Войти
Портал государственных закупок
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Варенье из абрикосов с ядрышками и с лимоном - простой рецепт с фото по приготовлению на зиму
  • Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми Психологические особенности гиперактивных детей
  • К чему снится влюбиться во сне в незнакомца
  • Домашний хлеб без дрожжей на закваске
  • Как писать о здравии в церкви. Что такое панихида? М олитва о здравии

    Как писать о здравии в церкви. Что такое панихида? М
 олитва о здравии
    Зачем в храмах пишут записки?

    – Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

    Как часто следует подавать записки для поминания?

    Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь - молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.

    Как правильно написать в храме записку?

    – Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

    За кого нельзя подавать записки?

    – Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

    Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

    – Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии поминаются люди, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, а священник в это время вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
    На Валааме такое поминовение совершает братия монастыря в храме во время чтения полунощницы. В это время в алтаре совершается проскомидия.

    До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

    – До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

    Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

    – Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.

    Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

    – Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

    Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

    Что такое сорокоуст и как его заказать?

    – Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время проскомидии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

    Что такое годовое поминовение?

    – Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на 40 дней (сорокоуст), на год.

    Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

    Дорогие братья и сестры!

    Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.

    Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

    Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

    и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

    Записки делятся на две категории:

    разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,

    и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

    Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии ), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

    Записки с разовым поминанием (на одну службу)

    Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

    Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

    Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

    Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

    Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

    Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

    Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

    Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

    Записки с многоразовым поминанием

    Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

    Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

    Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

    Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.

    С уважением, священник Фёдор Зинченко.

    Посещая храм, многие прихожане не только ставят свечи перед образами Спаса и святых, но и составляют церковные записки о здравии и об упокоении. Это особая форма прошения за людей перед Господом. Такие записки читаются батюшкой во время литургии, поэтому они имеют такую благодатную силу. Церковная записка о здравии (образец представлен в статье) пишется по определенным канонам.

    Тайный смысл

    Постоянные прихожане храмов знают, что на молебен или проскомидию (освящение Даров) можно подать записки о здравии. Образец для их написания можно попросить у служителей церкви или предварительно с ним ознакомиться. Во время проскомидии, являющейся первой частью литургии, священнослужитель вынимает 9 частиц из большой просфоры в память об Агнце, Пресвятой Деве, пророках, апостолах, всех святых, а также усопших и ныне живущих. Во время этого священнодействия батюшка также зачитывает имена людей, запечатленных в записке о здравии. После этого священник кладет освященные частицы в потир (специальную чашу для причастия) с вином, символизирующим кровь Христову. По этой причине записки о здравии, поданные на проскомидию, имеют особую молитвенную силу.

    Подобные прошения о даровании здоровья родным и близким можно подать и на молебен. Имена людей громко произносятся во время молитв.

    При этом образец записок о здравии, поданный на проскомидию, не отличается от тех, которые батюшка читает во время молебна.

    Записки о здравии лучше подавать перед литургией, чтобы служители храма успели передать ее священнику. Если этого сделать не получилось, за дорогих вам людей будут молиться на следующей службе.

    Православные стараются регулярно подавать записки о здравии тех, кто болен и нуждается в помощи. За таких людей можно подать записку на сорокоуст - моление за болящего в течение 40 дней.

    Молитва за усопших

    Не менее важными являются записки об упокоении. В какой-то мере ушедшие из этого мира люди нуждаются в большей молитвенной помощи, чем все ныне здравствующие. Ведь никто не знает, каково им в другом, небесном мире. Немногие успевают исповедоваться и причаститься, скончавшись от внезапной смерти. Записки об упокоении - это возможность облегчить новопреставленному жизнь в другом, совершенно неизвестном для нас мире.

    "Там, где двое, там и Я"

    Молитва сама по себе обладает удивительной животворящей силой. А там, где молятся два и более человека, пребывает сам Господь. Поэтому так важно подавать записки об упокоении на церковные службы. Так же как и в случае с записками о здравии, прихожанин может заказать сорокоуст, особенно для новопреставленного христианина.

