Войти
Портал государственных закупок
  • Варенье из абрикосов с ядрышками и с лимоном - простой рецепт с фото по приготовлению на зиму
  • Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми Психологические особенности гиперактивных детей
  • К чему снится влюбиться во сне в незнакомца
  • Домашний хлеб без дрожжей на закваске
  • Xxi съезд кпсс о полной и окончательной победе социализма в ссср
  • Семейный бюджет Презентация как сэкономить семейный бюджет
  • Кровь святого януария - чуда не произошло. Чуда св. Януария не произошло: католики в ожидании катастрофы Вскипает кровь святого

    Кровь святого януария - чуда не произошло. Чуда св. Януария не произошло: католики в ожидании катастрофы Вскипает кровь святого

    В средние века принято было собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь содержалась в пиалах, где она скоро высыхала и превращалась в корку. Но иногда она ненадолго опять делалась жидкой. Подчас, теряя твердость, засохшая кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случается даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

    Это чудо, образно называемое «закипанием крови», происходило несколько раз в год в Неаполе, где в местном соборе находятся две пиалы с кровью святого Януария, легендарного мученика IV столетия от Рождества Христова. Чудо святого Януария остается загадкой и для науки, и для религии. Но чтобы понять это чудо, требуется сначала разобраться в легенде, стоящей за ним. Ведь как и в случаях со многими другими загадочными явлениями, здесь присутствуют и факты, и вымысел.

    Святой Януарий родился в конце III века. Он был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя слово Божие, чем вызвал гаев римского императора Диоклетиана, яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городском амфитеатре. Львы, согласно легенде, не напали на святителя. Тогда 19 сентября всех местных христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Традиционно считается, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови. Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах близ Неаполя. В его честь позднее воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом становилась жидкой, и это продолжается по сей день.

    Видимо, вся эта история – лишь отчасти правда. Историки имеют не много точных сведений о святом Януарий. Но доподлинно известно, что такой мученик существовал и был казнен в 305 году, а вот рассказ о том, как была сохранена его кровь, похоже, был прибавлен к легенде столетия спустя, может быть уже в средние века. Церковные ученые также знают, что тело Януария было зарыто неподалеку от города Марчиано, у дороги, ведущей из Поццуоли в Неаполь. Приблизительно в 420 году по приказу епископа тело отрыли и перевезли в Неаполь, где в честь святого были установлены церемонии, проводимые каждый год в мае и сентябре. В 831 году мощи мученика захватил один дворянин из Беневенто, но он позволил, чтобы череп остался в Неаполе. Останки святого перевозились по всей Италии несколько веков и, наконец, вернулись в Неаполь только в конце XIII столетия. Тогда же король Неаполя Карл II приказал построить в честь святого собор.

    Приблизительно в это же время две пиалы высохшей крови становятся частью мощей. Неизвестно, путешествовали ли они по стране вместе с другими останками, но примерно в середине XIII столетия две пиалы крови, якобы принадлежащей святителю, оказались в Неаполе и были сочтены подлинными реликвиями. Часовня, которую начали строить в 1608 году рядом с собором, куда окончательно поместили череп мученика, была закончена только в 1646-м. С этих пор череп хранится там, отдельно от остальных мощей. Он находится в серебряном реликварии и уже несколько веков служит предметом поклонения. Празднества в честь святого Януария все еще справляются и поныне, будучи узаконенными в 1337 году Джованни Орсини, неапольским архиепископом. Его указ регламентирует все церемонии, которые следует проводить, и до сих пор дважды в год их соблюдают с верностью и благоговением. Интересно отметить, однако, что даже в 1337 году Орсини еще не упоминал две таинственные пиалы. Не говорится о них и в современных архиепископу церковных хрониках, так что, вероятнее всего, кровь появилась в соборе несколько позже.

    Впервые о пиалах письменно упоминается лишь в 1389 году, когда один путешественник издал анонимное сочинение с рассказом о крови мученика, которая время от времени становится жидкой. Упоминания об этой реликвии и о чуде, с ней связанном, есть и у других путешественников, проезжавших через Неаполь в последующие два столетия.

    Одно из таких путевых сочинений было опубликовано во Франции в 1536 году. Французский хронист Робер Гаген сообщает в своем «Историческом обозрении Франции» о поездке Карла V в Неаполь с целью венчания на царство. «В воскресенье, третьего дня месяца мая, король слушал мессу в честь святого Януария в главном соборе Неаполя, – пишет он. – Принесли немного бесценной крови святого в большой стеклянной пиале… Твердая будто камень, после того как ее поставили на алтарь, она стала таять и размякла настолько, что казалось, будто бы эта кровь взята у живого человека».

