Войти
Портал государственных закупок
  • Японская рыба фугу: блюда из рыбы, технология приготовления и причины отравления
  • Образец договор субаренды нежилого помещения
  • Нумерология имени: значение чисел
  • Необычные десерты из замороженных ягод
  • Знак зодиака дева числа месяца
  • Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
  • Налоги и налогообложение. Типы налоговых систем Модели налоговых систем зарубежных стран

    Налоги и налогообложение. Типы налоговых систем Модели налоговых систем зарубежных стран

    Латиноамериканская модель

    Рассмотрим особенности данной модели на примере Боливии.

    В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует три уровня налогов - национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся 11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств. Базовая ставка НДС - 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.

    Смешанная модель

    Представитель этой модели - Россия.

    Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и соци-альный кризис в стране -- вес эти факторы непосред-ственно повлияли на ее становление. Существующая рос-сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по-строения в основном соответствует общераспространен-ным в мировой экономике системам налогообложения.

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

    1. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на прибыль (доход) организаций;

    4) налог на доходы физических лиц;

    5) единый социальный налог;

    6) государственная пошлина;

    7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

    8) налог на пользование недрами;

    9) налог на добычу полезных ископаемых;

    10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    11) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    12) лесной налог;

    13) водный налог;

    14) экологический налог;

    15) федеральные лицензионные сборы.

    2. Региональные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на недвижимость;

    3) дорожный налог;

    4) налог на игорный бизнес;

    5) транспортный налог;

    6) региональные лицензионные сборы.

    3. Местные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических лиц;

    4) налог на наследование или дарение;

    5) местные лицензионные сборы.

    Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

    1) признании всеобщности и равенства налогообложения;

    2) принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

    3) недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

    4) экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

    5) ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

    Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

    Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

    Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

    Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение в ст.3 Налогового кодекса.

    В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

    В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

    Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п. «а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п. «б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

    Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).

    Полнота правового регулирования налоговых отно-шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения -- отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това-ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи-ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи-заций -- были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед-ливой и нейтральной по отношению к различным кате-гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме-нения должны были способствовать снижению уклоне-ния от налогообложения.

    Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.

    Первичной целью налоговых систем является обеспечение финансирования публичных расходов. Однако при построении налоговых систем могут быть реализованы требования равенства, признанные приоритетными социальные и экономические ценности, также должна учитываться необходимость снижения издержек налогоплательщиков и государства, связанных с исполнением обязанности по уплате установленных налогов. Именно от построения налоговой системы зависит развитие экономики и привлечение инвестиций, при этом в данном случае влияние оказывает не только сама структура налоговых платежей, но также вся совокупность механизмов, используемых в налоговом администрировании .

    Следует признать, что при огромном разнообразии налогов, устанавливаемых в отдельных государствах, все налоги можно с определенной долей условности объединить в четыре группы: 1) налоги, в рамках которых осуществляется подоходное налогообложение; 2) налоги, в рамках которых осуществляется налогообложение имущества; 3) косвенные налоги; 4) иные налоги.

    Несмотря на значительные различия в структуре налоговых систем, в большинстве государств – членов ОЭСР основными источниками поступлений в бюджет являются три группы налогов: подоходные налоги (индивидуальные и корпоративные), платежи на социальное страхование и налоги на товары и услуги . В последние три десятилетия наблюдается тенденция снижения объема поступлений от индивидуальных подоходных налогов и увеличение поступлений от корпоративных подоходных налогов и взносов на социальное страхование. Доля поступлений от косвенных налогов снижается, при этом можно констатировать, что основные поступления в данной группе налогов формируются за счет НДС. Доля поступлений от налогов на имущество остается примерно на одном и том же уровне, однако является традиционно низкой по сравнению с поступлениями от подоходных налогов, платежей на социальное страхование и налогов на потребление.

