Войти
Портал государственных закупок
  • Артериальное давление – норма и патология
  • Расчет по страховым взносам: сложности заполнения
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Эфиопия в XIX в. Русские в Эфиопии: африканская эпопея Российской империи Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

    Эфиопия в XIX в. Русские в Эфиопии: африканская эпопея Российской империи Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

    Немного о социальных лифтах в Эфиопии 19 века. Касса Хайлю был сыном мелкого эфиопского феодала. Особых перспектив в жизни он не имел, его родители развелись, затем отец умер и его не слишком богатое имущество было разделено между родственниками. Мать Кассы же обеспечивала себя и сына торговлей лекарством от глистов. В итоге Касса был сдан в монастырь, учиться премудростям духовной жизни и готовиться стать священнослужителем. Но это была Эфиопия 19 века, и вскоре монастырь, в котором обучается Касса, сжигают. Все дело в том, что в Эфиопии постоянно идут войны между различными феодалами и военачальниками. Вот так получилось и на этот раз. Деджазмач (высокий военный и придворный титул в Эфиопии) Вуби Хайле Мариам воюет с расом (князем) Али. Али был очень важным расом, и управлял самим императором Эфиопии Йоханнысом III, которого заставил жениться на своей матери. А Вуби, помимо высокого титула, владел большим количеством земель, отнятых у других не менее высоких феодалов. И вот два этих уважаемых высоких человека решили выяснить, кто из них выше и более уважаем. Христианин Вуби обвинил христианина Али в том, что тот является мусульманином, поскольку его семья использует мусульманские имена. Для христианской Эфиопии достаточно серьезные обвинения. Император Йоханныс, прознав о заварушке, решил сменить покровителя и бежал к Вуби. В ответ на это Али просто назначил другого императора Сахле-Дынгыля. Вообще Сахле-Дынгыль ранее уже дважды был императором. Но в первый раз он не понравился духовенству, и вместо него назначили императором Гэбрэ-Крыстоса, который до того тоже уже успел побывать императором. Но Гэбрэ-Крыстос умирает через три месяца, и Сахле-Дынгыль снова назначают императором. Вообще императором должен был стать другой чувак, но Сахле-Дынгыль отрубил ему голову. В итоге пришлось выбрать его. Но потом все-равно его заменили на Йоханныса III. Но когда Йоханныс бежал в лагерь Вуби, звездный час Сахле-Дынгыля настал по новой, и в Эфиопии стало два императора. Один искал защиты у Вуби, а второй подчинялся Али. Когда армии Вуби и Али сошлись, оба наблюдали за сражением в отдалении. И оба решили что проигрывают битву и бежали с места сражения. Однако войска Вуби одерживают над войсками Али верх и видят, что их предводитель бежал. Вдогонку Вуби посылается гонец с посланием в духе "милорд, вернитесь, мы победили". Радостный Вуби возвращается, и занимает дворец Али, устраивая шумные празднества по случаю своей победы. Но в разгар празднества небольшая группа офицеров Али врываются в зал и захватывают Вуби. Теперь уже люди Али ищут своего предводителя. После долгих поисков его находят спрятавшимся в монастыре, где ему сообщается радостная весть - мол, вернитесь, милорд, мы победили. Али был так ошарашен этой радостной новостью, что чуть не согласился с Вуби на ничью. Условились, что Вуби будет платить дань и разойдутся миром. Во время этих событий монастырь, в котором обучался сын продавщицы лекарства от глистов и был сожжен воинами Али. Все что осталось бедному Кассе Хайле - поступить на воинскую службу к одному из местных князей. Но ему это дело не слишком понравилось, и в результате он сколотил банду разбойников. Но разбойников Касса оказался благородным. Он отнимал у богатых и раздавал бедным. Это сделало его довольно популярным в народе, и вскоре его разбойничья шайка выросла до размеров целой армии. Вместо ограбления богатых Касса начал захватывать целые территории. Касса даже пытается атаковать турок в соседнем Египте, но у него это не очень хорошо получается, поскольку в отличии от эфиопских феодальных армий турки были вооружены современным оружием и отлично дисциплинированы. Усвоив этот опыт, Касса начинает внедрять дисциплину в своей банде-армии и отыскивать способы вооружить её современным оружием. Испуганные правители Эфиопии, рас Али и Йоханныс III, которого снова сделали императором, решают задобрить и приблизить к себе взявшегося из ниоткуда военачальника. Они признают за ним право на захваченные владения, и выдают за него замуж дочь Али. Однако Касса был сыном продавщицы лекарства от глистов, и все равно не пользовался особым почетом в императорской семье, подвергаясь постоянным унижениям. Его жена, дочь Али, видимо не слишком хотела быть замужем за каким-то неуважаемым человеком, и уговорила его поднять восстания против собственных отца и бабушки. Что Касса и сделал 1852 году. Он разбил лучшего имперского военачальника и отомстил ему за унижения от императорской семьи. Так как те постоянно припоминали ему его происхождение, он заставил пленного военачальника пить лекарство от глистов, пока тот не умер. После этого он взял в плен и императрицу, бабушку своей жены, и сделал самое страшное, что только можно сделать с аристократкой. Заставил её работать. Теперь бывшая императрица переламывала зерно вручную двумя большими камнями. Перед лицом новой опасности все высшие феодалы Эфиопии позабыли свои распри и объединились против Кассы, собрав великую, по эфиопским меркам, армию. Но Касса разбил их всех и в 1855 году объявил себя императором Эфиопии Теодросом II. Всем несогласным он начал рубить ноги и руки, а знатных соперников частью казнил, частью взял в плен их детей. Теперь он стал уважаемым человеком, и его жене больше не было стыдно быть за ним замужем. Впрочем, ненадолго - она скоро умерла. Теодрос стал довольно прогрессивным императором. Он объединил Эфиопию, создал единую армию, уменьшил налоги для бедного населения, запретил рабство, изъял землю у церкви и повел борьбу с духовенством, начал строительство дорог в стране, попытался наладить выпуск огнестрельного оружия. Собирался даже строить современные корабли. В целом, Касса-Теодрос пытался модернизировать страну, создав современное государство по европейскому образцу. Для этой цели он даже взял себе советников из Англии. Но... Это была Эфиопия, 19 век. Век колониализма и империализма. Англичане несколько удивились наглости эфиопского императора. Им не было нужно развитое современное государство в Африке, ведь Африка нужна для создания европейских колоний. Да и отношения с Англией несколько испортились ввиду того, что Теодрос страстно желал английской помощи, и послал письмо королеве Виктории с просьбой прислать побольше оружия и инструкторов. Но Теодрос был всего лишь африканским королем, и его письмо даже не соизволили показать королеве. Это так расстроило Теодроса, что он велел арестовать вообще всех европейцев, находящихся в Эфиопии. Это, в свою очередь, расстроило англичан. Они, конечно, спустя несколько лет все таки показали письмо королеве Виктории, и она на него даже ответила. Но оружия и инструкторов не прислала. Зато прислала своего посланника с требованиями освободить европейцев. Но император Эфиопии решил арестовать и его тоже. Это очень не понравилось англичанам. 32 тысячи отборных солдат британской армии высадились на побережье Красного моря, чтобы покарать наглого эфиопского царька. А в самой Эфиопии продолжалась настоящая игра престолов, не стихали постоянные восстания духовенства и феодальные войны с конкурентами на трон. Тем не менее, Теодрос попытался оказать сопротивление британским войскам. Он выставил против них огромную пушку "Севастополь", отлитую по его приказу европейскими миссионерами, но как-то не очень помогло. Это было чудо-орудие по эфиопским стандартам, но англичан как-то не впечатлило. А когда "Севастополь" произвел свой первый выстрел, то огромная чудо-пушка взорвалась и стала совершенно бесполезной. Эфиопская армия была разбита, а Теодрос осажден в крепости. Все что осталось - покончить с собой. Пистолетом, который прислала ему королева Виктория.

