Войти
Портал государственных закупок
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Организационно правовая форма казачьего общества. Особенности создания казачьих обществ. Имущество казачьего общества, условия и порядок государственного финансирования

    Организационно правовая форма казачьего общества. Особенности создания казачьих обществ. Имущество казачьего общества, условия и порядок государственного финансирования

    Комментарий к статье 123.15

    1. Комментируемая статья, посвященная особому виду юридического лица — казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса казачьих обществ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.

    Законодателем определено понятие казачьих обществ, согласно которому казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» <1> (далее — Закон N 154-ФЗ), объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.

    Согласно законодательному определению казачьего общества в нем содержатся признаки данной организационно-правовой формы, а именно:

    — это объединение исключительно граждан Российской Федерации;

    — цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;

    — члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

    Что касается первого признака казачьего общества, то следует отметить, что членом казачьего общества РФ может быть только гражданин РФ. Российское казачество олицетворяет исторически сформировавшуюся культурно-этническую народность. Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, приобретаемая в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <1>. В казачьи общества объединяются причисляющие себя к прямым потомкам казаков граждане РФ, которые изъявили желание совместно воссоздавать и совершенствовать традиционные образ жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, участвовать в несении государственной или иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки. Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, казачий чин и занимаемую должность в нем, является удостоверение казака <2>.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

    <2> Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 727.

    Ключевой признак организационно-правового статуса казачьего общества связан с добровольным принятием им на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

    Первоначально определение «казачье общество» было введено ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в первоначальной редакции), согласно которой «казачье общество — добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы».

    Со временем данное определение претерпело изменение. Так, 3 июня 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» <1>, в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» была введена ст. 6.2, в которой дано следующее определение: «Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.

    Аналогичное определение казачьего общества с некоторыми дополнениями содержится ныне и в ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ): «Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

    Полное наименование казачьего общества определяется в зависимости от его вида.

    В ч. ч. 4 — 7 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ приводится перечень видов казачьих обществ: хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое и всероссийское и дается их определение.

    Хуторское, станичное, городское казачьи общества — это первичные объединения граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

    Районное (юртовое) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

    Окружное (отдельское) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.

    Войсковое казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

    Всероссийское казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.

    Из вышесказанного следует, что казачьи общества, являясь самоуправляемыми организациями, обладают вертикально зафиксированной структурой.

    Казачье общество, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создается в целях, направленных на достижение общественных благ. Так, общественно полезной целью, как следует из законодательного определения, является сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ существенно обширнее.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 <1> установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:

    ———————————

    <1> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.

    а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

    б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

    в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита Государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

    К иным видам службы члены казачьих обществ могут быть привлечены в следующих сферах деятельности:

    а) охрана объектов животного мира;

    б) охрана лесов;

    в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

    г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

    д) охрана объектов культурного наследия.

    1. Согласно законодательной дефиниции казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2003 г. N 1096 <1>, согласно которому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ. Требования к ведению и содержанию государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определены Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» <2>.

    ———————————

    <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 1. N 50.

    Сроки и последовательность административных процедур (действий) по внесению в государственный реестр хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Минюста России с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги устанавливает Административный регламент Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минюста России от 2 июля 2012 г. N 129 <1> (далее — Административный регламент).

    ———————————

    <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 2. N 43.

    Согласно Приказу Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 <1> внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

    ———————————

    <1> Приказ Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Российская газета. 07.09.2012. N 206.

    — 20 членов для хуторских казачьих обществ;

    — 100 членов для станичных и городских казачьих обществ;

    — 300 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

    — 1000 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

    — 5000 членов для войсковых казачьих обществ.

    Значительно меньшая численность требуется для подлежащих внесению в государственный реестр казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Согласно вышеуказанному Приказу она составляет не менее:

    — 10 членов для хуторских казачьих обществ;

    — 30 членов для станичных и городских казачьих обществ;

    — 150 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

    — 500 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

    — 1000 членов для войсковых казачьих обществ.

    Предметные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы воспроизводятся в уставах казачьих обществ, принимаемых на общих собраниях.

    Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Министерство юстиции РФ определенный перечень документов. Заявителями являются атаманы соответствующих казачьих обществ.

    Согласно п. п. 23, 24 Административного регламента для предоставления государственной услуги — внесения казачьего общества в государственный реестр заявитель представляет непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, следующие документы:

    — заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме N ГРКО01;

    — устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества, с приложением документов либо заверенных заявителем их копий;

    — заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр;

    — заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы;

    — список членов хуторского, станичного, городского казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

    — заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.

