - Сношения с восточными церквами. - Состояние западнорусской церкви. - Законодательство. - Народное право. - Нравы и обычаи. - Литература 841

    17 мая (н. ст.) 1820 года родился Сергей Михайлович Соловьёв, российский историк, один из основателей государственной школы в русской историографии.

    Учеба

    Сергей Михайлович происходил из семьи священника, преподавателя Московского коммерческого училища. По традиции России XIX века, согласно сословному происхождению, в 8 лет был записан в духовное училище, которое так и не окончил. До 13-летнего возраста отец обучал Соловьёва Закону Божьему и древним языкам. К этому же возрасту как минимум 12 раз Соловьёв прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. В 1838 году будущий великий ученый с серебряной медалью окончил 1-ю Московскую гимназию. В бытность учебы гимназист попал под покровительство графа Строганова, бывшего попечителем Московского учебного округа. В том же, 1838, году Соловьёв поступил в на историко-филологическое отделение. Среди прекрасных историков, преподавателей Соловьёва, можно отметить М. П. Погодина и Т. Н. Грановского. Курс истории Средних веков, который читал последний, заставил Соловьёва прийти к выводу, что русскую историю необходимо изучать без отрыва от судеб других народностей.

    Труд всей жизни

    В качестве домашнего учителя с 1842 года Соловьёв путешествовал со Строгановыми по Европе. Там молодой ученый имел возможность посещать лекции выдающихся историков современности. В 1845 году, уже в России, Соловьёв защитил магистерскую диссертацию по теме «Об отношениях Новгорода к великим князьям», в 1847-м защитил докторскую диссертацию с работой на тему «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1851 году свет увидел первый из 29 томов «Истории России с древнейших времен» - главного труда жизни Соловьёва, принесшего ему известность в России и Европе. Главной идеей Соловьёва стало представление об истории России как о едином закономерном поступательном процессе развития от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Соловьёв указал на зависимость развития особенностей России от ее географического положения. Судьбой Соловьёву было уготовано стать профессором Московского университета, затем его ректором, академиком Петербургской академии наук, тайным советником, заслужить авторитет в царской семье, заниматься историей с сыновьями императора.

    Примиритель

    К моменту рождения Соловьёва как историка история Карамзина утратила в России былую животрепещущую актуальность. Требовалось не просто рассказать, но объяснить события прошлого. Частично это сделали славянофилы, выступившие с реакцией на старые идеи, олицетворенные Карамзиным. Соловьёв, не примкнувший ни к западникам, ни к славянофилам, бывший патриотом-государственником, стал примирителем между старыми и необходимыми новыми подходами в исторической науке. По мнению Соловьёва, государство - это естественный продукт народной жизни, то есть сам народ в его собственном развитии, поэтому отделять одно от другого не стоит. Таким образом, Соловьёв пришел к выводу, отличному от представлений Карамзина: - это не история правительства с органами власти, а история народной жизни в целом. От славянофилов ученого отличало то, что он не противопоставлял «государство» и «землю» и не ограничивался так называемым духом народа. По мнению Соловьёва, формирование и развитие и государственного, и общественного быта были одинаково необходимы.

    СОЛОВЬЕВ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1820–1879), русский историк. Родился 5 (17) мая 1820 в семье протоиерея, законоучителя (преподавателя закона Божия) и настоятеля Московского коммерческого училища. Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках (любимыми предметами были история, русский язык и словесность) числился первым учеником. В этом качестве Соловьев был представлен и понравился попечителю Московского учебного округа графу С.Г.Строганову , взявшему его под свое покровительство.

    Осенью 1838 по результатам выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первое (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского университета. Учился у профессоров М.Т.Каченовского, Д.Л.Крюкова, Т.Н.Грановского, А.И.Чивилева, С.П.Шевырева , занимавшего кафедру русской истории М.П.Погодина. В университете определилось стремление Соловьева к научной специализации по русской истории. Позднее Соловьев вспоминал в своих Записках , как на вопрос Погодина: «Чем вы особенно занимаетесь?» – он ответил: «Всем русским, русскою историей, русским языком, историей русской литературы».