    Эфиопия в середине 19 века – 1935 году. Создание крупного централизованного государства. Борьба государственной власти против феодального партикуляризма и внешней агрессии. Экспансии европейских колонизаторов могла противостоять только объединенная, сильная Эфиопия. Важную роль в объединении Эфиопии сыграл Kaca, сын мелкопоместного феодала из Куары. В 1853 году он, опираясь на мелкопоместных феодалов, собрал вокруг себя небольшую армию и нанес поражение правителю центральной провинций Али, а затем после упорных боев разбил поочередно Уыбе – правителя Тигре и правителя Шоа нгусэ Хайле-Мэлекота. В 1855 году Kaca провозгласил себя императором Эфиопии (нгусэ нэгэст) под именем Теодроса (Федора) II (см. Федор II ), покончив тем самым с обычаем назначения номинальных императоров из «Соломоновой династии». Теодросу удалось на некоторое время ликвидировать феодальную анархию. Было начато создание многочисленной и дисциплинированной армии; впервые в истории Эфиопии для солдат было установлено жалованье; все государственные доходы были объединены в руках правителя, а поборы с сельского населения уменьшены; была предпринята попытка запретить работорговлю; сокращено число внутренних таможен, тормозивших торговлю, и начато дорожное строительство; у церкви была отобрана часть земель, а остальные владения обложены налогом. Вместе с тем Теодрос подавлял любые проявления сектантства, отхода от ортодоксального христианства монофизитского толка, а также иудаизм и ислам, рассматривая эти религиозные учения как идеологически выражение сепаратизма. Реформы, начатые Теодросом, встретили упорное сопротивление со стороны местных феодалов и не были доведены до конца.

    Создание централизованного государства сопровождалось военными походами против непокорных феодалов, что вызывало дополнительные поборы с крестьян. В результате врагам Теодроса удалось позднее привлечь на свою сторону значительную часть крестьянства.

    Ожесточенная внутренняя борьба в Эфиопии осложнилась вмешательством английских агентов, подкупавших феодалов, недовольных новым режимом. В конце 1867 года Англия развязала против Эфиопии войну, в ходе которой эфиопская армия была разбита значительно превосходившими ее силами противника (см. Англо-эфиопская война 1867–1868 годов). Теодорос II, не желая сдаваться в плен, застрелился. Вскоре, однако, английские войска, вследствие активной враждебности народа Эфиопии, а также серьезных трудностей в снабжении продовольствием и питьевой водой, вынуждены были покинуть Эфиопию. Уходя, английское командование оставило часть оружия одному из претендентов на императорский престол Kace, правителю княжества Тигре, который в июле 1871 года в битве под Адуа наголову разбил своего соперника – правителя области Уаг Гобэзе, укрепившегося в центральной Эфиопии и объявившего себя в 1868 году императором под именем Тэкле Гийоргиса. 21 января 1872 года Kaca короновался в Аксуме под именем Иоанна (Йоханныса) IV . Ведя борьбу против усилившегося феодального сепаратизма, Иоанн IV сумел подчинить значительную часть страны, за исключением некоторых областей, в первую очередь провинций Шоа и Годжам. Добившись постепенно формального признания центрального пр-ва крупнейшими феодалами страны, Иоанн IV был вынужден при этом пойти на большие уступки. Сильнейшим феодалам – правителю Шоа Менелику (Мынилику) и правителю Годжама Тэкле Хайманоту – был присвоен высший в Эфиопии (после императора) титул нгусэ (негуса). Оба нгусэ имели собственные армии и фактически пользовались почти полной независимостью.