    Именно в то столетие стало обычаем вынимать пиалы с кровью из склепа и проносить их вокруг церкви во время традиционных празднеств в честь святого Януария, а начиная с 1659 года ритуальное разжижение крови аккуратно документировалось церковными сановниками.

    Сегодня кровь находится в часовне внутри неапольского собора в особом склепе под постоянной охраной. Сама кровь содержится в двух стеклянных чашах, которые заключены в небольшой цилиндр – цисту из серебра и стекла. Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно 12 сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, находится в большой серебряной дароносице с ручкой. Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая настолько затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови. Была произведена только одна попытка извлечь пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время второй мировой войны, но процедура была отменена, так как стало понятно, что открыть футляр невозможно, не разрушив саму реликвию.

    Кровь, находящаяся в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается – даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями – несколько раз в году, во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, а также во время других, не посвященных святому церковных торжеств.

    И вещество в этих чашах – настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли произвести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

    Два основных празднества проводятся в первое воскресенье мая (в память об обретении Неаполем мощей святого) и 19 сентября (день смерти великомученика). Кроме того, пиалы с кровью часто выносят на всеобщее обозрение 16 декабря в память об извержении Везувия в 1631 году, когда кровь оставалась жидкой в течение целого месяца. Временами, хотя и редко, священники обходят с реликвией весь собор, чтобы предохранить город от разных природных бедствий.

    Известно также, что кровь несколько раз разжижалась спонтанно, когда цисту вынимали из склепа для чистки или осмотра.

    Однако она не всегда разжижалась в дни празднеств. Такие нечастые провалы обычно воспринимались как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии. Предыдущие неудачи были отмечены в 1835 и 1944 годах.

    Традиционное чудо, описанное выше, на самом деле представляет собой лишь часть отработанного ритуала. Обычно церемония в честь святого начинается в девять утра. В неапольский собор набиваются толпы народа, и каждый стремится встать поближе к часовне, где хранятся реликвии. Рядом с часовней – серебряная урна с черепом святого. Ввиду небольших размеров часовни она может вместить всего сотню человек, и только избранным гостям позволено находиться там во время церемонии. Только городские и церковные власти, а также специально приглашенные гости могут созерцать, как ниалы извлекают из склепа. В числе этих почетных гостей – несколько старых женщин, которые призваны «помогать» чуду свершиться. Их считают родственницами святого Януария. Как только пиалы оказываются извлеченными из склепа, женщины поднимают футляр за ручку, так, чтобы его видели в толпе. В это время кровь обычно еще в состоянии твердой корки. Затем родственницы святого начинают голосить, умоляя мученика совершить чудо. Проходит еще несколько минут, и вот особые священнослужители машут красным платочком, оповещая всех, что кровь начала разжижаться. Тогда еще один священник подносит к пиалам свечу, чтобы народ хорошенько разглядел чудо. Затем цисту целуют все присутствующие и, наконец, ее торжественно проносят по середине собора. В это время играют «Те Deum», и затем пиалы вновь запирают в часовне. Иногда кровь остается жидкой на протяжении всего прохода, но чаще твердеет снова еще до его завершения.

    В 1970 году доктор Джорджио Джорджи, врач из Неаполя, был допущен посмотреть чудо вблизи и опубликовал свои показания о происшедшем на его глазах в «Quaderi di Parasicologia», солидном итальянском журнале по парапсихологии. Во время службы, которую проводил сам архиепископ неапольский, доктор Джорджи стоял всего в метре от стеклянной цисты с пиалами. Он описывает, как епископ держал футляр, показывая его народу, а затем начал медленно его вращать, взывая к святому совершить чудо. Доктор видел своими глазами, что вначале в чашах была затвердевшая кровь.

    «Примерно через четыре минуты, не больше, – пишет Джорджи, – я увидел, прямо перед своим носом, на расстоянии едва ли не в метр, как комок крови внезапно сделался из твердого жидким. Этот переход произошел совершенно неожиданно. Жидкость выглядела светлее и ярче, чем корка. Внутри нее возникло множество маленьких пузырьков, так много, что жидкость (была ли это на самом деле кровь?), казалось, вскипела».

