Войти
Портал государственных закупок
  • Японская рыба фугу: блюда из рыбы, технология приготовления и причины отравления
  • Образец договор субаренды нежилого помещения
  • Нумерология имени: значение чисел
  • Необычные десерты из замороженных ягод
  • Знак зодиака дева числа месяца
  • Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
  • Определения верховного суда по гражданским делам. Верховный суд российской федерации. Кто входит в Верховный Суд и как он формируется

    Определения верховного суда по гражданским делам. Верховный суд российской федерации. Кто входит в Верховный Суд и как он формируется

    высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных

    ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов. ВС РФ дает также разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

    ВС РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой ее высшее звено; осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории РФ; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства обладает правом законодательной инициативы, выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

    Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, ВС РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.

    Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, ВС РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

    В состав ВС РФ входят судьи и народные заседатели. Председатель ВС РФ назначается на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя ВС РФ и другие судьи назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ. основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей ВС РФ. Они могут быть лишены своих полномочий только квалификационной коллегией судей ВС в предусмотренных законом случаях.

    Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшие возраста 30 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям.

    Как правило, члены ВС РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов субъектов Федерации, т.е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы.

    ВС РФ действует в составе: Пленума ВС РФ; Президиума ВС РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии. Кассационной коллегии (рассматривает в кассационном порядке жалобы и протесты на приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями ВС РФ по первой инстанции).

    В составе Пленума - Председатель ВС РФ, его заместители, все члены ВС РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (обязательно) и министр юстиции. Приглашенные лица вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов его членов.

    Пленум созывается не реже I раза в 4 месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее 2/3,его состава. Основная задача Пленума ВС РФ - формулировка разъяснений по вопросам практики применения законодательства. Пленум также утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума из числа судей ВС РФ и Научно-консультативный совет при ВС РФ; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы, а также о толковании законов; заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ и отчеты председателей судебных коллегий ВС РФ о деятельности коллегий.

    Президиум ВС РФ - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Председатель ВС и его заместители входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются СФ в том же порядке, что и другие судьи ВС РФ.

    Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум ВС РФ рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий.и аппарата суда.

    Президиум ВС РФ осуществляет по протестам Председателя ВС РФ, Генерального прокурора РФ и их заместителей пересмотр судебных постановлений коллегий ВС РФ, вынесенных по первой, второй инстанциям и в порядке надзора. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

    В заседаниях Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель, который поддерживает протест прокурора либо дает заключение по протестам Председателя ВС РФ или его заместителя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Президиум ВС РФ может направить в КС РФ запрос о соответствии Конституции РФ ФЗ и других указанных в этой статье правовых актов.

    Структурные подразделения, выполняющие основной объем судебной работы в ВС РФ: Судебная коллегия по гражданским делам. Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    По гражданским делам ВС РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. ВС РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента, ФС, Правительства РФ: нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений: об оспаривании решений и действий ЦИК по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов ФС: по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. а также между органами государственной власти субъектов РФ.

    ВС РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности ФЗ, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

    В качестве суда второй инстанции судебные коллегии ВС РФ рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения областных, краевых и равных им судов. В порядке надзора гражданские, уголовные и иные дела рассматриваются в ВС РФ в судебных коллегиях и в Президиуме ВС РФ.

    В судебной коллегии по уголовным делам образована кассационная палата для рассмотрения в кассационном порядке приговоров судов присяжных.

    Председатель ВС РФ наделен широкими полномочиями по направлению и организации работы возглавляемого им суда. Он председательствует на заседаниях Пленума и Президиума ВС РФ; приносит в установленном законом порядке протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам и вправе приостанавливать их исполнение; организует работу по изучению и обобщению судебной практики; распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ; руководит организацией работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ; ведет личный прием граждан и представителей организаций; организует оказание практической помощи нижестоящим судам, установление международных связей с судебными органами иных стран.

    Заместители Председателя ВС РФ, являющиеся одновременно председателями соответственно Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам, организуют работу возглавляемых ими коллегий; образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать дела из нижестоящих судов для изучения и обобщения судебной практики; представляет Пленуму ВС РФ отчеты о деятельности судебной коллегии.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    История

    Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

    24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

    19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

    В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

    11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

    23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

    Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

    В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

    1) народный суд:

    В составе постоянного народного судьи;

    В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

    2) губернский суд;

    3) Верховный Суд РСФСР.

    4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

    К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

    Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

    Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

    а) Президиума;

    б) пленарного заседания;

    в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

    г) судебной коллегии;

    д) военной коллегии;

    е) военно-транспортной коллегии;

    ж) дисциплинарной коллегии.

    Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

    В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

    Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

    В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

    По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

    Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

    К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

    30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

    С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

    Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

    25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

    27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

    В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

    11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

    20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

    19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

    В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

    В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

    Место в судебной системе

    Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

    В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

    Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

    Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

    Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

    Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

    В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

    При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

    Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

    Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

    Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

    В своей практике мне часто приходилось слышать от своих коллег и простых граждан мысль о том, что они собираются обжаловать незаконные, по их мнению, судебные решения в высшую судебную инстанцию – Верховный Суд РФ. И если на городские и областные суды «надежды уже давно нет», так как в них только «усиливают» решения нижестоящих судов, то «уж Верховный Суд точно разберется, на то он и Верховный». Поэтому фраза «Мы дойдем до Верховного Суда», должна звучать угрожающе и вызывать трепет у нижестоящих судов и, тем более, у оппонентов. Но это в теории, а как на практике?

    В начале своей карьеры я доверял мнению людей и верил в торжество «верховного» правосудия, ведь человек любит верить в светлое, доброе. Но такие «радужные» мысли просуществовали в моей голове ровно до того момента, пока я сам не дошел до данной последней и6нстанции, и к своему большому удивлению и разочарованию осознал, что в конце пути ровным счетом ничего нет, ведь самого как такового судебного разбирательства на последней стадии нет.

    Что я подразумеваю под судебным заседанием? В моем понимании – это в первую очередь аналитический мыслительный процесс, в основе которого лежит тщательное исследование обстоятельств дела, представленных доказательств. Результатом судебного разбирательства должно стать вынесение решения, основанного на оценке исследованных обстоятельств и представленных доказательств. Так как обстоятельства дел всегда разные, то и решения по каждому делу должны быть индивидуальными, то есть должны отличаться друг от друга. А что же мы видим в реальности?

    Верховный Суд обычно не рассматривает дело. Истцы получают практически идентичные по смыслу и содержанию «отписки».

    Хочу сразу оговориться, что я ни в коем случае не хочу голословно критиковать существующую судебную систему. Вместо этого, приведу вам, дорогие читатели, свежую статистику, которую официально опубликовал сам Верховный Суд РФ.

    Дело в том, что в каждом правиле, как все знают, должны быть исключения. Поэтому и в Верховном Суде бывают выигравшие. Это как рулетка: «Повезет, не повезет». Давайте же посмотрим, сколько таких счастливчиков. Проанализируем статистику кассационных жалоб по уголовным делам. Данные взяты из официально опубликованного «Обзора статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда РФ по рассмотрению административных гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел за первое полугодие 2015 года ».

    В течение первого полугода в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ (ВС РФ) поступило 4 058 кассационных жалоб. Из них всего 65 (!) , то есть 1,6% от общего количества были рассмотрены в судебном заседании коллегии. Из рассмотренных жалоб, отменены приговоры и вынесены определения о прекращении дел в отношении 5 лиц. На новое судебное рассмотрение направлены 12 дела. Принято решение о прекращении дела в полном объеме по реабилитирующим основаниям – в отношении 1 лица, по другим основаниям – 1 дела. В отношении 18 лиц приговоры изменены или отменены ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств.

    В отношении 18 осужденных изменены приговоры, в том числе в отношении 1 осужденного изменена квалификация преступления со снижением меры наказания, 17 осужденным снижена мера наказания без изменения квалификации.

    Таким образом, проанализировав статистику, можно сделать вывод, что из 4 058 человек, всего 65 добились результата.

    Поэтому когда мои клиенты спрашивают меня, какова вероятность положительного решения Верховного Суда РФ, я каждый раз испытываю легкий дискомфорт. Один мой коллега на вопрос своего доверителя «мы же выиграем в Верховном Суде – там же многие жалобы удовлетворяются» заметил, что «это не совсем так».

    Некоторые адвокаты относятся к сложившейся ситуации с юмором. Один из моих коллег дал емкое определение жалобам в Верховный Суд, назвав их «беспонтовиками». Работу по написанию этих жалоб обозначил как «работу на корзину».

    Что же касается самих «отписок» и доводов, приводимых в них (если конечно они вообще приводятся, ведь бывает и без них), то они поражают своей логикой. Иногда кажется, что они все написаны под копирку: один человек придумал, а потом его творение размножили.

    На любые факты очевидных нарушений судом первой инстанции уголовно-процессуального, уголовного, равно как гражданского и гражданско-процессуального закона, указанные защитниками в жалобах, в Верховном Суде РФ дается однозначный и четкий ответ: «вопреки мнению защиты, суд действовал (излагается суть того, что сделал суд) в строгом соответствии с требованиями закона».