    Стремление Иоанна IV получить выход к морю, с одной стороны, инспирированные европейскими советниками выступления Египта против Эфиопии, с другой – вели к обострению конфликтов и открытым военными действиям (крупные сражения произошли в 1875 и 1876 годы между обоими государствами). В 80-х годах Эфиопия была втянута в войну против махдистского государства, чему способствовала Англия. В июне 1884 года Иоанном IV, английским контр-адмиралом Хьюитом и представителем Египта был подписан договор, согласно которому император Эфиопии брал обязательство облегчить вывод войск египетского хедива из осажденных махдистами Кассалы, Амедиба, Санхита через Эфиопию в порт Массауа. Эфиопия получала право свободного провоза через Массауа всех товаров, включая оружие и боеприпасы. Хедив обязывался возвратить к 1 сентября 1884 года территорию, занятую Египтом еще в 1872 году.

    Ослаблением Эфиопии в результате кровопролитной войны с махдистами воспользовалась Италия. В 1882 году порт Асэб (Асааб), приобретенный итальянской пароходной компанией еще в 1869 году, перешел в руки итальянского правительства. В 1885 году Италия захватила порт Массауа, а также ряд пунктов на побережье Красного моря между Массауа и Бейлулем. Укрепившись в Массауа, итальянские войска начали продвижение в глубь Северной Эфиопии. Когда требования эфиопских властей очистить занятые местности не были выполнены, начались военные действия, в ходе которых итальянские войска первоначально потерпели крупное поражение при Догали (январь 1887 года) и отступили к Массауа, но в декабре 1887 года снова начали продвигаться в глубь страны. Напряженность эфиопско-суданских отношений заставляла Иоанна IV воздерживаться от решительных действий против Италии. Готовясь к схватке с махдистами, Иоанн IV в конце февраля 1889 года выступил с армией в 150 тысяч человек из Гондэра; 9 марта находившиеся под его командованием эфиопские войска начали ожесточенную атаку Галлабата-Матеммы; сражение, в ходе которого был смертельно ранен Иоанн IV, завершилось победой махдистов. Преемник Иоанна IV Менелик (Мынилик) II положил конец войнам с махдистами, подавил феодальный сепаратизм в Годжаме, Амхаре, а позднее в Тигре и воссоздал единое эфиопское государство. В 1889 году он объявил Аддис-Абебу столицей страны. Тем временем Италия предприняла новые попытки укрепить свои позиции в Эфиопии. В мае 1889 года между Италией и Эфиопией был заключен неравноправный Уччальский договор "о дружбе и торговле" (см. в ст. Итало-эфиопские договоры), по которому к Италии отходили некоторые территории севере Эфиопии, в частности район Асмэры. В качестве "компенсации" Эфиопия получила по дополнительной конвенции 30 тысяч ружей, 28 орудий и 4 млн. лир из Флорентийского банка (из них половина фактически пошла на оплату оружия). После подписания договора Италия продолжала расширять свои африканские владения за счет Эфиопии. В январе 1890 года итальянцы оккупировали Адуа, главный город Тигре. В начале 1890 года Италия объединила свои владения на Красном море в колонию – Эритрею . Воспользовавшись собственной "трактовкой" итальянского текста одной из статей Уччальского договора (отличавшейся от амхарского текста), итальянское правительство объявило, что Эфиопия признала будто бы италтянский протекторат. Правительство Эфиопии заявило решительный протест; в феврале 1893 года Менелик II объявил правительству Италии о расторжении Уччальского договора и дополнений к нему. В июле 1894 года итальянские войска снова выступили против Эфиопии, а в 1895 году развернули широкое наступление (см. в ст. Итало-эфиопские войны). Однако агрессор встретил мужественное сопротивление. 7 декабря 1895 года войска Эфиопия нанесли Италии первое поражение в битве при Амба-Алаге. Менелик II обратился к Италии с предложением мира, которое было отклонено итальянским правительством. Положение итальянских войск в течение февраля 1896 года непрерывно ухудшалось из-за усиливавшихся набегов эфиопских партизан и нехватки продовольствия. 1 марта 1896 года произошла битва при Адуа, решившая исход войны в пользу Эфиопии. После битвы при Адуа крупных военных сражений не происходило. 26 октября 1896 года в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, по которому Италия признала полную независимость Эфиопии. В борьбе против итальянской агрессии правительство Эфиопии использовало противоречия между колониальными державами; ему удалось получить оружие и деньги от Франции, пытавшейся ослабить своих соперников в Африке. Эфиопии оказала помощь Россия, стремившаяся помешать укреплению позиций Англии и Италии в Северо-Восточной Африке и заинтересованная в существовании независимой Эфиопии. Симпатии передовой русской общественности были на стороне эфиопского народа. В России был проведен по частной инициативе сбор средств для оказания медицинской помощи эфиопским солдатам. В Эфиопию был отправлен отряд Российского общества Красного Креста, который оказывал помощь не только эфиопской армии, но и гражданскому населению.