    Разжижение крови, конечно, чудо, тем более что оно происходит вот уже много веков. Но здесь мы наблюдаем лишь одну из многих загадок, связанных с этой кровью. По поводу чуда святого Януария написаны десятки книг и тысячи статей, и тот, кто читает, будет озадачен целой серией загадок. В 1978 году французский публицист Давид Гердон составил по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают чудесный характер феномена. Коротко наблюдения:

    Чудо происходит совершенно независимо от температуры.

    Кровь разжижается, невзирая на то жарко или холодно в это время в неапольском соборе. Кроме того, похоже, нет никакой зависимости между температурой и временем, прошедшим между двумя чудесами. Кажется, нельзя вычислить срок, за который кровь становится жидкой, если отсчитывать от ее первой демонстрации: проходит от нескольких минут до многих часов. Например, в мае 1879 года пришлось ждать два часа, а в сентябре того же года кровь запузырилась уже через 15 минут. Иногда она бывала жидкой уже тогда, когда ее вынимали из склепа; случалось, что она не становилась твердой целые сутки и более.

    Жидкая кровь отличается по объему от твердой.

    Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо увеличиваться, либо уменьшаться. В мае крови обычно больше, случается, что она заполняет чашу целиком. В сентябре, наоборот, ее количество заметно убывает. По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, медленно переходя из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если этот процесс происходит быстро. Объем варьируется от 20 до 24 кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы. Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться в размерах, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

    Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, в то время как объем жидкости увеличивается, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает всего нескольких граммов.

    Кровь не просто разжижается.

    Цвет раствора проходит несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Бурая в твердом состоянии, она светлеет с началом чуда. Затем становится желтовато-красной и, наконец, алой. Ее вязкость тоже бывает разной. Перед самым разжижением она делается пастоообразной, а затем – чуть более вязкой, чем обычная кровь. А иногда разжижается не все содержимое чаши, остается твердый «шарик» или сгусток, который плавает посреди жидкости.

    Этот центральный сгусток – самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает жидкость обратно.

    К сожалению, сейчас невозможно провести анализ крови. Даже если и вскрыть пиалы, любая серьезная попытка исследовать кровь или даже внимательно ее осмотреть может нарушить химический баланс, существующий в ней и позволяющий ей разжижаться. Просто, изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, благодаря которым это чудо происходит. Тест на углерод-14 может сказать нам, каков возраст вещества, но такой тест потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти. И кроме того, наука все еще не может объяснить другую загадку, связанную с этой кровью, которая, вероятно, потрясет вас не меньше всех прежних. Расскажем все по порядку.

    Примерно в 14,5 километра от Неаполя находится городок Поццуоли. Именно там в 305 году на местном форуме, расположенном близ фосфорных шахт, обезглавили святого Януария. Сам город теперь представляет собой большой монастырь капуцинов, образовавшийся вокруг другой реликвии, связанной с памятью о святом Януарии. Это камень, на котором ему, по преданию, отсекли голову. Ныне он заключен в склеп церкви монастыря. Камень представляет собой мраморный блок, полый внутри, около метра в высоту и 60 сантиметров в длину. На верхней его части вырезан греческий крест. Этот блок становится красным, когда в Неаполе проводятся церемонии, посвященные святому Януарию! Иногда мрамор даже источает кровь.

    Эти кровоисточения подробно задокументированы, хотя они случаются редко. 22 февраля 1860 года, например, камень стал испускать кровь в то время, когда в самом Неаполе загорелась церковь святого Януария. Вся возникшая жидкость была собрана монсиньором Пурпо, епископом Поццуоли. Другое кровоистечение началось 19 сентября 1894 года. Мазки этой жидкости были сохранены на кусках хлопка церковными властями и в мае 1926 года посланы в лабораторию судебной медицины в Неаполе. Анализы показали, что это человеческая кровь.

    В нашем веке кровоистечения не происходили, хотя мраморная плита по-прежнему окрашивается в красный цвет в дни празднеств в Неаполе. Для этого чуда раньше предлагалось такое объяснение: изменение цвета связано с изменениями теплового режима и влажности в церкви. Но оно оказалось неподходящим, что и выяснила группа ученых, приглашавшихся церковью в 1902 и 1927 годах. Эксперты не нашли ни малейших признаков того, что цвет меняется в зависимости от каких-либо атмосферных условий.