    Неизменными не остаются и сами налоги. Так, в рамках государств – членов ОЭСР выделяют явно выраженную тенденцию по снижению налоговых ставок индивидуальных и корпоративных подоходных налогов при расширении их объекта налогообложения и увеличении размера платежей на социальное страхование. В то же время государства весьма активно используют НДС и повышают налоговые ставки по данному налогу.

    В рамках рассмотрения вопроса о налоговых системах отдельных зарубежных государств интерес представляет предложенное в отечественной литературе И. И. Кучеровым выделение четырех моделей построения налоговых систем по критерию соотношения прямого и косвенного налогообложения: англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной.

    Как указывает И. И. Кучеров, особенностью англосаксонской модели (Австралия, Великобритания, Канада, США) является то, что в ее основе лежит подходное налогообложение и доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Евроконтинентальная модель налогообложения (Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, Италия) характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование.

    Латиноамериканская модель налогообложения (Боливия, Чили, Перу) в большей степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Смешанная модель налогообложения сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К ней относят, в частности, Японию, в которой структура налоговых поступлений в целом такая же, как и в государствах англосаксонской модели налогообложения, однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию платежей на социальное страхование.

    Определенным своеобразием отличается налогообложение в федеративных государствах. Например, в США реализована модель договорно-правового федерализма с децентрализованной системой налогообложения. В США отсутствует единство налоговой системы: наряду с единой для всего государства системой федеральных налогов, существует огромное множество налогов, самостоятельно устанавливаемых штатами и местными властями.

    Вместе с тем Верховным судом США были сформулированы определенные ограничения прав штатов по установлению налогов. Так, штат может установить налог при соблюдении следующих условий: 1) налогом облагается деятельность, которая существенным образом связана со штатом; 2) налогообложение справедливо распределено; 3) налог не создает условий для дискриминации торговли между штатами; 4) налог относится к услугам, которые оказывает штат. Кроме того, налог не должен приводить к множественному налогообложению и не может снижать уровень федерального единообразия .

    Особенностью системы налогообложения США является то, что основные виды налогов используются одновременно по всем уровням власти. В итоге возможна ситуация, когда американский налогоплательщик будет уплачивать три подоходных налога: федеральный, региональный и местный. Специфика организации косвенного налогообложения проявляется в том, что в США не установлен НДС, а налогообложение потребления товаров и услуг осуществляется посредством налогов с продаж, вводимых преимущественно на уровне штатов.

    В мировой практике на сегодняшний день сложились 3 основные модели НП:

    1. Модель политики максим-х налогов – характеризуется практикой установления максим-го числа налогов и повышенной ставкой сокращ.числа льгот, что приводит к увелич-ю налогового бремени на эк-ку. Модель использ-ся в след.случаях: 1) популяр.в чрезвыч.период, когда необх-мо существенно повысить мобилиз-ю фин.ресурсов в гос.бюджет. увел.объём гос.закупок. данная политика проводилась в России в 90е годы. 2) политика находит применение в мирное время в отсутствие кризиса в развитых странах, где высокий уровень нагрузки сопровож-ся беспрецед.высокими соц.расходами.

    2. Модель политики экон.развития. Характ-ся практикой установления налоговой нагрузки на эк-ку, снижения налог-х дох-в в бюджет сопровождающихся сокращением госуд-х инвестиций и значит.уменьш.соц-х расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объём инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулир-ие экономической активности бизнеса и используется как правило в период экономич.ожидания, чтобы способствовать увеличению темпов экономического роста. Данной модели придерживались япония, Германия в период восстановления эк-ки, в 80-х годах в США, в последнее десятилетие её успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировые рынки: Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Приоритет- эк.цели.

    3. Модель политики разумных налогов – это компромисс между двумя вышеназванными. Характ-ся достаточно сбалансир-м уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие эк-ки и при этом поддерживать значимый объём соц-х расходов. Используется в основном высокоразвитыми странами: США, Великобр, Канада, уже достигших предела традиц-го экон-го роста.