    В годы правления Менелика II были проведены некоторые мероприятия, направленные на экономическое, культурное развитие страны и укрепление государства. Правительство содействовало строительству дорог, телеграфных линий, развитию внутренней и внешней торговли. Пытаясь преодолеть политическую раздробленность страны, правительство Эфиопии стало назначать правителей провинций и областей из столицы (иногда оно оставляло на местах и старых наследственных правителей при условии признания ими авторитета Менелика II). Однако новые правители были по-прежнему наделены почти неограниченной властью, имели в своем распоряжении войска, использовали для личного обогащения различные сборы. Стремясь устранить произвол в сборе налогов, Менелик II издал в 1906 году закон, устанавливавший определенную сумму налоговых поступлений для каждой провинции. Были проведены некоторые мероприятия, направленные на ограничение рабства. В 1889 году был издан закон, запрещавший обращать в рабов кого-либо, кроме военнопленных (для последних срок рабства ограничивался семью годами). Однако в положении эфиопского крестьянства существенных изменений не произошло. Особенно тяжелым оно было в присоединенных к Эфиопии землях, где широко применялась издавна практиковавшаяся эфиопскими императорами система "гэббар" (суть ее состояла в том, что размещавшиеся на новых землях военные гарнизоны и весь административный аппарат должны были содержаться за счет местных крестьян). В целом по стране при Менелике II произошло укрепление помещичьего землевладения, выразившееся, в частности, в том, что некоторые земли, пожалованные на время военным и приближенным ко двору лицам, были постепенно превращены в частную собственность.

    В 1893–1899 годы эфиопское правительство, пытаясь предупредить империалистические захваты на Юге, Юго-Западе и Юго-Востоке страны, присоединило области Уоламо, Сидамо, Кэфа, Гимира, Огаден, Ayca и другие, многие из которых некогда входили в состав эфиопской империи. Однако угроза колониального порабощения Эфиопии не исчезла. В 1906 году Англия, Франция и Италия заключили, вопреки энергичным протестам эфиопского правительства, соглашение о разделе Эфиопии на сферы влияния . Все же правительству Менелика II посредством искусного маневрирования удалось отстоять политическую независимость Эфиопии. Тем не менее "мирное" проникновение монополистического капитала (в частности, США и Германии) привело к частичному экономическому подчинению страны. В 1909 году Менелик II в связи с тяжелой болезнью отошел от управления государством. В 1913 году он умер и императором стал его внук Лидж Иясу (Яссу). В это время в Эфиопии происходила острая борьба внутри правящей верхушки. В 1916 году был совершен дворцовый переворот: Лидж Иясу был свергнут, после чего в стране сложилось своеобразное двоевластие: императрицей была провозглашена дочь Менелика II Зоудиту, а регентом – Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Тафари Маконнен был лидером "младоэфиопов" – сторонников реформ, направленных на укрепление центральной государственной власти и создание условий, обеспечивающих экономическое и политическое развитие страны. "Младоэфиопов" поддерживали некоторые феодалы, хозяйства которых постепенно приобретали товарный характер, представители немногочисленной торговой буржуазии и нарождавшейся интеллигенции. Противоположную группу, поддерживавшую Зоудиту ("староэфиопы"), составляли консервативные круги крупных светских феодалов и духовенства. Выступая за сохранение формального внешнего государственного единства, они отвергали необходимость каких-либо преобразований. В руках "староэфиопов" находились все важнейшие министерские посты; им принадлежала власть во многих провинциях, особенно в северной части страны. Их позиции, однако, существенно ослабели после смерти военного министра Хабтэ Гийоргиса в 1926 году, когда императорская армия перешла под контроль регента. Опираясь на армию, Тафари Маконнен подавил в 1928 году два вооруженных мятежа, организованных главарями "староэфиопов". В сентябре 1928 года ему был присвоен высший в стране (после императора) титул нгусэ. С этого времени императрица Зоудиту была фактически отстранена от власти. В 1930 году произошло новое восстание "староэфиопов". Это восстание также было подавлено, и в ноябре 1930 года, после смерти Зоудиту, Тафари Маконнен был коронован императором Эфиопии под именем Хайле Селассие I. При новом императоре была проведена денежная реформа, было уменьшено число внутренних таможен, началось упорядочение налоговой системы, активизировалось строительство шоссейных дорог. В 1931 году и 1936 были приняты новые законы (после законов 1918 и 1923–1924 годов об ограничении рабства) об освобождении рабов. Но освобождение рабов, встретившее сопротивление их владельцев – светских феодалов, церкви, купцов и чиновников, проходило очень медленно. В 1933 году было декретировано упразднение "в принципе" системы "гэббар".

    В 1931 году правительство Эфиопии приняло первую в истории страны конституцию, направленную на устранение феод. сепаратизма и создание единообразной системы управления. В то же время конституция сохраняла власть императора как абсолютного монарха, по существу независимого от созданного по конституции парламента (обе палаты парламента – палата депутатов, избиравшаяся знатью и представителями местных властей и утверждавшаяся императором, и сенат, члены которого назначались императором из числа высших государственных служащих и офицеров, были лишены законодательной инициативы). Были приняты меры к созданию централизованной современной армии. Несколько возросло число начальных и средних светских школ. Однако темпы экономического развития оставались крайне низкими; обрабатывающая промышленность была представлена главным образом полукустарными предприятиями.

