Войти
Портал государственных закупок
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Коктейль "пина-колада" в ананасе
  • Рецепты ароматной курицы с яблоками в духовке: целиком и кусочками
  • Эссе на тему речь современной молодежи. Языковая культура в молодёжной среде. К истории существования сленга

    Эссе на тему речь современной молодежи. Языковая культура в молодёжной среде. К истории существования сленга

    Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им вопросы из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, который выпускники школ сдавали в прошлом году. В результате на восемь несложных вопросов правильно ответило всего 4% респондентов.

    Продолжающиеся изменения отечественной системы контроля знаний, вытеснение сочинения Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), стремительное падение уровня грамотности населения — все это не может не не обращать на себя внимания. Один из наиболее стремительно распространяющихся в обществе стереотипов — русский язык и литературу нужно учить и знать гуманитариям, будущим филологам. Знать же литературу и быть грамотным — совершенно не обязательно для математика или физика.

    О последствиях такого взгляда на систему образования мы попросили рассказать доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ Марину Юрьевну Сидорову.

    — Марина Юрьевна, скажите, какие цели ставит курс «Русский язык и культура речи для нефилологов»? Зачем студентам-нефилологам и даже негуманитариям изучать в вузе русский язык и литературу?

    — Курс «Русский язык и культура речи» является частью принятой в 2001-2002 годах программы гуманитаризации негуманитарного образования и, соответственно, движения гуманитарных специальностей по направлению к естественным наукам. Согласно этой программе гуманитарии получили определенный набор предметов, таких как «Концепции современного естествознания», «Математика для гуманитариев» и других, а естественники получили возможность выбирать из порядка десяти гуманитарных дисциплин, одной их которых и стал предмет «Русский язык и культура речи».

    Для традиционной русской культуры всегда был важен не только результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления, который может быть выражен только на языке, в тексте. Поэтому любой человек, получающий высшее образование, будь то инженер, или географ, или экономист, естественник или гуманитарий, должен уметь излагать свою мысль. Более того, даже если человек в своей профессиональной деятельности, как, например, химик или математик, оперирует знаниями других, невербальных, систем, то есть химическими и математическими знаками, он должен уметь переводить эти знания на нормальный русский язык.

    Любая информация, знания передаются, прежде всего, путем словесным. Опытные шахматисты могут молча обсудить партию, только переставляя фигуры, потому что они, как посвященные, понимают, что происходит на шахматной доске. Но научить ребенка играть в шахматы, не произнося при этом ни слова, невозможно. Так же и опытному теннисисту достаточно только поправить руку, чтобы он понял, почему у него неправильный удар. Но только показыванием – как играть – мало чего добьешься.

    Поэтому не только для будущего ученого или преподавателя, для руководителя, родителя, для любого, кто собирается работать в коллективе, так важно уметь излагать и передавать знания нормальным русским языком.

    Помимо обучения культуре речи в задачи этого курса входит и обучение культуре общения и межкультурной коммуникации, которая приобретает все большее значение в эпоху глобализации.

    — А какие изменения в культуре речи современного человека наблюдаются за последние десятилетия?

    — Есть стандартные болезни. Например, агнонимия. Агноним – слово, которого человек не понимает. Очень мало слов знает современная молодежь. В том числе слов традиционной русской культуры. Дело не в том, что современному человеку обязательно знать, что такое кушак или что такое кибитка. Но если человек много раз встречает слово и не понимает его, то он привыкает читать текст и многого в нем не понимать. Он много раз слово видел, но не запомнил и не узнает. Дирижабль и дилижанс для него одно и то же, а эликсир то же самое что электорат. Секьюритизация для него — это подготовка агентов службы безопасности. Вторая болезнь очень серьезная, это то, что можно назвать недержанием синтаксической конструкции, если пользоваться медицинским термином. Это современное клиповое мышление. В когнитивной науке существует мнение, что полезно дробить информацию, подавая ее маленькими частями. Объясняется тем, что оперативная память вмещает около семи элементов. Но мы, с русским мышлением, сформированным на наших просторах, в системе образования, в политике, в художественной литературе пишем и говорим длинными предложениями. У нас учебники написаны, и лекции мы читаем тоже длинными предложениями. А современный молодой человек часто не способен эти длинные предложения сформировать. Он пишет в изложении: «Удивительная розовая птица увидел Вася», и не видит, что «удивительная розовая птица» и «Вася» стоят в одном и том же именительном падеже. Почему? Потому что он не держит эту структуру в голове. Поэтому никакую инструкцию по применению сложной техники или, скажем, пользовательское соглашение Яндекса он уже прочитать не может.