    ВЕРХОВНЫЙ СУД, высшее судебное учреждение государства. Возникновение Верховного суда в современном понимании относится к концу 19 века, когда был создан имперский суд в Германии (1877).

    В компетенцию Верховного суда входит, как правило, разрешение споров между составными частями государства (штатами, провинциями, землями, кантонами и пр.), рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и дел о наиболее тяжких государственных преступлениях. Во многих странах Верховные суды возглавляют систему судов общей юрисдикции и являются высшей апелляционной инстанцией (смотри Апелляция), в которой обжалуются судебные решения всех нижестоящих судов страны.

    В некоторых странах Верховный суд осуществляет также функции толкования конституции и решения вопроса о соответствии ей других нормативных актов (в связи с рассмотрением конкретных дел).

    В Российской Федерации организация и порядок деятельности Верховного суда определяются Конституцией Российской Федерации (статья 126), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996). Верховный суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

    Верховный суд Российской Федерации реализует свои полномочия в составе судей, включая председателя, его первого заместителя и заместителей, председателей коллегий. В Верховном суде Российской Федерации действуют: пленум, президиум, кассационная коллегия, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия.

    Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства и судебной практики, а также рассматривает вопросы об использовании права законодательной инициативы.

    Президиум рассматривает дела в порядке надзора, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, даёт рекомендации судам по осуществлению правосудия и др.

    Верховный суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, в пределах своих полномочий, рассматривает: уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства; гражданские дела, возникающие из публичных правоотношений, - дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания, Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации, и др. К компетенции Верховного суда Российской Федерации отнесена также дача заключений о наличии либо отсутствии признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в действиях Президента Российской Федерации в случае выдвижения против него такого обвинения Государственной думой.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия рассматривают дела в первой инстанции, кассационном порядке, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная коллегия рассматривает гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные решения, вынесенные другими коллегиями Верховного суда.

    В. М. Лебедев.

    В зарубежных странах компетенция и организация Верховного суда определяются конституциями или специальными законами о Верховном суде. В некоторых странах Верховный суд является лишь высшей апелляционной инстанцией для всех судов страны. Так, в Великобритании высшая судебная инстанция Соединённого Королевства - Суд Палаты лордов - принимает к рассмотрению апелляции по вопросам права на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также по гражданским делам - Шотландии. В ФРГ существуют 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная), им соответствуют 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом, являющимся для них высшей апелляционной инстанцией.

    В других странах Верховный суд действует наряду с иными высшими судами, разделяя с ними свою компетенцию. Так, в Ватикане высшим церковным апелляционным судом является Священная римская рота, но в чрезвычайных случаях допускается обжалование в Верховный суд сигнатуры. В Республике Сенегал наряду с Высшим апелляционным судом существует Высший суд, который рассматривает дела о преступлениях высших должностных лиц (президент республики, министры), а также другие дела исключительной важности.

    В ряде зарубежных государств в компетенцию Верховного суда наряду с другими полномочиями входит осуществление конституционного контроля (Ирландия, Швейцария, Норвегия, Эстония, Монако, Мальта, Республика Кипр и др.). Так, Верховный суд США также осуществляет функции толкования конституции и в связи с рассмотрением конкретных дел разрешает вопросы о соответствии ей актов, принимаемых Конгрессом, штатами, федеральными правительственными органами (смотри также Конституционный суд).

    Лит.: Лебедев В. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. 2003. №1; Fried С. Saying what the law is: the constitution in the Supreme Court. Camb., 2004.

    Т. Ю. Ничипоренко, Е. Н. Трикоз.

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

    высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных

    ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов. ВС РФ дает также разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

    ВС РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой ее высшее звено; осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории РФ; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства: обладает правом законодательной инициативы\", выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

    Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, ВС РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.

    Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, ВС РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

    В состав ВС РФ входят судьи и народные заседатели. Председатель ВС РФ назначается на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя ВС РФ и другие судьи назначаются надолжность СФ по представлению Президента РФ. основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей ВС РФ. Они могут быть лишены своих полномочий только квалификационной коллегией судей ВС в предусмотренных законом случаях.

    Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшие возраста 30 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям.

    Как правило, члены ВС РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов

    субъектов Федерации, т.е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй,первый или высший квалификационные классы.