    В начале 30-х годов обозначилась угроза новой агрессии против Эфиопии со стороны фашистской Италии. Италия концентрировала в своих африканских колониях – Эритрее и Итальянском Сомали – крупные контингенты войск, вооруженных новейшей техникой. В 1934–1935 годы Италия спровоцировала несколько пограничных конфликтов, наиболее серьезным из которых было столкновение в оазисе Уал-Уал (Уоль-уоль; 5 декабря 1934 года). Уклоняясь от мирного урегулирования пограничных споров, правительство Италии рассчитывало использовать их как повод для нападения на Эфиопию.

    M. В. Райт. Москва.

    Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

    Эфиопия приняла христианство в начале четвёртого века. Сегодня праздник Тимкат – самый важный из девяти основных христианских праздников Эфиопии. Его отмечают 19 января в ознаменование крещения Христа. Для празднования в северном городе Лалибэла священники из разных церквей переносят на головах в место благословения таботы (или скрижали закона), завёрнутые в дорогую ткань.

    Крещенские воды

    На следующее утро толпы верующих собираются вокруг крестообразного бассейна, который представляет реку Иордан, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.

    Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

    Прихожане с раннего утра отправляются к искусно вырезанной и лучше всех сохранившейся церкви Лалибэлы – Бет Гиоргис (Церковь Святого Георгия). Это последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей 13-го века в городе Лалибэла. Легенда гласит, что её выкопали после того, как святой Георгий появился перед местным императором и сказал, что о нём позабыли. Церковь вытесали в форме греческого креста со сторонами одинаковой длины. На плоской крыше вырезали тройной греческий крест. Бет Гиоргис – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Церковь Дэбрэ-Дамо

    Дэбрэ-Дамо стоит на горе с плоской вершиной на севере Эфиопии и выступает одним из важнейших центров христианства в стране. Эта маленькая современная церковь построена перед гротом, где, как говорят, исчез Арагави – один из девяти святых (или миссионеров), принесших христианство в Эфиопию. Святым часто приписывали исчезновение, а не смерть. Выступающие из саванов скелетные останки монахов можно увидеть в нишах в стенах грота.

    Абуна Гебре Микаэль

    Чтобы добраться в церковь Абуна Гебре Микаэля в горах Геральты, придётся перепрыгивать с одной скальной плиты на другую в горном овраге. В интерьере есть два прохода и центральный неф с интригующими фресками конца 18-го и начала 19-го века. Палитра цветов здесь обогащена потрясающим голубым, фиолетовым, оранжевым и серым. Они дополняют традиционные оттенки коричневого и жёлтого.

    Церковь Йоханнеса Мэикудди

    Она также стоит в горах Геральты. Это последняя из великих расписных базилик в регионе Тыграй. Церковь вырезана из белого песчаника на вершине горы, возвышающейся на 230 метров над низом долины. В первой части разделённой надвое церковной паперти есть небольшой купол с выгравированным крестом. Интерьер украшен красочными фресками с библейскими сценами, портретами святых и геометрическими узорами. Они покрывают не только стены, но и потолок.

    Даниэль Коркор

    Даниэл Коркор стоит над головокружительной 300-метровой пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид. Говорят, две маленькие камеры служили убежищем для монаха. Украшена только большая из них. Ниша в стене напротив входа – место, где сидел отшельник или монах. С этой точки он мог видеть равнины, из которых пришёл, и небеса, куда собирался.

    Абуна Йемата

    Абуна Йемата – один из девяти святых. Он избрал в качестве отшельнической обители вершину Гуха в хребте Геральты и удалился от суетной жизни. Позднее он основал церковь, высеченную в скале. Чтобы войти в неё, необходимо пройти по крутому и опасному подъёму. На этой фотографии слева виден вход в церковь.

    Абуна Йемата

    Священник, выглядывающий через единственное окно церкви Абуна Йемата. Местные служители весело сообщают посетителям, что воскресные службы посещают беременные женщины, младенцы и пожилые люди, и никто не падает.

    Петрос и Паулос, Тека Тесфай

    Эта церковь, как и многие другие в хребте региона Геральта, находится в живописном месте: на узком уступе под нависшим утёсом. Раньше единственный к ней путь лежал через 15-метровое восхождение по вертикальной скале. Теперь есть шаткая лестница. Церковь построена из дерева, камня и строительного раствора, но святилище высечено в скале. На стенах сохранились прекрасные фрески конца 17-го века в приглушенных цветах в стиле 15-го века.

    Арбату Энцесса, Аксум

    Каменная церковь 1960-х годов посвящена четырём апокалиптическим существам, а также тетраморфу, особенно почитаемому в Эфиопии. Четыре животных стали символами четырёх евангелистов: Марк – лев, Лука – жертвенный телец, Иоанн – орёл, Матфей – человек. Стены и потолок покрыты литургическими образами, нарисованными в тёплых тонах, но перекрашенными с использованием буйства основных цветов.

    Геннет Марьям, Ласта

    Церковь, высеченная в период правления императора Йэкуно Амлака (1270-85), хранит самые ранние фрески в Эфиопии, которые, предположительно относятся к концу 13-го века. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета и изображения святых, а также сюжеты из Нового Завета. На этой фотографии видна крыша церкви, украшенная высеченными крестами.

    Учим матчасть. Предлагаем Вашему вниманию краткую иллюстрированную историю братской Эфиопии по версии Lonely Planet (в переводе, с добавлениями). Бурная история народов Эфиопии изобилует неожиданными поворотами, драматическими дилеммами и кровавыми войнами. Как ни странно, чем-то это напоминает историю славян, казалось бы, столь далёких географически и генетически. Но главное, и те, и другие продолжают развиваться, закаляясь в горниле мировых и региональных катаклизмов.