    Во многих храмах существует возможность постоянно молится за умершего. Это так называемая записка на вечное поминовение.

    За кого церковь молится?

    Молится о всех грешниках, включая тех, которые жили в тяжелых грехах - блуде, прелюбодеянии, пьянстве. За некрещенных, ныне живущих, можно также подать записки на отдельные молебны (например, мученику Уару). На проскомидию написать подобное прошение нельзя - на освящение даров подаются записки только с именами крещенных, верных Господу. История свидетельствует, что святой Иоанн Кронштадтский молился даже за иноверцев- католиков, мусульман, вследствие чего они исцелялись.

    Нельзя подавать записки о некрещенных усопших. Ведь это своеобразное насилие над душой человека, который решил жить вне Христа. О младенцах, умерших прежде, нежели их успели окрестить, подавать записки также нельзя. О них можно молиться перед иконой, упоминать про себя имя ребенка во время молебна. Но это не значит, что в другом мире им будет хуже. Они - ангелы, не совершившие греха, поэтому даже некрещенным младенцам уготовано особое место в Раю.

    За кого нельзя подавать записки?

    Исключение составляют самоубийцы - те, кто отказались от дара Божьего - своей жизни. Таких людей, к сожалению, церковь не отпевает и за них не молится.

    Многие возмущены тем фактом, что за души тех, кто лишал других жизни, церковь молится и даже отпевает, в то время как самоубийцы оказываются вне благодати Божией. Нужно попробовать посмотреть на эту ситуацию с другой, чисто православной стороны: что толкает человек на столь действительно отважный поступок (ведь чувство самосохранения присуще всем живущим на земле)? Обычно человек желает уйти из жизни в тот момент, когда уже не видит смысла своего существования. Другими словами, он в глубочайшей депрессии, или унынии, что есть великий грех перед Господом. Унывают те, кто не верит в Его чудотворную силу и Всемогущество, кто надеется только на себя. Таким образом, человек противопоставляет свою, по сути дела, ничтожную сущность образу Предвечного Господа, сотворившего все в этом мире. А раз он противопоставляет, значит, ставит себя в один ряд с Тем, кого просто недостоин ввиду своей греховности. И если человек после совершенного убийства имеет возможность раскаяться в столь тяжком грехе и понести многолетнюю епитимью (послушание батюшке), то самоубийца обречен на вечное мучение вне раскаяния и смирения.

    Поэтому так важно быть «нищими духом», т.е. уповать на Господа и Его Божественный промысел, а не только на свои силы. Человек по своей сути бессилен, и лишь в руках Божьих его жизнь. Поэтому все жизненные препятствия и невзгоды, встречающиеся нам на пути, необходимо преодолевать со смирением и благодарностью. Господь никогда не даст человеку больше того, что он способен вытерпеть и вынести. Ведь не зря в народе говорят, что «все, что ни делается, к лучшему» и «не было бы счастья, да несчастье помогло».

    Образец заказной записки о здравии

    Придя в храм, в церковной лавке необходимо попросить лист для записки. В отдельных церквях это уже готовые бланки записок о здравии с пустыми полями для имен. В некоторых храмах (например, сельских) прихожанину придется полностью заполнять лист самому. Образец записок о здравии можно попросить у служителей церкви, если вы сомневаетесь в правильности ее написания.

    На самом верху, в центре, нужно нарисовать из 3 перекладин. Затем пишется название «О здравии». Строкой ниже начинают вписывать имена в родительном падеже. Образец записок о здравии должен содержать только те имена, которыми были крещены эти люди. Например, за Ивана будут молиться как за Иоанна, за Юлию - как Иулианию и т.д. Если человек в данный момент болен, можно упомянуть это в записке «болящего Матфея». Дети до 7 лет упоминаются как младенцы (до этого возраста они причащаются без исповеди, так как считаются безгрешными).