    Заместитель министра юстиции РФ, курирующий соответствующее направление, начальник территориального органа (его заместитель, курирующий соответствующее направление) при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через 30 дней со дня получения вышеперечисленных документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, подписывает соответствующее распоряжение и заверяет своей подписью свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которое не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдается заявителю (п. 7 ст. 6 Закона N 154-ФЗ, п. п. 57 — 71 Административного регламента).

    Выдачу свидетельств о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Департамент по делам некоммерческих организаций и территориальные органы Минюста России по месту нахождения казачьих обществ (п. 2 Приказа Минюста России от 13.10.2011 N 355. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы и действуют следующие войсковые казачьи общества: Всевеликое войско Донское, Центральное казачье войско, Волжское войсковое казачье общество, Енисейское войсковое казачье общество, Забайкальское войсковое казачье общество, Иркутское войсковое казачье общество, Кубанское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Сибирское войсковое казачье общество, Терское войсковое казачье общество, Уссурийское войсковое казачье общество.

    1. Казачьи общества по сравнению с прочими некоммерческими корпоративными организациями наравне с общей наделены также и специальной правосубъектностью, которая связана с осуществлением участниками казачьих обществ государственно-служебных обязанностей в соответствии с требованиями Закона N 154-ФЗ. Наделение казачьих обществ специальной правосубъектностью и создание тем самым его участникам возможности принять обязанности по несению государственной и иной службы будут иметь место только при внесении соответствующего казачьего общества в Единый государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    Возникновение правового статуса казачьих обществ напрямую связано с датой включения в реестр; сохраняется правовой статус до тех пор, пока казачье общество значится в реестре. Значение реестра казачьих обществ в Российской Федерации состоит в том, что в нем должны быть указаны казачьи сообщества, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В реестр не вносится российское казачество, не связанное с государственной службой.

    1. Учредительным документом казачьего общества является устав, принятый на общем собрании (конференции), съезде (круге) казачьего общества.

    В соответствии со ст. 123.1 ГК РФ казачье общество как некоммерческая корпоративная организация создается по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде (круге) и т.п. Указанные органы утверждают устав и образуют исполнительные органы казачьего общества (атаман и правление соответствующего общества).

    Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества.

    Войсковое казачье общество создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

    Атаман войскового казачьего общества — единоличный исполнительный орган управления казачьего общества — избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Атаманом войскового казачьего общества может быть гражданин РФ — член хуторского, станичного или городского казачьего общества (п. п. 10, 11 ст. 5 Закона N 154-ФЗ).

    Правление казачьего общества — коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества, состоящий из атамана, его заместителя (заместителей), других членов правления, представителя ревизионной комиссии, старейшины совета стариков.

    Каждое казачье общество имеет свое наименование, устав и органы управления, печать и расчетный счет в банке.

    Казачье общество как некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

    Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основанием для финансирования государственной службы российского казачества являются договоры (соглашения) между органами власти и казачьими обществами.

    Так как в договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок финансирования, то в зависимости от сторон договорных отношений с казачьими обществами определяется как источник финансирования соответствующий бюджет. В договоре (соглашении) должны быть отражены способы выполнения указанных услуг, порядок финансовых расчетов между сторонами.

    Кроме того, источниками формирования имущества казачьего общества как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

    — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

    — добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    — выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

    — доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

    — другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).

    Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, являются собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).

    Это правило соответствует общему положению п. 2 ст. 56 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

    В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <1> в качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

    ———————————

    Как и любая другая некоммерческая корпоративная организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей, для того чтобы они могли осуществлять такую деятельность.

    В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования устанавливаются п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.

    1. Основания исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предусмотренные п. 8 ст. 6.1 Закона N 154-ФЗ, следующие:

    1) нарушение казачьим обществом Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных правовых актов;

    2) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;

    3) несоответствие фиксированной численности членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, численности таких членов казачьего общества, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

    4) прекращение деятельности казачьего общества (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

    1. Правовой основой государственной службы российского казачества прежде всего является Конституция РФ, которой подтверждается право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Вопросы формирования системы государственной службы российского казачества Конституция РФ относит в целом к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вместе с тем основные вопросы организации материальной основы службы, ее структуры являются компетенцией Российской Федерации.

    Правовую основу государственной службы российского казачества также составляют Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) <1>; Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <2>; Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» <3>; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <4>; от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <5>; от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <6>; от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» <7>; от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»; от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <8>; Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 37-6 «О казачестве в Санкт-Петербурге» <9>.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

    <2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

    <3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.

    <4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

    <5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

    <6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

    <7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

    <9> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. N 7.