    — Современные политики высказываются не только за отмену сочинения как выпускного и вступительного экзамена, но и за значительное сокращение часов на литературу в средней школе. Чем опасны такие тенденции?

    — Тенденция, на самом деле, очень опасная. И опасность ее в том, что не только политики, но уже многие деятели образования высказываются за отмену сочинения. Сторонники ЕГЭ говорят, что ЕГЭ помогает отбирать тех людей, которые должны учиться в вузе, а противники, напротив, утверждают, что ЕГЭ не дает им отобрать талантливых людей, которые должны учиться в вузе. Для чего мы вообще даем человеку образование? Получается, мы даем человеку образование, для того чтобы он у нас функционировал. На самом деле, человек получает образование не для дяденьки, он получает образование для себя: для того чтобы потом иметь работу, хорошую, высокооплачиваемую, приятную, для того чтобы сформироваться как личность, иметь высокий уровень душевного комфорта, как это формулировал замечательный хирург Николай Амосов. Вот изучение литературы в школе помогает сформировать эту личность. Литература несет в себе определенный нравственный заряд. Мы читаем в «Войне и Мире» про то, что Николай Ростов задолжал денег и приходит к отцу и как-то пытается решить эту проблему. Это некоторая ситуация, в которой может оказаться молодой человек. Это модель поведения, которая может обсуждаться. Приведу очень грубое сравнение. Спрашивают: почему молодежь знакомится в интернете, при том, что эти знакомства очень опасны? Потому что это такой полигон, где можно испытать какие-то ощущения, попробовать ту или иную модель отношений. А чтение литературы тоже дает определенную модель отношений, в которой ясны причина и следствие, показывает, что такое хорошо и что такое плохо.

    Есть и другая сторона. Знание может передаваться только в вербальной форме. Поэтому мы должны проверить, способен ли человек прочитать более или менее сложный текст, переработать его и на его основе создать другой. Сочинение это проверяет. Кроме того, сочинение позволяет проверить орфографию и пунктуацию. Орфография и пунктуация — это определенная дисциплина мозга. Это вообще дисциплина человека. Во время вступительных экзаменов физики или химики жалуются: «У нас человек будет из пробирки в пробирку переливать, а вы ему запятые проверяете». Если человеку все равно, куда запятую или тире поставить, значит, ему все все равно. Человеку, который запятые плохо ставит, я пробирку не доверю, потому что мы все взлетим на воздух. А ЕГЭ — это очень механическая деятельность.

    Когда мы пишем сочинение, мы пишем текст. И когда потом человек приходит работать после вуза, он все время пишет тексты. Менеджер пишет отчеты, планы продаж, компьютерщик или инженер пишет технические задания. И с помощью своих устных и письменных высказываний строит отношения с другими людьми. Этому нужно обучать. И способных к этому людей отбирать. Но я не вижу никакого вида будущей деятельности, где нужно было бы отмечать плюсиками-минусиками — правильно или нет. Я просто не вижу, что симулирует ЕГЭ. Какую реальную деятельность?

    Тема: Нужен ли современной молодёжи литературный русский язык?

    Цели: выявить позицию учащихся по отношению к нормам литературного языка, жаргону, молодёжному сленгу;

    развивать способность высказывания собственного мнения, умение вступать в дискуссию, выслушивать чужое мнение, соглашаться или оспаривать его; интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, воображение);

    воспитывать уважение к родному языку, желание освоить литературные нормы, взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание.

    Тип урока: дискуссия.

    Технология: диалоговая, проектная, ИКТ.

    Методы: устные рассказы на лингвистическую тему, беседа, проект, групповая работа.