    На практике данные модели в НП использ-ся не в чистом виде, а в различном сочетании, когда какая-либо модель является доминирующей. В зависимости от целей, избранных приоритет-ми и соответ.модели, использ-т тот или иной метод НП. Это прием или способ практич.решения поставл-й цели налог-й политики.

    В соврем.практике можно выделить след.методы:

    1. Регулир-е соотношений прямого и косвенного налогов.

    2. Регулирование соотнош-я Федер., регион-го или местных налогов.

    3. Регулир-е отраслевой налог.нагрузки и перенос налоговой нагрузки с одних налогоплат-ов на других.

    4. регулир-е соотнош. Пропорц-х и прогрессив-х ставок и степени их прогрессии.

    5. регулир-е масштаба и направленности предоставления налог-х льгот преференций, вычетов и скидок.

    19. Понятие налогового механизма (нм) и его структура.

    Управление налоговой системой – это процесс формирования нормативно-правовой базы и соответствующей исполнит-ой и распорядит.деят-ти, осуществ-х органов гос.власти и управления, наделёнными властными полномочиями в сфере налогообложения. Процесс управления налоговой системой осуществляется через механизм управления и соответ-й организац-й структурой управления.

    Организационная структура – это внутреннее устройство мех-ма управления налоговой системой, которая строится на строго иерархической основе.иерархия реализ-ся в вертикали по управл-му воздействию(от президента РФ до федерат.собрания правит-ва страны и специализир-м министерством -> федер.службы, входящие в состав этих министерств -> соотв-ие территориальные органы федер-х служб). В данном случае формир-ся вертикально линейная структура мех-ма управления налоговой системой. Но мех-зм управления не ограничивается исключительно вертикальным управлением, он предусматривает возможность значит-х госуд-х межотраслевых воздействий.

    Мех-зм управления налоговой системой проводится непосредственно через один из элементов самой налоговой системы, а именно через налоговое администрирование.

    Субъектами налог-х админис-х явл-ся налог-я администр-я:

    Налоговые органы, т.е.ФНС РФ и её территориальные подразделения;

    Финансовые органы;

    Органы исполнит.власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов;

    Таможенные органы – ээто ФТС и её территор-е подразделения;

    Органы внутренних дел;

    Федер.служба по экон.налоговым преступлениям и её террит-е подраздел-я.

    Центр-е звено – налог-е органы. Имеют в РФ трёхуровневую структуру:

    1. Центральный аппарат ФНС РФ (налог.служба) (26 управлений)

    2. Управление ФНС россии по субъектам РФ (было 82 упр-й). Межрегиональные инспекции ФНС (17 инспекций).

    3. Инспекции ФНС РФ межрайонного уровня инспекций ФНС по району в городах и инспекции по городам безрайонного деления.

    ФНС РФ выполняет след.функции:

    Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв-ий бюджет налогов, сборов и других обязат-х платежей;

    Контроль производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих, алкогольной и табачной продукции;

    Контроль за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции;

    Регистрац.юр и физ лиц;

    Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требуемых об уплате обязат-х платежей и треб-ие РФ об обязательствах (права и обяз-ти налог-х органов ст.31,32).

    20. особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств .

    Германия. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации.В результате крупной налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно государству, т.е. налоговая система стала централизованной.

    Применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония). Это является итогом многолетнего развития налоговой системы.Цели налоговой политики страны определил Отто Бисмарк в своей речи в Рейхстаге 2 мая 1979г., где потребовал перенесения бремени налога с доходов на потребление.

    В настоящее время в Германии 2 крупных налога: по доходный с физических лиц и налог на добавленную стоимость. Ставка НДС 15%, ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагается по минимальной ставке 7%. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.

