Войти
Портал государственных закупок
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Варенье из абрикосов с ядрышками и с лимоном - простой рецепт с фото по приготовлению на зиму
  • Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми Психологические особенности гиперактивных детей
  • К чему снится влюбиться во сне в незнакомца
  • Домашний хлеб без дрожжей на закваске
  • Электронные речевые карты для школьников. Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов. Обследования детей при недоразвитии речи

    Электронные речевые карты для школьников. Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов. Обследования детей при недоразвитии речи

    I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

    2. Возраст 5 лет 7 месяцев

    3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

    4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

    Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

    5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

    6. Слух - без патологии.

    7. Зрение - без патологии.

    8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

    Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.

    Слуховая - из 6 слов запоминает 4.

    Ассоциативная - из 6 картинок - 5.

    Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

    Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

    Мышление:

    Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

    Прямой и обратный счет - + (в пределах10)

    Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

    Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

    Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

    Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

    Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

    Воспроизводит:

    13. Звуковой анализ:

    у тка, о вощ, а ист)-+

    п , кот , ток )-+

    д ом, р от, п от)-+

    14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

    Клубника -+ коман дировка - «комадировка»

    Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

    Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»

    Понимает антонимы и синонимы.

    Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

    Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

    16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).

    17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

    II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

    2. Возраст 5 лет 9 месяцев

    3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_

    4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).

    Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

    5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

    6. Слух - без патологии.

    7. Зрение - без патологии.

    8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

    Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3

    Слуховая - из 6 слов запоминает 4

    Ассоциативная - из 6 картинок -4

    Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

    Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

    Мышление:

    Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

    Прямой и обратный счет - (в пределах10)

    Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)

    Классификация, обобщение +

    Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

    10. Состояние артикуляционного аппарата.

    Строение - нормальное.

    Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

    11. Особенности звукопроизношения.

    Свистящие С, С", З", Ц - межзубные

    Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

    12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

    Слогового ряда (па - та - ка - ха)

    Ряда слов (порт- торт - корт - хор)

    Различает на слух сходные звуки в:

    Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

    Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

    Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

    Воспроизводит:

    Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

    Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

    13. Звуковой анализ:

    Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

    Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

    Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

    14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

    Клубника -+ команд ировка - «комарировка»

    Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

    Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»

    15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

    Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

    Понимает антонимы и синонимы.

    Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

    Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.

    16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).

    17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

    18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

    (для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
    выделенный шрифт - второй год обучения)


    1. Фамилия, имя. Возраст

    2. Домашний адрес.

    _________________________________________________________________________________

    3. Дата зачисления.

    4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________


    5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).

    Гуление _________________________________________________________________________

    Лепет __________________________________________________________________________

    Первые слова ____________________________________________________________________

    Фразовая речь ___________________________________________________________________

    6. Слух.

    8. Интеллект.

    9. Общее звучание речи.

    10. Обследование артикуляционного аппарата.

    Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).

    Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)

    Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,

    приращен.,_____________________________________________________________________)

    Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)

    Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)

    11. Состояние общей моторики.

    Координированность движений - ___________________________________________________

    Мелкая моторика - ______________________________________________________________

    Предпочитает работать правой / левой рукой.

    12. Звукопроизношение.

    С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________

    Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________

    Л_____________Ль____________Р____________Рь___________

    К_____________Г_____________Х____________Йот____________

    Т_____________Д_____________Н____________ ______________

    ______________ ______________ _____________ ______________

    13. Фонематический слух.

    14. Произношение слов сложного слогового состава

    Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.

    Экскурсовод проводит экскурсию.

    15. Анализ звукового состава слова.

    а) выделение первого звука в слове.

    б) выделение последнего звука в слове.

    в) определение последовательности звуков в слове.

    

    б) уровень обобщений:
    свитер, платье, шорты, юбка, колготки
    блюдце, сковорода, ложка, тарелка
    помидор, репа, морковь, капуста
    яблоко, персик, груша, лимон
    корова, собака, волк, еж

    воробей, утка, голубь, индюк
    автобус, электричка, троллейбус, самолет
    деревья, кустарники, цветы, трава
    хлеб, колбаса, сыр, печенье
    пчела, муха, муравей, жук

    Словарь признаков:

    а) подбор прилагательных к существительным:
    лиса (какая?)-
    платье (какое?)-

    б) подбор антонимов:

    Глагольный словарь:
    а) что делают?

    б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

    в) согласование прилагательных с существительными:

    г) образование прилагательных от существительных:

    д) образование притяжательных прилагательных:

    е) согласование существительных с числительными:
    (один стол, два стола, пять столов)

    ж) употребление предлогов:

    В НА ПОД НАД С
    ИЗ ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

    18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
    Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
    Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

    составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».