    Сегодня чудо святого Януария продолжает озадачивать и ученых, и парапсихологов. Есть, впрочем, некоторые основания полагать, что в ближайшем будущем более концентрированные усилия итальянской научной общественности и парапсихологов приведут к постижению таинственного феномена. Доктор Губерт Ларчер, австрийский парапсихолог, написал в 1966 году книгу об этом чуде, в которой призвал к созданию научной комиссии по его изучению. В 1972-м два ученых из университета Неаполя предложили основать центр по исследованию загадочного явления, открыть для публики и соответствующим образом каталогизировать архивы неапольского собора (где хранятся некоторые документы, имеющие непосредственное отношение к чуду). Доктор Ганс Бендер, ведущий парапсихолог Германии, также внес предложение о созыве комиссии из физиков, химиков, психологов, теологов и парапсихологов. Некоторые ученые из Неапольского университета снова выказали интерес в отношении чуда, хотя никто пока не определил, что, собственно, должно представлять собой его изучение.

    В то же время церковные власти сохраняют по отношению к чуду нейтралитет. Кардинал Урси, архиепископ неапольский, недавно напомнил общественности, что у церкви нет официального отношения к этому явлению. Он утверждал: «Периодическое разжижение крови, находящейся в двух чашах, которые хранятся в часовне святого Януария неапольского собора, представляет собой замечательное явление, которое всегда вызывало острый интерес и в то же время жаркие дискуссии и споры. Этот необычный феномен, ясно подтверждаемый многими документами за последние шесть столетий, происходит за рамками общепринятых законов природы и по этой причине считается чудесным. Тем не менее церковь, хотя и поддерживала культ, возникший в связи с ним, никогда не делала официальных заявлений по его поводу, оставляя ученым любую возможность для исследования, при условии сохранения неприкосновенности реликвии».

    И до того времени, пока комиссия не разберется с загадкой разжижения крови святого Януария, это явление будет оставаться настоящим чудом.

    Кровь святого Януария не превратилась в жидкость.
    Католики уверены: Это знамение грядущей катастрофы

    В субботу 21 декабря 2016 года в день памяти священномученика на церемонии в Неаполе, не произошло вскипание святой крови великомученика Святого Януария. Чудо не свершилось,засохшая кровь, которая находится в герметичной стеклянной ампуле не превратилась в жидкость.
    Данное событие навело верующих на мысли о грядущих бедствиях в 2017 году.
    В Католической церкви чудо разжижения крови святого совершается три раза в год в день его памяти:
    в субботу перед первым воскресением мая - первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век),
    19 сентября в день мученичества святого Януария,
    16 декабря (спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году).

    Чудо происходит при извлечении закрытого сосуда, в котором хранится кровь, и помещении её вблизи реликвария с главой Януария в кафедральном соборе Неаполя.
    Ритуал проходит таким образом.
    Местный епископ берет в руки драгоценную реликвию собора - прозрачную чашу с красно-бурым порошком, читает молитву, и порошок превращается в пенящуюся густую жидкость, по виду напоминающую кровь.
    Весь ритуал может занимать от нескольких минут до многих часов.
    И происходит это при огромном скоплении верующих и туристов.
    Ведь в католическом мире «чудо святого Януария» сравнимо с православным схождением Благодатного огня на Пасху в иерусалимском храме Гроба Господня.
    Ампулу выставляют на всеобщее обозрение примерно на сутки, пока жидкость снова не превратится в порошок.
    Однако в двадцатом веке были случаи, когда чуда не происходило:
    в 1939 году - перед началом Второй мировой войны,
    1944 году - перед извержением Везувия,
    в 1980 году - перед сильным землетрясением.

    В связи с последним случаем в среде верующих появились опасения, что отсутствие чуда разжижения крови святого, то есть отсутствие реального чуда является зловещим предзнаменованием будущих общественных или природных катаклизмов.
    Хотя настоятель неапольской часовни Винченцо Де Грегорио поспешил успокоить паству и предостерег от уныния: «Мы не должны думать о катастрофах и бедствиях. Мы люди веры, и мы должны продолжать молиться».
    Но, учитывая складывающуюся ситуацию в Италии и Европе – с политической ситуацией, социальной напряженностью, упадком Веры во Всевышнего, нагнетанием СМИ псевдоугрозы со стороны России, миграцией народов с Ближнего Востока … становится наверное понятно предостережение Господне для западной толерантной и самой демократичной цивилизации о том, что вы встали на шаткий путь!
    Святой Януарий традиционно считается покровителем Неаполя, и жители города всегда ждут этого чуда.
    Святой Януарий жил в конце III – начале IV века н.э. Он происходил из аристократической семьи, в молодости принял христианство и стал первым епископом Беневенто, города в итальянском регионе Кампания.
    Во время правления римского императора Диоклетиана епископ подвергся гонениям за веру.
    Епископа Януария и его сподвижников арестовали и бросили в печь, но они остались невредимы. Затем их отдали на растерзание львам, но звери не стали на них нападать.
    В конечном итоге было решено обезглавить Януария и других христиан.
    Это событие произошло 19 сентября 305 года.