    Канада. Как и США имеет децентрализованную трёхступенчатую налоговую систему: федеральных налогов, налоги провинции и местные налоги. Федеральные- обеспечивают 48%, региональные 32%, муниципальные 20% поступлений.Налоговая система мало чем отличается от той же в СЩА. Подтверждается, что главным налогом является подоходный налог с физических лиц. Взимание осуществляется по прогрессивным ставкам 17,26 и 29%.

    Налог с продажи (второй по величине) ставка 12% (аналог НДС).Налог на прибыль корпораций составляет 10% в общей доходной части федерального бюджета.

    Япония. Функции по исчислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов возложены на национальное налоговое управление, в которое входит Министерство Финансов Японии.

    Налоговые инспекции на местах уполномоченных лишь выявлять правонарушения, остальные функции в том числе взыскание платежей в местный государственный бюджет осуществляет национальное налоговое управление.

    Что касается нормативных актов в сфере налогового права Японии, то основными документами определяющими налоговый режим этого государства являются: закон о корпоративном налоге и акт о подоходном налоге. Порядок заполнения и сдачи налоговой декларации, процедурные вопросы уплаты налогов, возможности задержек и рассрочки уплаты регулируются актом об общих правилах налогообложения. Вопросы специального регулирования отражены в акте об исключениях в применении закона о налогах. Все платежи исчисляются исключительно в национальной валюте - йенах. Налоговым законодательством установлено 3 вида ставок: национальные, префектурные и муниципальные.Японцы выплачивают 50 разных налогов. Общегосударственные налоги бывают прямые и косвенные. Прямые- подоходный, корпоративный, земельный, налог на наследство и дарение, на недвижимость. Косвенные- гербовый сбор, налог на потребление.В Японии в общей сложности насчитывается 47 префектуры, объединяющих 3045 городов, посёлков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Важную роль в наполнении бюджета играют префектурные и муниципальные налоговые сборы: налог на проживание в префектуре, налог с предприятия на количество сотрудников, налог на приобретение собственности, налог на зрелища, налог с транспортных средств и др.; налог на проживание в конкретном населенном пункте, имущественный налог, налог на легковые транспортные средства, налог на землю, находящейся в собственности, налог на развитие городов и т.д..

    Система налогов - это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

    Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава.

    Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - только элемент налоговой системы.

    Система налогов - плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

    В мировой практике выделяют четыре базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.

    Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

    Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

    Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

    Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

    Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

    В России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.

    Экономическое единство системы налогов - непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

    Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет права переступать».

    Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40-50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

    Этот показатель ориентирован на среднестатистического налогоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налогоплательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

    Еще по теме 1. Понятие системы налогов и ее модели.:

    1. 2.2. Место налоговой преступности в системе преступлений в сфере экономической деятельности.
    2. §1. Налоговая преступность как объект уголовно-правового воздействия.
    3. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
    4. 1.3. Организационно-правовые формы налогового контроля в развитых зарубежных странах
    5. 2.1. Понятие, цели и задачи, формы и методы налогового контроля
    6. 3.1. Коррекция организационно-правовых основ налогового контроля в соответствии с современными условиями развития Российской Федерации

    3
    Содержание

    Введение................................................................................................................3
    1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
    2. Классификация налоговых систем...............................................................13
    2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
    2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
    2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
    2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
    Заключение........................................................................................................31
    Список литературы...........................................................................................32
    Введение

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
    В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.
    Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.
    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
    Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
    Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно-сятся:
    объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, изме-римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
    субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юриди-ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
    источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
    ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
    налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от на-лога;
    срок уплаты налога -- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
    правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
    Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
    Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
    Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
    В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.
    Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.
    1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