    19. Чтение:
    Буквы - знает, не знает.
    Читает - по буквам, по слогам, словами.

    _________________________________________________________________________________

    20. Логопедическое заключение:

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!

    Памятка для логопеда

    по заполнению речевой карты

    Анамнестические данные

    Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

    Слух – норма, снижение слуха.

    Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы

    Выводы:

      Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

    Связная речь

    Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

    Пересказ:

    Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()

    Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)

    Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()

    Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»

    Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()

    У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу

    Пора тебе, чиж, петь.

    Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()

    Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)

    Вывод:

      Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.

    Рассказ по серии картин

    Вывод:

      Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.

    Речевая карта

    (образец)

    1. Фамилия, имя

    2. Возраст

    АНАМНЕЗ.

    1. От какой беременности ребенок

    2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

    3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

    4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

    5. Когда закричал

    6. Асфиксия (белая, синяя)

    7. Резус-фактор (совместимость)

    8. Вес при рождении

    9. Вскармливание:

    а) когда принесли кормить

    б) как взял грудь

    в) как сосал

    г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

    10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

    РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

    1. Голову держит с /1,5 мес/

    2. Сидит с / 6 мес/

    3. Стоит с /10 мес/

    4.Ходит с /11-12 мес/

    5. Первые зубы/6-8 мес/

    6. Перенесенные заболевания:

    До года…

    После года….

    Инфекции…

    Ушибы, травмы головы…

    Судороги при высокой температуре….

    7. речевой анамнез:

    Гуление……../2 мес./

    Лепет…../6 мес./

    Первые слова…./к 12 мес./

    Первые фразы…./к 1,5-2 года/

    Прерывалось ли речевое развитие…..

    Речевая среда………

    Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

    Отношение к своей речи…..

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

    1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

    2. Состояние слухового внимания:

    *покажи, какая игрушка звучала

    *выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

    3. Зрительное восприятие

    * основные цвета (количество)

    * оттеночные цвета

    * подбор картинок к цветовому фону…

    4. Ориентация в пространстве:

    а) в собственном теле – правая, левая сторона

    б) в пространстве – правая левая сторона

    в) вверху, внизу, спереди, сзади

    5. Ориентация во времени:

    *Утро, день вечер, ночь

    *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    *Сначала, потом, сейчас

    6. Различение геометрических форм:

    а) в активе

    б) в пассиве

    7. Счет: прямой

    обратный

    счетные операции

    8. Логическое мышление

    а) выделение 4-го лишнего :

    кошка, собака, утка, мышка

    кошка, волк, собака, корова.

    б) классификация предметов : назови одним словом:

    Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

    Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

    Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

    Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

    Синица, ворона, утка, воробей.

    Автобус, электричка, трамвай, самолет.

    9. Общая моторика:

    Ловкий, неуклюжий…

    Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

    ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

    1. Губы:

    Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

    Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

    2. Зубы:

    Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

    3. Твердое нёбо:

    Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

    4. Мягкое нёбо:

    Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

    Прикус:

    Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

    6. Язык:

    а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

    б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

    в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

    г) удержание позы, симметричность.

    д) наличие синкинезий.

    е) тремор.

    ж) саливация.

    7. Состояние мимической мускулатуры:

    * изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

    * равномерно поднять брови

    * нахмурить брови

    * сглаженность носогубных складок.

    8. Общее звучание речи:

    * выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

    * дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

    * темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

    *дикция (нечеткая, смазанная…)

    ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

    1. Разговорно-описательная беседа:

    Как твоя фамилия?

    Сколько тебе лет?

    Где ты живёшь?

    Как зовут твою маму?

    Как зовут твоего папу?

    Есть ли брат, сестра?

    Кто старше, младше?

    Кем работает мама, папа?

    Есть ли у тебя друзья?

    2. Составление рассказа по картинке: ….

    3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

    4. Пересказ…

    5. Рассказ по представлению…

    СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

    1. Состояние словаря:

    а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

    б) объяснение значений слов :

    холодильник…

    пылесос…

    самолет…

    в)название частей предметов :

    Чайник

    Донышко

    Носик

    Крышка

    Ручка.

    Часы

    Циферблат

    Цифры

    Стрелки

    Ремешок

    Стул

    Сидение

    Спинка

    Ножки.

    г) Глагольный словарь:

    Что делает:

    Повар

    Учитель

    Врач

    Почтальон?

    Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

    Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

    д) словарь признаков:

    --подбор прилагательных к имени существительному :

    Лимон (какой?)

    Платье (какое?)

    Лиса (какая?)