    Ну, что же! Будем ждать вытекающих событий из-за отсутствия вышеуказанного чуда!

    Послесловие.
    Ученые неоднократно пытались разобраться с кровью Святого Януария. В 2005 году 19 сентября исполнилось 1700 лет со дня казни мученика. Примерно через тридцать минут после начала молитвы кардинал Микеле Джордано объявил о свершении чуда - «кровь стала жидкой». В городе начались празднества. Но хорошее настроение горожанам и туристам испортили ученые из итальянского комитета по изучению паранормальных явлений (аналог нашей Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук). Представители комитета доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло объявили, что сумели повторить это чудо в лабораторных условиях, используя ингредиенты, «которые были доступны даже древним алхимикам».

    - «Чудо» происходит от того, что священник, беря в руки ампулу, встряхивает ее, - рассказывает доктор Хак. - И в этом весь секрет. Ведь сам процесс превращения порошка или затвердевшей пасты в жидкость в результате механического воздействия ученым известен давно.
    Он называется тиксотропия от греч. thixis - прикосновение и trop - изменение.
    Нам оставалось найти подходящие вещества заявили представители от науки.

    У Ватикана была возможность подтвердить чудо, - утверждал Луиджи Марколло. - Мы несколько раз обращались с просьбой предоставить нам частичку «крови» для исследования. Но получали отказ.

    Подобно алхимикам, ученые начали проводить эксперименты «на ощупь», проверяя десятки различных компонентов из числа тех, которые могли быть в наличии у экспериментаторов 600 - 700 лет назад. Единственное, в чем они были точно уверены, - жидкость в ампулах похожа на кровь - имела красно-бурый цвет.
    Значит, в ее состав должно было входить железо. Как и в человеческую кровь.
    Изготовить тиксотропную жидкость-пасту, напоминающую по цвету и плотности кровь и превращающуюся в жидкость от сотрясения, ученым удалось еще в 1991 году.
    Но тогда они использовали вещества, которые не могли быть получены в XIV веке, - ведь первое «явление крови святого Януария» произошло в 1389 году.

    В состав первой «лабораторной крови Януария» входят вода, хлорид натрия, карбонат кальция и один из хлоридов железа. Процесс изготовления занимает несколько дней. Нужно лишь знать концентрации веществ. Хлорид натрия и карбонат кальция достать не проблема. Первый добывают на солевых месторождениях - это обычная поваренная соль; второй - обычный мел или толченые морские ракушки. Но вот нужный хлорид железа в природе, по крайней мере в Италии, не встречается.
    Заменить хлорид железа ученым-скептикам было нечем. Дело о «крови Януария» пришлось прекратить на десять лет. Пока на глаза не попался геологический доклад, где говорилось о том, что в застывшей лаве Везувия найден минерал молизит, состоящий как раз из нужного вещества! Везувий расположен примерно в 12 километрах от Неаполя. Вулкан до сих пор считается действующим и за последние 2000 лет извергался около 60 раз.

    Вода, соль, порошок из ракушек и застывшей лавы... Кровь Януария получилась как настоящая.

    Косвенным доказательством нашей правоты, - добавлял Марколло, - является странная концентрация всевозможных религиозных «кровяных» артефактов в окрестностях Неаполя. Сохранились свидетельства, что в средние века существовало еще несколько сосудов с «оживающей кровью» разных святых. Но к ХХ веку все они куда-то исчезли. Наша версия: в основе подобных чудес - одна и та же технология с использованием лавы Везувия. Впрочем, это лишь мое предположение. Я не желаю оскорбить чувства верующих, но хочу докопаться до истины, получить для анализа частицу подлинной крови святого Януария из неапольского собора.