    Записки о здравии (образец представлен ниже), содержащие имена

    священнослужителей, должны также содержать сан батюшка, например, «иерея Петра». Причем имена священнослужителей должны быть в самом начале записки.

    На этой записке должно располагаться не более 10 имен. Если вы желаете помолится о здравии большего количества людей, напишите их имена на разных листах.

    Храни Имя Свое

    Необходимо правильно указывать имя того, за кого священнослужители и их паства будут молиться. Это должно быть имя, которым нарекли человека при крещении. Обычно оно совпадает с тем, которым мы называем родных и близких в повседневной жизни - Александр, Ирина, Василий, Варвара и др. Но есть такие имена, которые под влиянием определенных исторических событий приобрели несколько иное звучание. Порой сложно узнать их исконный вид - Яна от Иоанна, Полина от Апполинария. Отдельные имена вообще не встречаются в православном календаре. В таких случаях человеку обычно дают схожее по звучанию имя, например, Руслана окрестят как Романа, Арину во крещении нарекут Ириной и т.д. Лучше всего предварительно осведомиться у своих родных и родственников об их православном имени, чтобы правильно заполнить образец записок о здравии.

    Как написать записку об упокоении?

    Об упокоении пишется по тому же образцу с соответствующим названием. Упомянуть людей, ушедших из жизни не позднее 40 дней, можно словом «новопреставленный». Тех, кто стал жертвами, упоминают как «убиенных».

    После всех имен пишут «с почившими сродниками», что означает «с другими умершими родственниками».

    Книга о семье

    В тех семьях, где особенно трепетно относятся к вопросу веры и духовного спасения, нередко заводятся особые книги, называемые помянниками. В них содержатся имена живых и почивших родных и родственников, дни памяти святых, в честь которых они крещены. Такие книги подаются во время богослужения. Приобрести ее можно в любом церковном магазине. Хранить помянник необходимо на нижних полках иконостаса - за образами или рядом со свечами и богослужебными книгами.

    Таким образом, записка о здравии и упокоении - важный момент заботы христианина о своем ближнем. Молитва за родных, близких будет услышана, ведь господь всегда пребывает там, где об одном молятся двое и более человек. А образцы записок о здравии и упокоении вы можете взять у служителей храма.

    При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
    Об этом и поговорим…

    Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку.
    Дальше мы расскажем, какие поминания совершаются в храме.


    На Литургию (проскомидию) … Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается в алтаре во время совершения проскомидии, в начале Литургии.

    На фотографии как раз этот момент. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой.
    Это поминание считается самым главным и важным. О силе поминовений на литургии читаем .

    А здесь читаем "Как правильно подать записки "о здравии" и "о упокоении" на литургию"

    Постовая обычно это поминание принимается за умерших и только во время Великого поста

    Вечное поминание … В нашем храме уже не принимается это вид поминовения. Вечное поминание = это поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.
    Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться.

    Один священник, вспоминаю свое служение чтецом в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга, рассказывает: «Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культы, искусства, аристократии».

    Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.

    Сегодня существует традиция «вечного поминания» - приобретение «кирпичиков» для строительства храма. Узнать более подробную информацию об этом можно в интернете.

    Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.

    В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.

    Поминание усопших на панихиде Димитриевской субботы



    А здесь – как раз поминание на Литургии, во время произнесения ектении. Какую-то небольшую часть записок читает вслух диакон, а остальные записки – священники в алтаре. Это делается для того, чтобы не затягивать службу. Если читать вслух все записки, то это растянется не менее, чем на полчаса.


    Вечером прочитанные за день записки сжигаются. Также сжигаются и православные газеты, чтобы они не были осквернены неблагоговейным использованием.

    Как часто следует подавать записки для поминания в Церкви?

    М олитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.

    М ы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.

    П оэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
    П очитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
    О бязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
    З а этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг.
    В лечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.