    Организация учебного пространства: столы расположены буквой «п», учащиеся сами определяют своё место, становясь оппонентами или нейтралами.

      Постановка проблемы дискуссии.

    Нужна ли новым поколениям культура речи?

    Некоторые молодые люди, да и учёные-лингвисты утверждают, что классического русского языка для молодёжи уже не существует, что не нужно следовать литературным нормам. Ряд исследований, проведённых учёными-филологами, касающихся анализа текстов современной литературы и языка СМИ, позволяют сделать вывод о том, как сильно влияние на молодёжь жаргонной лексики.

    Нужно ли в этих условиях сохранять классический русский язык?

    II . Защита проектов «Жаргонизмы», «Молодёжный сленг» с применением ИКТ. (Тип диалога: самопрезентирующий – ученик демонстрирует выгодный для себя имидж). Информационный диалог.

    III. Дискуссия. (Тип диалога: критический – характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы.) Уровень ведения диалога межличностный. Вид диалога: интерпретационный, при котором происходит обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация.

      Выскажите свою позицию, приведите аргументы.

      Жаргон сегодня везде, существуют даже примеры перевода на него некоторых известных произведений русских классиков (например, филолог В. Шаповал перевёл на жаргонную лексику «Горе от ума « А. Грибоедова). А вот как звучат в переводе на молодёжный сленг строчки известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: «Без конвоя выломлюсь по трассе». Масса произведений переведена на язык сленга, они пользуются популярностью, их покупают, читают. Уже издана книжка «Русский тусовочный как иностранный», в которой много упражнений: переводов со сленга на обычный русский, с русского – на сленг.

    Что это – игра или определённая тенденция, которую следует воспринимать серьёзно?

      Существует ли у каждого поколения свой язык? Что по этому поводу говорят ваши родители, дедушки и бабушки? Какие примеры лексики прошлых поколений вы можете привести? Выросли ли ваши «предки» из этой лексики или до сих пор употребляют её в своём языке?

      Приведите примеры школьного жаргона, сленга различных молодёжных групп (готы, эмо и др.).

      В каких речевых ситуациях вы пользуетесь сленгом?

      Уместен ли он, по вашему мнению, на уроке, в театре, магазине?

      Если вы поступите в институт, устроитесь на работу, переедете в другой город, захотите прочитать книгу, каким языком будете пользоваться? Тем, которому учили в школе, или тем, который приобрели в молодёжной среде?

      Скучно ли изучать нормы языка?

      А есть ли, например, страны, в которых отсутствует представление о языковых нормах?

      Согласны ли вы с тем, что воспитывать языковую культуру необходимо с детства?

      Можно ли в детских передачах, мультфильмах допускать, чтобы их герои говорили неправильно? Взрослые-то понимают, что сленг в этих передачах употребляется для смеха и «прикола», но в состоянии ли ребёнок определить, что правильно, а что «для смеха»? (Мультфильмы по былинам).

      Чтение и осмысление статьи академика Д.С. Лихачёва «Как говорить» (см. материал «Русский язык и культура речи» Н.В. Кузнецова, стр.45-46). (Тип диалога: самореализующий – характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности).

    Что подразумевает академик под «неряшливостью» в языке?

    Как язык характеризует человека?

    Можно ли по языку определить, к каким группам (возрастным, социальным, территориальным) принадлежит человек?

    V . Рефлексия. (Тип диалога: рефлексивный – указывает на способность личности вести самоанализ).

    Что во время дискуссии вам показалось интересным или неинтересным?

    Как вы оцениваете свой опыт участия в дискуссии? Изменилась ли ваша позиция в ходе дискуссии?

    VI . Домашнее задание. (Тип диалога: смыслотворческий – характеризуется поиском личностью ценностей, диалогом с собственным «я».) Личностный уровень. Напишите эссе на тему «Какой язык мне ближе?»