    3,2 млн лет до н.э.
    Люси находит свой конец и ожидает открытия и славы больше трех миллионов лет под землей. Эфиопия использует ее как фундамент для своих притязаний на звание места рождения человечества.

    3500-2000 лет до н.э.
    Древние египтяне ведут торговлю со страной Пунт, которую многие ученые помещают где-то на Эритрейском или Сомалийском побережье.

    2000-1500 лет до н.э.
    Где-то в Северной Эфиопии сложился язык Геэз, предшественник арабского и амфарского – современного государственного языка Эфиопии. Удивительно, но на Геэзе по сию пору говорят священники в Эфиопии и Эритрее.

    1500-400 лет до н.э.
    В Северной Эфиопии развивается цивилизация под сильным арабским влиянием. Строится первая столица государства, Йеха. Однако, основатель её остается неизвестным. Историки до сих пор не выяснили, кто был главнее: то ли Йеха и Африка правили Аравией, то ли наоборот.

    955-587 гг до н.э.
    Священный Ковчег Завета, сделанный Моисеем для хранения Десяти Заповедей, исчезает из Иерусалима в какой-то момент в течение этого периода.

    400 лет до н.э. – 200 г н.э.
    Образуется Аксумское царство, оно расцветает на торговле по Красному морю и богатых природных ресурсах. Первое упоминание о нем встречается в книге «Периплюс Эритрейского моря» (первое столетие н.э.).

    200-500 гг
    Великое Аксумское царство достигает своего апогея, контролируя земли от Нила до Аравии. Его причисляют к самым мощным державам Древнего мира.

    300-325 гг
    В Аксуме разрушился Великий Обелиск. Это катастрофическое событие знаменует собой конец эры язычества и появление в Эфиопии христианства.

    400-500 гг
    В Северную Эфиопию прибыли знаменитые «Девять Святителей». Это группа христианских миссионеров, говоривших по-гречески. Христианство укрепляется как основная религия во всем регионе.

    615 г
    Дочь пророка Магомета и его последователь совершают побег из Аравии, чтобы избегнуть казни. Они приносят в Эфиопию ислам. Некоторые считают, что христианский царь позволил им остаться, потому что думал, что они – преследуемые христиане.

    640-750 гг
    Аксумиты теряют контроль над торговлей в Красном море, и их царство прекращает существование. В Эфиопии начинается длительный период «смутного времени», о котором почти ничего не известно.

    1137–1270 гг
    Из «смутных времен» Эфиопии появляется династия Загве, которая, с не без помощи божественных сил, производит на свет невероятные церкви Лалибелы, вытесанные из каменного монолита.

    1165-1670 гг
    По Европе циркулируют слухи о Пресвитере Иоанне, могущественном христианском царе, правящем Эфиопией. Разгораясь, эта молва утверждает, что он поможет христианам Европы отбить Святую Землю.

    1270 г
    Император Йекуно Амлак, объявив себя потомком Царя Соломона и Царицы Савской, основывает династию Соломонидов. Она останется у власти следующие 500 лет. В Эфиопии наступает хорошо задокументированное Средневековье.

    1400 г
    Французский аристократ герцог де Берри посылает в Эфиопию первое посольство. В свою очередь, эфиопы отправляются в Европу, где многие остаются при церквях, особенно в Риме. Контакты налаживаются в попытке противостоять все более угрожающей мусульманской супердержаве.

    1400-1600 гг
    Рождение национального эпоса Эфиопии «Кебра Негаст». Когда точно это произошло, пока остается спорным.

    1490-1529 гг
    Махфуз объявляет джихад христианской Эфиопии и начинает серию религиозных войн, самых кровавых в истории страны. Его наследник, Ахмед Грагн Леворукий, в конце концов наносит императору поражение. Государство оказалось на грани полного уничтожения.

    1529-1542 гг
    Ахмед Грагн Леворукий продолжает военную экспансию и к 1532 г овладевает большей частью восточной и южной Эфиопии. В 1542 г у озера Тана он разбил союзническую армию эфиопов и португальцев.

    1543-1559 гг
    Император Галавдевос с помощью португальцев в конце концов победил и уничтожил мусульманского захватчика Ахмеда Леворукого. Боевые столкновения продолжаются, пока сам Галавдевос не был убит при нападении на город Харар.

    1550 г
    Кочевники Оромо из Кении начинают волну миграции на север. Еще на 200 лет страна погружается в эпоху перемежающихся вооруженных конфликтов. Как раз в эти времена Харар был обнесен стеной.

    1582 г
    Большая часть христианского мира принимает обновленный Григорианский календарь, но Эфиопия оставляет Юлианский календарь. На сегодня он отстает на семь лет.

    1629 г
    Император Сусеньос переходит в католичество, чтобы добиться военной помощи от португальцев, и пытается заставить народ последовать своему примеру. Его подданные недовольны, начинается гражданская война, в которой погибает порядка 32000 человек.

    1636 г
    Император Фасиладас основывает Гондар, первую постоянную столицу со времен Лалибелы. Кроме того, он изгоняет из страны всех иностранцев и закрывает границы наглухо. Новая столица расцветает, и Эфиопия вступает в свой новый золотой век.

    1706-1721 гг
    Двор Гондара погружается в смуту, потому что интриги, заговоры и политические убийства становятся для придворных чем-то вроде хобби.

    1755-1855 гг
    Император Иясу II умирает, и центральное правительство Гондара быстро рассыпается. Эфиопия скатывается обратно в состояние распада, следует целое столетие беспрерывных гражданских войн и разбоя.