    Налоговая система, в её обобщенном понимании - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
    Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально - экономических задач.
    Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.
    Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения.
    Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно-гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.
    В первую очередь необходимо выделить принцип равен-ства и справедливости . Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.
    И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей госу-дарства соизмеримо доходам, получаемым ими под покрови-тельством и при поддержке государства. Но обложение нало-гами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
    В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости .
    Первый подход состо-ит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно это-му подходу - уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, транс-фертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.
    Второй подход в реализации принципа равенства и спра-ведливости состоит в способности налогоплательщика пла-тить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.
    В построении налоговых систем эти два подхода, как пра-вило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа постро-ения налоговой системы.
    Многие ученые и практики выделяют принцип эффек-тивности налогообложения , который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных об-щей идеологией эффективности:
    - налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи-ческих решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;
    - налоговая система должна содействовать проведению поли-тики стабилизации и развитию экономики страны;
    - не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, кото-рые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (ра-бот, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничи-вать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
    - налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться реги-ональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального об-разования в стране, если их уплата переносится на налого-плательщиков других субъектов Федерации или муници-пальных образований;
    - налоговая система не должна допускать произвольного тол-кования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплатель-щик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допус-каться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
    - максимальная эффективность каждого конкретного нало-га, выражаемая в низких издержках государства и обще-ства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управле-нию налоговой системой и соблюдению налогового зако-нодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения .
    Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требо-ваниями
    :
    Налоговая система должна предъявлять одинаковые требо-вания к эффективности хозяйствования конкретного на-логоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле-ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе-ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за-висимости от форм собственности, организационно-право-вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
    Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме-няться исходя из политических, экономических, этничес-ких, конфессиональных или иных подобных критериев - должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова-ния дохода или объекта обложения.
    Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налого-вый период.
    Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ста-вок . Реализация этого принципа обеспечивается тем, что на-логовые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
    Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок , в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуаль-ных ставок налогообложения так же, как и введение макси-мальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщи-ка свертывать экономическую деятельность.
    Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления . Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и име-ет в виду, что каждый орган власти (федеральный, регио-нальный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ста-вок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд-жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
    Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика . Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое вре-мя и таким способом, которые представляют наибольшие удоб-ства для налогоплательщика. Иными словами при формиро-вании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получа-телем дохода, а предприятием, на котором он работает; нало-говый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются нало-ги на потребление, когда уплата налога осуществляется одно-временно с покупкой товара или оплатой услуги.
    Исходя из изложенного выше принципа удобства и вре-мени взимания налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов . Для реализации этого принципа должно исполь-зоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов госу-дарства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравни-тельно низкими ставками и широкой налогооблагаемой ба-зой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.
    Помимо налогового механизма, элементами налоговой системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.
    Система налогов, пошлин и сборов - это совокупность взимаемых в установленном порядке налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.
    Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
    Система научных знаний в области налогообложения представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.
    Комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваются на две подсистемы:
    1) всеобщие, или фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
    2) Функциональные, или экономические организационно- правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно- политического и социально- экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
    Данная система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.
    Налоговая система, построенная функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых
    2. Классификация налоговых систем.

    В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.
    Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.
    Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.
    Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
    Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.
    2.1. Англосаксонская модель
    Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.
    Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.
    Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.
    Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.
    Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.
    Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.
    Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.
    Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.
    Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:
    - текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
    - компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;
    - расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
    - лицензионные и подобные им платежи;
    - представительские расходы;
    - расходы на заработную плату сотрудникам;
    - расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
    - взносы и пожертвования в благотворительные фонды,
    - коммерческие и некоммерческие убытки;
    - подоходный налог и другие виды налогов;
    - просроченные долги.
    Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.
    Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.
    В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).
    Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.
    Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.
    Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).
    2.2. Евроконтинентальная модель
    Ярким представителем данной модели является Франция.
    Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока:
    - косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление;
    - налоги на прибыль или доход;
    - налоги на собственность.
    К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.
    Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:
    - низкий уровень прямого налогообложения;
    - высокий уровень косвенного обложения;
    - высокая доля взносов в фонды социального назначения;
    - высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;
    - наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти (регионов, департаментов, коммун).
    В общей системе налогообложения можно выделить центральные налоги и местн и т.д.................