    ВС РФ действует в составе: Пленума ВС РФ; Президиума ВС РФ; Судебной коллегии по гражданским делам;

    Судебной коллегии по уголовным делам;

    Военной коллегии. Кассационной коллегии (рассматривает в кассационном порядке жалобы и протесты на приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями ВС РФ по первой инстанции).

    В составе Пленума - Председатель ВС РФ, его заместители, все члены ВС РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (обязательно) и министр юстиции. Приглашенные лица вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов его членов.

    Пленум созывается не реже I раза в 4 месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее 2/3,его состава.

    Основная задача Пленума ВС РФ- формулировка разъяснений по вопросам практики применения законодательства. Пленум также утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума из числа судей ВС РФ и Научно-консультативный совет при ВС РФ; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы,а также о толковании законов; заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ и отчеты председателей судебных коллегий ВС РФ о деятельности коллегий.

    Президиум ВС РФ - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Председатель ВС и его заместители входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются СФ в том же порядке, что и другие судьи ВС РФ.

    Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум ВС РФ рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий. и аппарата суда.

    Президиум ВС РФ осуществляет по протестам Председателя ВС РФ, Генерального прокурора РФ и их заместителей пересмотр судебных постановлений коллегий ВС РФ, вынесенных по первой.второй инстанциям и в порядке надзора. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

    В заседаниях Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель, который поддерживает протест прокурора либо дает заключение по протестам Председателя ВС РФ или его заместителя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Президиум ВС РФ может направить в КС РФ запрос о соответствии Конституции РФ ФЗ и других указанных в этой статье правовых актов.

    Структурные подразделения, выполняющие основной объем судебной работы в ВС РФ: Судебная коллегия по гражданским делам. Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    По гражданским делам ВС РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. ВС РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспариваний ненормативных актов Президента, ФС, Правительства РФ: нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений: об оспариваний решений и действий ЦИК по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов ФС: по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. а также между органами государственной власти субъектов РФ.

    ВС РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности ФЗ, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

    В качестве суда второй инстанции судебные коллегии ВС РФ рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения областных, краевых и равных им судов. В порядке надзора гражданские, уголовные и иные дела рассматриваются в ВС РФ в судебных коллегиях и в Президиуме ВС РФ.

    В судебной коллегии по уголовным делам образована кассационная палата для рассмотрения в кассационном порядке приговоров судов присяжных.

    Председатель ВС РФ наделен широкими полномочиями по направлению и организации работы возглавляемого им суда. Он председательствует на заседаниях Пленума и Президиума ВС РФ;

    приносит в установленном законом порядке протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам и вправе приостанавливать их исполнение; организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

    распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ; руководит организацией работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ; ведет личный прием граждан и представителей организаций; организует оказание практической помощи нижестоящим судам, установление международных связей с судебными органами иных стран.

    Заместители Председателя ВС РФ, являющиеся одновременно председателями соответственно Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам, организуют работу возглавляемых ими коллегий;

    образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать дела из нижестоящих судов для изучения и обобщения судебной практики; представляет Пленуму ВС РФ отчеты о деятельности судебной коллегии.

    Кашепов В.П.

    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ" в других словарях:

      - (supreme court) Последняя инстанция апелляционного суда. Наиболее известный пример – Верховный суд США; существуют также верховные суды штатов (иногда они носят другое название). Ст. III Конституции США предусматривает, что Верховный суд, являясь … Политология. Словарь.

      Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия

      ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В Российской империи высшим чрезвычайным… … Русская история

      Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Википедия

      Высший орган судебной власти в государстве. В РФ ВЕР ХОВНЫЙ СУД является высшим органом, осуществляющим надзор за судебнойдеятельностью судов РФ, кроме конституционного суда РФ и арбитражных судов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ состоит из Председателя, его … Финансовый словарь

      Высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B.C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц… … Юридический словарь

      Верховный суд - (англ. Supreme Court) высший орган судебной власти в государстве. B.C. называют также суды в некоторых государствах и негосударственных образованиях, входящих в состав государства, обладающего гос ным суверенитетом, которые в пределах с … Энциклопедия права

      ВЕРХОВНЫЙ СУД - высшее судебное учреждение государства. В компетенцию В.с. современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Юридическая энциклопедия

      - (ВС) РФ высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Юридический словарь

      ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В некоторых странах (например, в США)… … Современная энциклопедия

      Высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех др. судов государства … Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • Верховный суд США. Судебная правовая политика от Дж. Джея до Дж. Робертса , Саломатин А.Ю.. Данная монография, написанная в форме популярных очерков, посвящается старейшему органу конституционного правосудия в мире. Тенденции развития судебной правовойполитики рассматриваются на…