    Но поддаваться на провокацию ученых католическая церковь конечно не собирается. Распечатывать ампулы для проведения исследований никто тоже не будет.
    Кардинал Микеле Джордано объявил, что в 1989 году реликвии уже показывали ученым. Несколько итальянских химиков проводили спектральный анализ «жидкой крови». Ампулу освещали светом и «ловили» лучи на выходе. По изменению спектра света можно определить примерный состав вещества, сквозь который он проходил. Заключение было таково: в ампуле присутствует гемоглобин - основа человеческой крови. Впрочем, известно, что химики, проводившие анализ, были далеко не атеистами. Наоборот, ревностными католиками. Возможно, от этого скептики остались неудовлетворенными. Более того, намекнули, что в состав гемоглобина входят белок и ионы все того же железа. Так что спектрометрия не может дать точного заключения.
    Единственный выход - вскрыть ампулу и взять вещество на анализ.
    Но, увы! Пока этого не дано!

    Одно понятно, что когда кровь святого не вспенивается грядут несчастья, поэтому натуральный там порошок крови в пузырьках или творчески обработанный гениями древности состав – это не умоляет чуда и соответственно последствий в отсутствии его.

    В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
    История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

    1. Сухие антикварные изыски.
    Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
    Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
    Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
    2. Житие.
    Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
    Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
    3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
    Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
    И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
    И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
    С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
    3а. Голова святого Януария.
    Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

    По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
    "В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
    — крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

    — крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

    — крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

    — крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
    Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
    3б. Мощи святого Януария.
    Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
    В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

    В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
    Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
    4. Кровь святого Януария.
    Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
    Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
    Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
    5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
    Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
    Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
    Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

    Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
    Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

    Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

    В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
    6. Вместо эпилога.
    Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

    Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

    В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

    В Средние века было принято собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь хранили в пиалах, где она высыхала и превращалась в корку. Но иногда извлекаемая из склепов разных монастырей и церквей Италии, она ненадолго делалась опять жидкой.

    Подчас, теряя твердость, кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случалось даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

    Это чудо, образно называемое закипанием крови, происходит несколько раз в году в Неаполе, где в местном соборе хранятся две пиалы с кровью святого Януария .

    Святой Януарий родился в самом конце III века и был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя Слово Божие, чем вызвал гнев Диолектиана, римского императора и яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городской амфитеатр.

    Львы, согласно легенде, не тронули проповедников. Тогда 19 сентября всех христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Легенда говорит, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови.

    Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах около Неаполя. В его честь воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом делалась жидкой..
    .


    Сегодня кровь содержится в часовне внутри неапольского собора, где ее обыкновенно запирают в особом склепе и постоянно охраняют как светские, так и духовные власти.

    Сама кровь находится в двух стеклянных чашах, которые заключены в маленький цилиндр (цисту) из серебра и стекла.

    Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно двенадцать сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, заключена в большую серебряную дароносицу с ручкой.

    Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая так затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови.

    Была предпринята только одна попытка вынуть пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время войны. Но процедура была отменена, едва стало понятно, что открытие футляра может разрушить саму реликвию.

    Но вещество в этих чашах — настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли провести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

    Кровь в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается — даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями — несколько раз в году во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, и даже «вне расписания».

    «Неудачное» закипание крови воспринимается как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии.

    Французский публицист Давид Гердон составил. по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают феномен этого явления.

    1. Чудо происходит совершенно независимо от температуры в соборе.

    2. Жидкая кровь отличается по объему от твердой.Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо повышаться, либо понижаться. В мае крови обычно становится больше — до того, что она заполняет всю чашу целиком. В сентябре, наоборот, она заметно убывает.

    По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, если медленно переходит из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если это происходит быстро. Объем варьирует от двадцати до двадцати четырех кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы.

    Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

    Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, когда растет объем жидкости, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает нескольких граммов.

    3. Кровь не просто разжижается. Цвет раствора проходит через несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Иногда разжижается не все содержимое чаши, остается центральный твердый «шарик» или сгусток, который болтается посреди жидкости.

    Этот центральный сгусток — самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает в себя жидкость обратно.

    Кровь святого Януария хранит еще одну загадку. Оказывается, когда она разжижается, от нее исходят таинственные лучи света.

    К сожалению, сейчас невозможно провести анализа крови. Даже если вскрыть пиалы. Изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, которые позволяют ему случаться. Тест на углерод-14 может сказать, каков возраст вещества, но он потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти.


    Сведения о житии святого Януария содержатся в двух средневековых документах: «Болонских актах» VI—VII веков и «Ватиканских актах» VIII—IX веков. Соглас-но им, будущий святой Януарий родился во второй половине III века в знатном семействе Януариев. Его родовое имя говорило о том, что семья считала своим покрови-телем языческого бога Януса. Однако сам Януарий, когда вы-рос, сделал иной выбор: стал христианином, а со време-нем — и епископом города Беневенто.