    1855 г
    Касса Хайлу оказывается хитрее, быстрее и беспринципнее своих соперников, в результате чего он восходит на трон как император Теодрос. Он объединяет феодальную Эфиопию и затевает амбициозные программы модернизации страны.

    1855-72 гг
    Теодрос строит многочисленные дороги, создает регулярную армию и устанавливает Амфарский язык впереди Геэза в качестве средства для ежедневного общения. Но в конце он делает ошибку, отправив в тюрьму группу британских подданных, посетивших его двор.

    1872-76 гг
    Касса Мерча помогает британцам сместить Теодроса, выигрывает конкуренцию с прямым наследником императором Текла Гиоргисом и становится императором Йоханнесом.

    1875-76 гг
    Египетская армия пытается вторгнуться в страну, но Йоханнес организовывает эффективное сопротивление и одерживает победу.

    1888 г
    Итальянцы завозят крупный рогатый скот, от которого начинается эпизоотия чумы. На это накладывается сильная продолжительная засуха и нашествие саранчи. В результате по всей стране начинается голод, который длится четыре года.

    1889 г
    Следующий за Йоханнесом император Менелик подписывает с Италией договор о дружбе и передает ей регион, который ныне является Эритреей. В том же году начинается строительство Аддис-Абебы, что в переводе значит «Новый Цветок», и она делается столицей.

    1896 г
    Император Менелик поражает весь мир, разбив итальянскую армию в битве при Адве. Договор о дружбе 1889 года аннулирован, Италия признает независимость Эфиопии, но крепко держится за Эритрею.

    1913-16 гг
    Император Менелик умирает. Бразды правления переходят к Лиджу Ийясу. Но его вскоре смещает дочь Менелика, Зевдиту, которая правит с помощью регента, Рас Тафари Маконнена.

    1915 г
    Благодаря двум предприимчивым инженерам, имевшим навыки сапожного ремесла, завершается строительство железной дороги из Аддис-Абебы в Джибути. Прежде чем дать им карт-бланш на стратегическую стройку, император проверил, смогут ли эти двое изготовить для него обувь за одну ночь, сидя взаперти. Ребята не подкачали. В результате экономика всей Эфиопии и особенно столицы сильно выиграла благодаря выходу к морю.

    1930 г
    После смерти Зевдиту и многолетнего осторожного маневрирования, Рас Тафари получает корону как император Хайле Селассие и титул Богоизбранный.

    1931 г
    Эфиопия получает первую письменную Конституцию, которая дает императору почти абсолютную власть. Даже тело Хайле Селассие объявляется священным.

    1935 г
    Вторжение Италии в Эфиопию. Использование запрещенного химического оружия – горчичного газа, систематические бомбардировки гражданских объектов, в том числе госпиталей Красного Креста, приводят к гибели 275000 эфиопов. Потери Италии составляют 4350 человек.

    1936 г
    Итальянцы захватывают Аддис-Абебу, Селассие бежит из страны. Муссолини триумфально объявляет: «Эфиопия принадлежит Италии!» Король Италии делается императором Эфиопии.

    В июне Хайле Селассие обратился к Лиге Наций за помощью, но Лига сняла санкции против Италии.

    1937 г
    Аксумский обелиск возрастом 1700 лет разбирают на части и перевозят в Италию. В 1998 г Италия соглашается его вернуть, но война между Эфиопией и Эритреей препятствует этой операции до 2003 г.

    1940-50 гг
    В Эфиопии появляются первый национальный банк, новая национальная валюта (бирр), первый университет и первый (и единственный) национальный авиаперевозчик – Эфиопские авиалинии.

    1941-42 гг
    Вооруженные силы Британского Содружества совместно с Эфиопской армией освобождают страну от итальянской оккупации. Хайле Селассие возвращает свой трон, а Эфиопия – независимость. В последующие годы страна быстро модернизируется.

    1960 г
    В Эфиопии растет недовольство автократическим правлением императора. Его телохранители готовят заговор, но его подавляют армия и воздушные силы.

    1962 г
    В Аддис-Абебе создается штаб-квартира Организации Африканского Союза. Хайле Селассие односторонне производит аннексию Эритреи. Эритрейские сепаратисты начинают ожесточенную партизанскую войну.

    1972-74 гг
    На страну обрушивается ужасный голод, погибает около 200000 человек. Это еще сильнее восстанавливает население против императора, начинаются протесты студентов на улицах.

    1974 г
    После ряда лет растущего недовольства и усиливающихся уличных выступлений, 12 сентября Хайле Селассие бесцеремонно свергают с императорского трона. 20 декабря коммунистическая организация «Дерг» (по амхарски – совет, комитет, а именно временный военный административный совет) объявляет о создании в Эфиопии социалистического государства.

    1975 г
    Последний император Эфиопии Хайле Селассие умирает под следствием. Причина смерти неизвестна, но многие верят, что его лично задушил подушкой Менгисту, один из предводителей Дерга. На севере Эфиопии основывается Фронт Освобождения Тиграйского Народа. Он начинает вооруженную борьбу за автономию. Объектами первых нападений его бойцов становятся тюрьма и банк, который они разграбили.

    1976-90 гг
    Начинается коллективизация сельского хозяйства, проводится массовое переселение племен, размещение их в деревнях. Одна из декларируемых целей всего этого – борьба с голодом. Большинство экспертов сходится во мнении, что эффект получился обратный.