    Многие вопросы правовой основы государственной службы российского казачества урегулированы подзаконными актами. Среди Указов Президента РФ следует отметить следующие: от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» <1>; от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» <2>; от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» <3>; от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» <4>; от 21 сентября 2003 г. N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <5>; от 9 февраля 2010 г. N 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <6>; от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <7>; от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <8>; от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <9>; от 14 октября 2010 г. N 1241 «Об учреждении флагов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <10>. Большая часть из названных Указов имеет отношение к организации несения российским казачеством государственной и иной службы.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 851.

    <2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3359.

    <3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1955.

    <4> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4734.

    <5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3739.

    <6> Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 725.

    <7> Там же. Ст. 726.

    <8> Там же. Ст. 727.

    <9> Там же. Ст. 728.

    <10> Там же. N 42. Ст. 5353.

    Определенная роль в организации государственной и иной службы российского казачества принадлежит постановлениям Правительства РФ, среди которых следует назвать Постановления от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» <1>; от 3 сентября 2001 г. N 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой» <2>; от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» <3>; от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» <4>.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

    <2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3690.

    <3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4791.

    <4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 11. Ст. 1081.

    В соответствии с распоряжением Президента РФ от 12 января 2009 г. N 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» <1> был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, а также утверждены Положение о Совете при Президенте РФ по делам казачества и персональный состав Совета. Совет при Президенте РФ по делам казачества является совещательным и консультативным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4545.

    Концепция государственной политики по отношению к казачеству была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. N 355 <1>.

    ———————————

    <1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 3. Ст. 210.

    1. В соответствии с комментируемой статьей казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

    Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование является способом прекращения деятельности юридического лица и представляет собой изменение его организационно-правовой формы. Отметим, что именно признаком изменения организационно-правовой формы юридического лица преобразование заметно отличается от иных видов реорганизации.

    Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

    В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

    Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

    В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

    Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

    Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

    Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

    Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

    Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

    Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

    Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

    1) охрана общественного порядка;

    2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

    3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

    4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

    5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

    6) профилактика и борьба с наркоманией;

    7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

    Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

    Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

    Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

    Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

    Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет виды казачьих обществ в зависимости от территориальной сферы деятельности данных организаций, которые могут быть хуторскими, станичными, городскими, окружными (отдельскими), войсковыми.

    Хуторские казачьи общества - создаются в пределах территории муниципального образования и входят в станичные казачьи общества.

    Хуторское казачье общество, расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вносится в реестр, если в его состав входит не менее 10 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества.

    Станичные казачьи общества и городские казачьи общества , расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - вносятся в государственный реестр, если общая численность их членов составляет не менее 30 таких членов казачьих обществ.

    Окружные (отдельские) казачьи общества - создаются в пределах территории субъекта Российской Федерации путем объединения хуторских, станичных, городских казачьих обществ.

    Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружные (отдельские) казачьи общества, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов составляет не менее 2000.

    В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2000. Для окружных (отдельских) казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Численность членов казачьих обществ должна составлять не менее 500 человек.

    Войсковое казачье общество создается в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, и является самостоятельным объединением хуторских, станичных, городских и окружных (отдельских) казачьих обществ.

    Казачье общество подлежит государственной регистрации в качестве некоммерческой организации. При этом оно является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций.

    Решение о государственной регистрации казачьих обществ принимается территориальным органом Министерства юстиции РФ по месту нахождения организации.

    Членами казачьего общества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к казакам, и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие в казачье общество в соответствии с их уставом и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

    Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

    Для государственной регистрации казачьих обществ в территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы, перечень которых определен п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Документы для государственной регистрации казачьего общества, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такого общества.

    Устав казачьего общества принимается на круге (собрании) соответствующего казачьего общества.

    Устав окружного (отдельского) казачьего общества и уставы, входящих в его состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части обязательств членов казачьего общества по несению службы, отнесенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.

    Устав войскового казачьего общества и уставы входящих в его состав окружных (отдельских), хуторских, станичных и городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обязательств членов казачьих обществ по несению службы, отнесенной федеральным законодательством к ведению этих органов.

    Устав войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации.

    Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются Президентом Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

    К органам управления казачьего общества относятся:

    Круг (собрание) членов казачьего общества либо выборных от определенного уставом количества членов казачьего общества - высший представительный орган управления.

    В войсковом казачьем обществе круг (собрание) - это съезд выборных от каждого хуторского, станичного, городского казачьего общества. Выборные на круг войскового казачьего общества избираются кругами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества.

    Совет атаманов казачьего общества - представительный орган управления.

    Правлениеказачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества.

    Атаман казачьего общества (руководитель) - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества.

    Атаман войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих общества, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества.

    Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации.

    Атаманы казачьих обществ станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью казачьего общества осуществляет контрольно-ревизионная комиссия. В ее состав не могут входить казаки, избранные в органы управления казачьего общества.

    После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    При отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации казачьего общества документы рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и иные некоммерческие организации.

    В качестве общественного объединения могут быть зарегистрированы объединения, состоящие из казаков и созданные для защиты их прав и интересов.

    Государственная регистрация общественных организация осуществляется в соответствии с требованиями ст. 21. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

    Государственная регистрация общественных объединений, содержащих в своем наименовании словосочетание «казачье общество» недопустима.

    Казачьи общественные объединения не вправе использовать в своих названиях словосочетания: «хуторское общество», «станичное общество», «городское общество», «отдельское общество», «окружное общество» или «войсковое общество», а также дублировать названия, используемые для обозначения реестровых обществ.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казачьих обществ

    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
    3. Федеральный закон от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества»;
    4. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

    5. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

    1. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
    2. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 562 "Вопросы Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
    3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (с изменениями от 11 декабря 1996 г., 21 марта 2005 г., 30 апреля 2009 г.);
    4. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" (ред. от 21.03.2005);
    5. Указ Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1673 "Об утверждении Положения о Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 апреля 2009 г.);
    6. Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";
    7. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству";
    8. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договором (соглашений) с казачьими обществами» и др.

    СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА

    Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации

    I. Общие положения

    В соответствии с законодательством Российской Федерации правовые основы деятельности казачьих обществ регулируются:

    Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

    Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" ;

    Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" ;



    Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 249 "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

    Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 "О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

    ;

    Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;

    постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" .

    Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (в редакции ) (далее - Федеральный закон "О государственной службе российского казачества") казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельных) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях"), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с (с изменениями, внесенными федеральными законами от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ и от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ).

    II. Особенности создания и государственная регистрация казачьих обществ

    Понятие "казачье общество" как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в законодательстве Российской Федерации в связи с . Казачье общество имеет достаточно сложный правовой статус, особенности и признаки, которые отличают его от общественных объединений и некоммерческих организаций.

    Учитывая, что Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" казачье общество выделяется как самостоятельная организационно-правовая форма, его положения, закрепляющие право российского казачества на несение государственной и иной службы, распространяются исключительно на казачьи общества. Отличительным признаком казачьих обществ является то, что члены казачьих обществ берут на себя обязательства по несению государственной или иной службы, уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее уставы войсковых казачьих обществ утверждались Президентом Российской Федерации), казачьи общества включаются в отдельный государственный реестр.

    Организации казаков, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в форме общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" , не могут быть признаны казачьими обществами в соответствии с федеральными законами "О государственной службе российского казачества" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях"), а их члены не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы в порядке, предусмотренном для российского казачества.

    В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.

    До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

    Положения пункта 5 статьи 13 должны применяться с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , в частности, положения, согласно которому общее собрание (конференция) казачьего общества принимает устав, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, который утверждается в установленном порядке. Поскольку согласно Федеральному закону "О государственной службе российского казачества" организационно-правовой формой казачьего общества является некоммерческая организация, государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13_1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации и согласно они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    Учитывая положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ действовать без государственной регистрации.

    Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" штампы и бланки казачьих обществ должны содержать наименование общества, печать - полное наименование на русском языке, а эмблема казачьего общества подлежит государственной регистрации. Использование на бланках казачьих обществ наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления правовых оснований не имеет.

    III. Учредительные документы казачьих обществ

    В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и со статьей 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" в учредительных документах казачьего общества (уставе) должны содержаться следующие сведения:

    наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

    местонахождение казачьего общества;

    порядок управления деятельностью;

    предмет и цели деятельности;

    сведения о филиалах и представительствах;

    права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

    источники формирования имущества казачьего общества;

    порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

    порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

    структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

    иные положения, предусмотренные и иными федеральными законами.

    Учредительные документы казачьего общества (устав) могут содержать и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

    Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что требования учредительных документов казачьего общества (устава) обязательны для исполнения самим казачьим обществом, его учредителями, участниками, членами.

    Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом, войсковым казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

    Устав казачьего общества согласно статье 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от вида казачьего общества).

    Кроме того, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества " уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

    Обязательства членов казачьих обществ по несению государственной или иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Согласование устава в соответствии со сложившейся практикой оформляется документально.

    IV. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

    В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества" и согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

    Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

    Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы документы, перечень которых предусмотрен статьей 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" .

    К числу таких документов, например, отнесены документы, содержащие сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и так далее.

    Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

    В настоящее время численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определена Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 (далее - Временное положение).