    -- подбор антонимов :

    широкий - …

    прямой - …

    сухой - …

    высокий - …

    длинный - …

    больной - …

    веселый - …

    светлый - …

    холодный - …

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

    А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    Стол –

    Дом –

    Ковер –

    Топор –

    Гриб –

    Книга –

    Рука –

    Тетрадь –

    Кошка –

    Ведро –

    Гнездо –

    Окно –

    Облако –

    Воробей –

    Хлеб –

    Перо –

    Б) Образование глаголов префиксальным способом:

    Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

    Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

    Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

    В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

    Скамейка из дерева (какая?)

    Сумка из кожи

    Ручка из пластмассы

    Стакан из стекла

    Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

    Гвоздь из железа

    Г) Образование притяжательных прилагательных:

    У зайца хвост заячий, а у волка?

    Голова чья?

    Дом чей?

    Сумка чья?

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

    1. Обследование понимания грамматических конструкций:

    а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

    б) понимание числа :

    покажи, где карандаш, а где карандаши;

    дети рисуют карандашом или карандашами?

    покажи, где машина, а где машины?

    в) понимание рода :

    Где Саша упал? Где Саша упала?

    Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

    г) понимание падежа :

    покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

    д) понимание предлогов :

    на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

    2. Наличие аграмматизмов:

    Словоизменение:

    А) изменение имен существительных по падежам:

    У меня есть карандаш.

    У меня нет…

    Я рисую …

    У меня есть бабушка.

    Дома нет …

    Подарю цветок …

    Пойду гулять с …

    Вспоминаю о …

    Б) предложно-падежные формы:

    (по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

    В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

    Стол – столы

    Окно - …

    Глаз - …

    Дерево - …

    Пень -…

    Стул - …

    Рот - …

    Рукав - …

    Воробей - …

    Ухо - …

    Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

    Одна корова – две … - пять …

    Один дом – два … - пять …

    Одно кресло – два … - пять …

    Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

    Столы – столов – столами – о столах,

    Окна - …

    Стулья - …

    Ведра - …

    Рыбки - …

    Куклы - …

    Уши - …

    Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

    Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

    Синяя машина - …

    Синее платье - …

    Красный флажок - …

    Красное солнышко - …

    Красная звезда - …

    Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

    Синий шар – синие шары,(см. выше).

    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

    1. Гласные:

    2. Звонкие и глухие согласные:

    Б-П

    В-Ф

    Д-Т

    К-Г

    3. мягкие и твердые согласные:

    Н-Нь

    М-Мь

    Т-Ть

    К-Кь

    Г-Гь

    Х-Хь.

    4. Свистящие:

    ССь

    ЗЗь

    Ц

    5. Шипящие:

    ШЖ

    ЩЧ

    6. Сонорные:

    ЛЛь

    РРь

    Й

    7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

    С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

    Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

    Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

    Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

    1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

    Аоэ, уио, иэу.

    Аэоу, уиоэ, уаэу.

    2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

    Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

    Кот-кот-год, том-дом-том.

    3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

    Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

    4. Выделение на слух последнего звука в слове:

    Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

    1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

    Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

    2. Отраженное проговаривание:

    Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

    3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

    Дети из снега слепили снеговика.

    Водопроводчик чинит водопровод.

    Часовщик чинит часики.

    Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

    Милиционер едет на мотоцикле.

    Регулировщик регулирует движение.

    Логопедическое заключение:______________________________________

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    на детей младшего школьного возраста

    1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________

    2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

    3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________

    4. Дата обследования_______________________________________________________________________

    5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________

    6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________

    7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________

    I . Исследование сенсомоторного уровня речи.

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    1. ба - па - па - ба

    2. ма - мя - мя - ма

    3. ра - ла - ра ла - ра - ла

    4. мо - но - мо но - мо - но

    5. ца - са - ца са - ца - са

    6. са - за - за - са

    7. жа - ша - жа ша - жа - ша

    8. са - ша - са ша - са - ша

    2. Исследование артикуляционной моторики

    губы в улыбке язык «иголочкой»

    язык «лопаткой» «улыбка» - «трубочка»

    «маятник» - язык высунут наружу и равно-мерно передвигается от одного уголка рта к другому;

    Ребенок удерживает органы речи в нужном поло-жении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выпол-нить по 4-5 раз.

    __________________________________________________________________________________________

    3. Исследование звукопроизношения

    СЬ

    ЗЬ

    ЛЬ

    РЬ

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    снег

    текст

    стакан

    танкист

    картофель

    космонавт

    термометр

    пуговица

    сковорода

    Аквалангист

    Электричка

    разведчики

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    II . Исследование грамматического строя речи

    1. Повторение предложений

    Птичка свила гнездо.