    Молодёжный язык или сленг относится к особой форме существующего современного языка. Наверное, мы все проходим эту стихию, но, как правило, взрослея, переходим на литературный разговорный язык.
    При исследовании языка молодежи следует изучить причины употребления этого сленга в её речи в таком большом количестве. Существует несколько основных словообразовательных моделей языка молодежи (молодежного жаргона). Сегодня язык молодежной субкультуры можно встретить и в периодической печати, и в устной речи. Изучая молодёжный жаргон, прежде всего, нужно выяснить, что означает жаргон. Многие люди имеют негативное отношение к нему, хотя в целом ряде молодежного языка вы не встретите нескромных или грубых выражений и слов.

    Определяя культурно-речевую оценку молодежных средств массовой информации, нужно рассмотреть целый ряд вопросов. К приоритетным аспектам можно отнести: речевую практику изданий, качество и степень отражения в изданиях языка молодежи.

    Как и политики, интеллигенция журналисты, молодежь является активным представителем говорящего социума. Молодые люди часто выступают в роли инициаторов в языковых новшествах, поэтому их речь оказывает мощное влияние на все речевое пространство в российском обществе. Язык молодежи не является каким то особым социальным подъязыком, это скорее образец некоторой лексико-фразеологической подсистемы в общеупотребительных единицах русского языка.

    Если более тщательно изучить молодежную прессу, то станет очевидным тот факт, что она ориентируется на свою аудиторию и, естественно в­ ней используются языковые средства, которые характерны для этой категории читателей. Сегодня выпускается много изданий для молодежи, они разнообразны по своей тематике, характеру предлагаемой информации и типам. Их можно разделить на следующие: массовые и качественные, специальные и универсальные, а также есть узкопрофильные (по спорту, культуре, моде, образованию, кино, компьютерам и т.д.).

    В создании молодежной прессы участвуют не только профессиональные журналисты (журналы «Ровесник», «Собеседник»), но и сама молодежь («Юнкор», «Шик»), в том числе и учащаяся. Так, например, на­ факультетах журналистики многих университетов выходят свои газеты, выпускаемые студентами. Содержательна составляющая таких изданий - это темы, которые интересуют молодежь, они посвящены музыке, новинкам кино, жизни популярных звезд, новостям, имеющим развлекательный характер. Все они, как правило, раскрываются с применением языка молодежи, их сленга и жаргона. Таким образом, молодёжи легче адаптироваться к взрослой жизни и быть всегда в курсе происходящих событий. Раскрепощенный стиль, которым пишутся статьи в молодежных СМИ, является­ завоеванием нашего времени, так как теперь появилась возможность свободно выразить свою мысль и мнение.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Задачи и требования, предъявляемые к речи педагога. Анализ типичных ошибок в речи современных преподавателей. Характеристика типов языковых культур учителей: элитарная речевая культура, "среднелитературная" культура, литературно-разговорный тип речи.

      реферат , добавлен 22.07.2011

      Понятие и значение общения как одного из основных факторов взаимопонимания между людьми, отличительные особенности и анализ. История культуры речи, сущность и содержание данного понятия, этические принципы и регулирование в психологической сфере.

      контрольная работа , добавлен 11.03.2015

      Эволюция этических ценностей в корейском обществе и процесс становления корейской культуры. Влияние конфуцианства на формирование дальневосточных ценностей и морали, воспитание молодежи. Значимость концепта "душа" в обыденном сознании русского народа.

      реферат , добавлен 28.01.2012

      Понятие культуры. Сущность культуры. Профессиональная культура, ее черты и особенности. Профессионализм и профессиональная культура государственной службы в библии и концепции древних мыслителей. Совершенствование государственной службы.

      контрольная работа , добавлен 16.11.2006

      Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Поэтому для работника органов внутренних дел, одной из основных обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает громадное значение.

      реферат , добавлен 29.06.2008

      Культура - взаимодействие человека, истории, природы и общества; взаимосвязь личности и культуры: Понятие эстетической культуры личности, ее составляющие: сознание, мировоззрение, вкус; художественная культура как форма эстетической; принципы воспитания.

      реферат , добавлен 09.12.2011

      Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Культура речи менеджера, компоненты его профессиональной речи.

      реферат , добавлен 31.03.2008

      Молодежь как особая социально-демографическая группа. Ценностные ориентации личности и их влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе. Анализ формирования нравственно-идеологических ценностей у молодежи.

      курсовая работа , добавлен 14.09.2013