    1977 г
    Лидером Дерга становится подполковник Менгисту Хайли Мариам. Он обращается за помощью, среди других стран, к Советскому Союзу и Кубе.

    1977-78 гг
    На юге в регион Огаден вторгается армия Сомали, чтобы поддержать волнения этнических сомалийцев и отторгнуть эту часть страны. В конце концов, Сомали терпит поражение от эфиопов, но только благодаря мощной военной поддержке Советского Союза и Кубы. В эти же годы Дерг начинает жестокое преследование инакомыслящих. От этого «красного террора» гибнут тысячи людей.

    1984 г
    Израиль производит операцию «Моисей»: за шесть недель секретно по воздуху эвакуирует 8000 эфиопских евреев на историческую родину.

    1984-85 гг
    В холмах Эфиопии голод выкашиает почти миллион человек. Причины голода как климатические, так и политические. Немалую помощь оказывают разные благотворительные организации, возглавляемые известным рок-музыкантом Бобом Гелдофом (исполнитель главной роли в фильме «Стена» Пинк Флойд).

    1991-93 гг
    СССР прекращает существование. Соответственно, партизаны выходят из подполья и побеждают Дерг. Эксперимент с коммунизмом в Эфиопии заканчивается, Менгисту Хайле Мариам бежит в Зимбабве к еще одному кровавому диктатору Мугабе, где он и находится по сей день, наслаждаясь жизнью.

    1992 г
    Останки Хайле Селассие обнаруживаются в схроне под бетонной плитой в туалете королевского дворца. В конце концов, через восемь лет происходит их перезахоронение в соборе Святой Троицы. Провожающих оказывается гораздо меньше, чем предсказывали организаторы похорон, только несколько тысяч

    1993 г
    В результате референдума Эритрея обретает столь долгожданную независимость. Отношения между соседями поначалу отличные.

    1995 г
    Провозглашается Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, проводятся выборы. Премьер-министром становится бывший полевой командир партизан Мелес Зенави.

    1996 г
    Министр обороны Италии в конце концов вынужден признать применение горчичного газа во время абиссинской кампании.

    1997 г
    Эритрея отказывается от общей с Эфиопией валюты – бирра – и вводит собственную – накфа. Это приводит к обострению отношений между соседями.

    1998-2000 гг
    Лидеры Эфиопии и Эритреи развязывают войну из-за полоски голой бесплодной земли. К концу военных действий 70000 человек мертвы и десятки тысяч становятся вынужденными переселенцами.

    2000-01 гг
    Между Эфиопией и Эритреей подписывается мирное соглашение и вдоль границ устанавливается демилитаризованная зона под наблюдением ООН.

    2001 г
    Два эфиопских ученых открывают окаменевшие предположительно человеческие останки возрастом от 5,8 до 5,2 миллионов лет. Их предварительно назвали подвидом Ardipithecus ramidus kadabba.

    2002 г
    В Аддис-Абебе открывают памятник Александру Сергеевичу Пушкину (бронзовый бюст работы скульптора А.Белашова, дар Правительства Москвы). Звучат стихи поэта на русском и амфарском языках, памятник освящает Патриарх Эфиопской православной церкви Абуна Паулос. Это первый и единственный монумент Пушкину в Африке, но именно в Эфиопии, скорее всего, находится историческая родина его предков.

    2005 г
    После выборов 15 мая оппозиция обвиняет власти в подтасовках. Массовые протесты заканчиваются трагично, когда правительственные войска открывают огонь по безоружным демонстрантам. Тысячи людей, включая оппозиционных политиков, журналистов и редакторов газет арестовываются полицией.

    2006 г
    Начинается строительство гигантской плотины Джибе III, самой большой в Африке. Его экологические и социальные последствия весьма неоднозначны, и по этому поводу разгораются дебаты.

    2006-09 гг
    Эфиопия вторгается в Сомали с целью ликвидировать союз исламистов. Его регулярные части были разбиты, но эфиопская армия увязает в партизанской войне и, в конце концов, в 2009 г ее выводят. В эти же годы напряженность между Эфиопией и Эритреей вновь достигает точки кипения, обе стороны начинают массированное передвижение войск к границе. К счастью, взаимные претензии удается урегулировать мирным путем.

    2007 г
    В сентябре Эфиопия официально празднует Миллениум – наступление нового тысячелетия, согласно своему архаичному Юлианскому календарю.

    2008 г
    Мандат войск ООН в демилитаризованной зоне иссякает после «подрывных ограничений», введенных Эритреей. После ухода миротворцев две нации нервно следят друг за другом. В то же время на севере Эфиопии активизируются партизаны-сепаратисты.

    2012 г
    Менгисту Хайле Мариам объявляет, что начал писать мемуары. В 2012 г в сети появляется предварительная версия в виде утечки.

    2011 г
    В конце года Эфиопская армия в союзе с коалицией Африканского союза и Кенийскими войсками вновь вторгается в Сомали. Это попытка поддержать правительство Сомали в его вооруженной борьбе против повстанцев аль-Шабааба.

    2012 г
    Выдающийся эфиопский журналист Искандер Нега отправляется в тюрьму на 18 лет за нарушение анти-террористического закона, после того как он выпустил статью, подвергающую сомнению аресты по аналогичному обвинению.

    В июле скончался Патриарх Эфиопской православной церки Абун Паулос. В августе скончался премьер Мелес Зенави, который доминировал на политической сцене всего региона более 20 лет. Его преемником становится Хайле Мариам Десалейн.

    Продолжение истории - во время нашего путешествия по .