    В саду было много красных яблок.

    Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

    Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

    На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Верификация предложений

    Собака вышла в будку.

    По морю плывут корабль.

    У Нины большая яблоко.

    Хорошо спится медведь под снегом.

    Над большим деревом была глубокая яма.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Составление предложений из слов в начальной форме

    мальчик, открывать, дверь

    сидеть, синичка, на, ветка

    груша, бабушка, внучка, давать

    Витя, косить, трава, кролики, для

    Петя, купить, шар, красный, мама

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Добавление предлогов в предложение

    Лена наливает чай... чашки. Щенок спрятался... крыльцом.

    Почки распустились... деревьях. Пес сидит... конуры.

    Птенец выпал... гнезда.

    Используется два вида по-мощи: 1 - стимулирующая, 2 - в виде вопроса к пропущенному предлогу.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)

    _________________________________________________________________________________________

    5. Образование существительных множественного числа в име-нительном и родительном падежах

    один стол, а много - это... дом, а много чего? - …

    стул - ... стол - …

    окно - … стул - …

    звезда - … окно - …

    ухо - … звезда - …

    ухо - …

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    III . Исследование словаря и навыков словообразования

    у кошки - котята, а у...

    козы - свиньи -

    собаки - лисы -

    волка - коровы -

    курицы - льва -

    утки - овцы -

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2 . Образование прилагательных от существительных

    а) Относительных

    кукла из бумаги - она бумажная. салат из моркови -

    шляпка из соломы - суп из грибов - варенье из вишни -

    кисель из клюквы - варенье из яблок - лист осины -

    горка изо льда - варенье из сливы - лист дуба -

    б) Качественных

    если днем жара, то день - жаркий, а если…

    мороз снег дождь солнце ветер

    в) Притяжательных

    у собаки лапа собачья, а у... кошки зайца белки

    гнездо орла клюв птицы

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Грамматический строй речи

    Словоизменение

    Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)

    Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)

    Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)

    Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам

    Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)

    Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)

    Словообразование

    Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок

    Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.

    Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,

    пуговица, звезда, гриб, лист).

    Подбор родственных слов

    Дом_______________________________________________________________

    Сад_______________________________________________________________

    Ствол_____________________________________________________________

    Свет______________________________________________________________

    Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,

    Овцы, белки, Кошки)

    Словарь:

    Имя существительное

    Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,

    волосы, уши).

    Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,

    животные, деревья

    Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-

    корабль).

    Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.

    Глагол

    Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)

    Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)

    Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)

    Имя прилагательное

    Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,

    большой, сладкий).

    Качественные прилагательные

    Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).

    Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,

    Оранжевый, жёлтый).

    Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)

    Относительные прилагательные

    Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)

    Притяжательные

    Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.

    Наречие

    Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?

    Местоимение

    Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).

    IV . Исследование связной речи

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).

    2. Пересказ прослушанного текста

    Горошины

    В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл-ся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    V . Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

    1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?

    День был теплый. дом

    Корова жуёт сочную траву. комар

    Около дома росла высокая береза. карандаш

    3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:

    звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша

    звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.

    звук Т в слове котенок третий звук в слове школа

    5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово

    Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.

    7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.

    Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы

    9. Придумай слово с заданным звуком.

    В К Р

    Ребенку предлагается три попытки.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    VI . Исследование понимания логико-грамматических отношений

    1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом.

    2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат - над кругом, в). Круг над квадратом.

    3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?

    4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

    5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

    6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

    7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    V II . Обследование письменной речи

    1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста

    __________________________________________________________________________________________

    2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы

    __________________________________________________________________________________________

    3. Диктант слогов

    ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.

    __________________________________________________________________________________________

    4. Диктант слов различной структуры

    Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.

    Уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,

    __________________________________________________________________________________________

    5. Слуховой диктант

    1 класс

    Клен

    У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

    Кот

    У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

    Идет весна

    Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна

    2 класс

    Птицы

    Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

    3 класс

    Ночь в лесу

    Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

    6. Обследование умения мыслить в письменной форме

    Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)

    Чтение своего почерка

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    VI II . Обследование процесса чтения

    Примерный речевой материал для чтения:

    1. Слоги:

    снег

    мыло

    герой

    весна

    ручьи

    слезы

    ягоды

    радуга

    сенокос

    дежурный

    коробка

    жаворонок

    фамилия

    смородина

    государство

    республика

    макулатура

    первоклассница

    экскаваторщик

    метрополитен

    предложение

    3. Предложения:

    Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

    4. Текст: Белочка и зайчик

    Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________