    Однажды, узнав, что один из его братьев, диа-кон Созий, арестован и содержится в городке Мизено, Януарий с диаконом Фестом и чтецом Дезидерием от-правились, чтобы навестить его в тюрьме. Созий попал за решетку, поскольку боролся с сивиллами — прорицательницами, пользовавшимися большой популяр-ностью среди народа. Жители Римской империи спра-шивали у них совета и получали ответ в стихотворной форме. Поэтому резкое отношение к сивиллам диакона Созия вызывала возмущение среди их сторонников. Януарий выступил с протестом против ареста единомышленни-ка. И хотя против него самого каких-либо обвинений выдвинуто не было, сам факт посещения друга в тюрьме вызвал подозрения у тогдашнего наместника провинции Кампанья Тимофея, который в этом усмотрел заговор. Скорее всего, ему хотелось отличиться перед Диоклетианом — правителем Рима, сильно преследовавшим христиан. В результа-те святому Януарию, без особых оснований, был вы-несен смертный приговор.

    Однако умертвить святого палачам удалось отнюдь не сразу. Вначале Диоклетиан приказал бросить его вместе с единомышленниками в горящий очаг, который держали пылавшим в течение трех дней, но Януарий и его дру-зья вышли оттуда невредимыми. Потом его бросили на растерзание диким зверям, и вновь ничего не вышло: звери, словно домашние кошки, начали лизать ноги свя-того. Диоклетиан, видя свое бессилие, в ярости приказал обезглавить святого, а голову спрятать. Но и тут не обошлось без знамений. Палач, который должен был осуществить казнь, внезапно ослеп. Януарий его исцелил. А когда к палачу вернулось зрение, он все же казнил Януария и его соратников.

    Кровь святого Януария

    Однако семена Христовой веры были посеяны в душах присутствующих при этих событиях. Пятьсот человек, собравшихся посмотреть казнь, уви-дев явные чудеса, совершенные святым, обратились в христианство. Тогда же, после казни, одна из христи-анок по имени Эузебия собрала кровь святого Януария в два со-суда. Это случилось 19 сентября 305 года.

    Через несколько дней после казни святой Януарий явился одному из жи-телей Неаполя и сказал, где находится его голова. Когда этот христианин нашел голову Януария, к нему подошла Эузебия с сосудами, содержащими кровь святого. В этот момент успевшая уже засохнуть кровь внезапно вновь стала жидкой. Так произошло чудо, удивляю-щее людей и поныне.

    Святой Януарий стал весьма почитаем в Италии, его голова и кровь находятся в кафедральном соборе Неа-поля, в часовне, посвященной чудесному избавлению этого города от чумы в 1526 году.

    Священная для итальянцев реликвия хранится в двух стеклянных емкостях, помещенных в цилиндр из сере-бра и стекла диаметром 20 сантиметров. Эти небольшие емкости IV века с кровью святого лежат в металличе-ском шкафу. Более крупный сосуд заполнен кровью на две трети. В меньшем - крови совсем немного. Оба запечатаны очень твердой замазкой, похожей на глину, в том же IV веке. Распечатать их, не повредив, не-возможно, и это делает изучение реликвий очень затруднительным.

    В 1389 году, на празднике Вознесения Девы Марии, епископ города впервые продемонстрировал собрав-шимся горожанам священные реликвии. И тут произо-шло неожиданное. Кровь, которая за тысячу с лишним лет почти затвердела, поднесенная к голове святого Януария, снова стала жидкой, как будто недавно вытекла из тела. А потом снова загустела. Так обнаружили, что сгусток крови может изменять плотность и заполнять разный объем в сосуде — ино-гда лишь немного поднимаясь, а иногда заполняя всю емкость. Меняется и цвет крови — от ярко-алого до тем-ного. Процесс перехода вещества из одно-го состояния в другое может занимать самое разное вре-мя — от нескольких секунд до нескольких минут или даже часов.