    По окончании университета Соловьев по предложению графа С.Г.Строганова выехал за границу в качестве домашнего учителя детей его брата. Вместе с семьей Строгановых в 1842–1844 посетил Австро-Венгрию, Германию, Францию, Бельгию, где имел возможность прослушать лекции тогдашних европейских знаменитостей – философа Шеллинга, географа Риттера, историков Неандера и Ранке в Берлине, Шлоссера в Гейдельберге, Ленормана и Мишле в Париже.

    Известие о том, что Погодин подал в отставку, ускорило возвращение Соловьева в Москву. В январе 1845 он сдал магистерские (кандидатские) экзамены, а в октябре защитил магистерскую диссертацию Об отношениях Новгорода к великим князьям: историческое исследование . В ней, в отличие от славянофила Погодина, обособлявшего историю Древней Руси от западноевропейской и делившего ее на самостоятельные «варяжский» и «монгольский» периоды, диссертант сделал упор на внутренней связи исторического процесса, которая проявлялась в постепенном переходе славян от родовых отношений к национальному государству. Своеобразие отечественной истории Соловьев видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эти идеи Соловьев через два года развил в своей докторской диссертации История отношений между русскими князьями Рюрикова дома (1847).

    Передовую для своего времени историческую концепцию Соловьева восторженно встретили представители «западнического» буржуазно- либерального направления общественной мысли Т.Н.Грановский , К.Д.Кавелин и др. Они зачислили молодого ученого в ряды своих сторонников. В спорах о прошлом, настоящем и будущем России, которые будоражили русское общество в середине 19 в., исторические изыскания Соловьева объективно объясняли и оправдывали необходимость отмены крепостного права и буржуазно-демократических реформ.

    Возглавив кафедру русской истории Московского университета в 27-летнем возрасте, Соловьев вскоре поставил перед собой неимоверно трудную задачу – создания нового фундаментального труда по истории России с древнейших времен по 18 в., который заменил бы собой устаревшую Историю государства Российского Н.М.Карамзина.

    В соответствии с замыслом ученый начал перестраивать свои специальные лекционные курсы в университете, посвящая их ежегодно отдельным периодам истории России. Как сообщает Соловьев в своих Записках , с годами стимулирующую роль в подготовке томов начали играть и материальные соображения. Литературные гонорары стали необходимым дополнением к профессорскому жалованью.

    В начале 1851 Соловьев закончил первый том обобщающего труда, названного им История России с древнейших времен . С тех пор с беспримерной пунктуальностью ученый ежегодно выпускал очередной том. Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879, уже после его кончины.

    История России – вершина научного творчества Соловьева, от начала и до конца плод самостоятельной научной работы автора, впервые поднявшего и изучившего новый обширный документальный материал. Главная идея этого сочинения – представление об истории России как едином, закономерно развивающемся прогрессивном процессе продвижения от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Центральное место в процессе исторического развития России Соловьев отводил возникновению политических структур, на основе которых, по его мнению, складывалось государство. В этом смысле он отстаивал те же взгляды, что и историки так называемой государственной школы – К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин . Но в Истории России имелись и другие понятия. Так, среди условий развития Руси на первое место Соловьев ставил «природу страны», на второе – «быт племен, вошедших в новое общество», на третье – «состояние соседних народов и государств». С особенностями географии страны Соловьев связывал особенности зарождения русской государственности, борьбу «леса со степью», ход и направление колонизации русскими земель, взаимоотношения Руси с соседними народами. Первым в русской историографии Соловьев обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой. Тем самым ученый выступил против теорий славянофилов, согласно которым петровские реформы означали насильственный разрыв со «славными» традициями прошлого.

    В последние годы жизни политические и исторические взгляды Соловьева претерпели определенную эволюцию – от умеренно либеральных к более консервативным. Ученый многое не одобрял ни в методах осуществления буржуазных реформ, ни в пореформенной действительности 1860–1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания. В своих Записках , написанных незадолго до кончины, Соловьев с горечью констатировал: «Преобразования производятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХVI-ые или Александры II-ые». Эта эволюция нашла свое отражение в последних монографиях ученого История падения Польши (1863), Прогресс и религия (1868), Восточный вопрос 50 лет назад (1876), Император Александр Первый: Политика – Дипломатия (1877), в публичных лекциях о Петре Великом (1872). В этих трудах Соловьев осудил польское восстание 1863, оправдал внешнеполитическую линию России и ее венценосцев, все более отчетливо стал выступать за просвещенную (не конституционную) монархию и имперское величие России.