    Временным положением установлено, что при соответствии численности членов казачьего общества требованиям данного нормативного правового акта такое казачье общество может быть внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, не исключается наличие казачьих обществ, чья численность не соответствует требованиям Временного положения . При этом такие вновь образуемые казачьи общества не могут быть внесены в государственный реестр.

    В связи с этим требования Временного положения к численности казачьих обществ должны выясняться при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяться при ведении данного реестра.

    Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выданное казачьему обществу, включенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , сохраняет юридическую силу и может быть переоформлено Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом в установленном порядке.

    V. Органы управления

    Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются учредительными документами казачьего общества - уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Высшим представительным органом управления войскового казачьего общества является войсковой круг - съезд выборных от каждого станичного казачьего общества, а в период между войсковыми кругами - совет атаманов.

    Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основной функцией высшего представительного органа управления казачьего общества определено обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано.

    К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга - относится решение следующих вопросов:

    принятие и внесение изменений в устав казачьего общества;

    определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

    выборы войскового атамана и образование исполнительных органов казачьего общества (войсковое правление) и досрочное прекращение их полномочий;

    утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;

    создание филиалов и открытие представительств казачьего общества;

    участие в других организациях;

    реорганизация и ликвидация казачьего общества.

    Следует учитывать, что изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга.

    Войсковой круг (общее собрание) правомочен (правомочно), если на нем присутствует более половины его членов. Вместе с тем на практике большинством уставов войсковых казачьих обществ предусмотрено, что войсковой круг (сход) правомочен при участии в нем не менее двух третей от общего числа выборных - членов окружных (станичных) казачьих обществ, избранных на кругах окружных (станичных) казачьих обществ на установленный уставом войскового казачьего общества срок и в порядке, определенном советом атаманов. Такой порядок не противоречит положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" .

    Решение войскового круга (общего собрания) принимается большинством голосов членов, присутствующих на войсковом круге. Аналогичный порядок закреплен уставами войсковых казачьих обществ в отношении решений войсковых кругов (сходов).

    Решение войскового круга (общего собрания) по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" , иными федеральными законами и учредительными документами (уставами). Однако уставами войсковых казачьих обществ не предусматриваются данные особенности принятия решений войсковым кругом (сходом) по вопросам его исключительной компетенции.

    Следует обратить внимание на то, что, учитывая положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" , решения войскового круга (схода) по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

    Учредительными документами казачьего общества (уставом) может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления.

    Согласно сложившейся практике в период между войсковыми кругами (сходами) функции высшего (представительного) органа войскового казачьего общества выполняют советы атаманов, избираемые войсковыми кругами (сходами).

    Уставами войсковых казачьих обществ предусматривается избрание войсковым кругом (сходом) войскового атамана - старшего должностного лица войскового казачьего общества, осуществляющего общее руководство войсковым казачьим обществом.

    Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе , утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 , полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 и пунктом 10 статьи 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" предусмотрено, что кандидатура войскового атамана утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

    Уставами войсковых казачьих обществ закреплен момент возникновения полномочий войскового атамана - после утверждения его кандидатуры Президентом Российской Федерации.

    Понятие "наказной атаман" в законодательстве Российской Федерации используется только в Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству , одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" :

    В дальнейшем данное понятие не нашло отражения в каких-либо нормативных правовых актах.

    Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. также не содержит понятия "наказной атаман".

    В связи с этим предполагается, что правовые основания для применения понятия "наказной атаман" на уровне войскового казачьего общества отсутствуют.

    Войсковое правление является исполнительным органом войскового казачьего общества. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правления, за исключением избранных войсковым кругом, осуществляет войсковой атаман. Войсковой круг определяет количественный состав войскового правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

    Согласно сложившейся практике уставами войсковых казачьих обществ наряду с перечисленными органами предусмотрено формирование таких органов, как суд чести и совет стариков.

    VI. Требования и виды отчетности казачьих обществ

    В соответствии со казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 .

    Наряду с ежегодной отчетностью, предусмотренной статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , пунктами 14 и 15 Временного положения войсковые казачьи общества ежегодно, не позднее 1 февраля, обязаны представлять в Министерство юстиции Российской Федерации:

    отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, вытекающих из устава войскового казачьего общества:

    данные о численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества;

    данные об общей численности членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу;

    сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

    сведения об изменении структуры войскового казачьего общества;

    сведения об образовании в составе войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ.



    Электронный текст документа
    подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
    официальный сайт Департамента
    внутренней политики ХМАО-ЮГРЫ
    www.deppolitiki.admhmao.ru
    по состоянию на 01.08.2017