    19 сентября каждого года, в годовщину завершения земной жизни святого Януария, около собора Неаполя собирается множество людей, желающих прикоснуться к этой волнующей тайне. Увидеть чудо своими глазами можно на протяжении следующих восьми дней, пока кровь пребывает в жидком состоянии. Потом на ее по-верхности появляются пузырьки, и она вновь становится сгустком. Это явление также повторяется 16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного из-бавления от извержения Везувия в 1631 году благодаря заступничеству святого, и в субботу, предшествующую первому воскресению мая, — в день перенесения святых реликвий Януария из селения Агро-Марчано в неаполитанские катакомбы. В 2005 году произошло юбилейное чудо — 19 сентя-бря того года исполнилось 1700 лет со дня казни свято-го Януария.

    С чем же связано это загадочное явление, происходя-щее в определенные дни года, когда высохшая кровь из-меняет цвет, объем и плотность, внезапно становясь жидкой? Почему засохший комок превращается в кровь независимо от сезона — весной, осенью и зимой, какая бы температура ни стояла в соборе? И, наконец, почему это чудо случается не всегда?

    В мае 1979 года кровь святого Януария так и осталась густой, несмотря на то, что капсула была выставлена в соборе целую неделю. Для местных жителей это было дурным предзнаменованием: после подобного случая в 1527 году произошла эпидемия чумы, жертвами кото-рой стали сорок тысяч человек. После же напрасных ожиданий чуда в 1979 году произошло сильное земле-трясение на юге Италии, тогда погибли три тысячи человек. Впрочем, в последующие «неудачные» годы (1981, 1988, ежегодно с 1991 по 1995, 1999, 2004 и 2006 годы), когда собравшиеся в церкви Санта-Кьяра тысячи при-хожан так и не дождались повторения привычного превращения крови, никаких бедствий не последовало.

    Чудо святого Януария

    Эта история с преобразованием засохшей крови в жид-кость противоречит законам физики и физиологии. Ученые не в состоянии дать объяснение этому феномену, происходящему на протяжении вот уже семнадцати сто-летий, несмотря на многочисленные лабораторные ис-следования. Однако теории звучат разные. Начало исследованиям было положено еще в 1902 году профессором Спериндео, который провел некоторые опыты, не вскрывая сосудов. Ученый установил, что превраще-ние густой субстанции в жидкую не зависит от температуры. Кроме того он провел спектральный анализ вещества и пришел к заключению, что в нем может содержаться оксигенизированный гемоглобин, то есть вещество, со-держащееся в старинных сосудах, действительно соответствует по своему составу крови.

    В конце XX века итальянские химики Луиджи Гарласкелли, Франко Рамаччини и Серджио делла Сала вы-двинули более прозаическую теорию: они предположи-ли, что кровь святого Януария изменяет свою вязкость при механическом воздействии, то есть, говоря попросту, от вибрации, которая происходит всякий раз, когда священник достает сосуд с кровью из ящика, где он хра-нится. Это свойство называется тиксотропией. Ученые пришли к такому мнению, исходя из того, что иногда чудо происходило, когда его никто не ждал, не в торжественные дни. Исходя из версии этих исследователей, ни молитвы верую-щих, ни приближение сосуда с кровью к голове Януария совсем не обязательны для свершения чуда.

    В качестве эксперимента химики прибегли к модели-рованию похожего вещества. Они синтезировали крас-новато-коричневый гель, который в состоянии покоя густел, а при встряхивании снова становился жидким. Его компоненты оказались довольно простыми и до-ступными людям Средних веков: вода, известковый мел, поваренная соль и хлорид железа. На первых порах уче-ных озадачило наличие железа, однако по ходу дела был установлен источник его происхождения: хлорид желе-за содержится в лаве вулкана Везувий, который расположен неподалеку от Неаполя.

    Доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло — уче-ные из Итальянской ассоциации изучения паранор-мальных явлений — пришли к похожему умозаключе-нию: в чаше со времен Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(ОН). Внешне он напоминает кровь, а при встряхи-вании этот темно-коричневый, почти твердый гель ста-новится жидким.

    Однако подобные объяснения не выдерживают серьезной критики. Пытаясь дать примитивное объяснение поведению крови святого Януария, исследователи не ответили на вопрос: почему веще-ство, синтезированное учеными, превращается в жидкость каждый раз, когда его встряхивают, а кровь Януария становится жидкой далеко не всегда? Под вопросом остается и срок годности продукта, изготовленного учеными: во что он превратится спустя не-сколько сот лет, сможет ли сравниться по долговечно-сти с кровью святого Януария?

    Итальянский ученый Гастон Ламбертини, проводив-ший многолетние исследования артефакта, утверждает, что явлению нельзя дать какое-либо научное объясне-ние, и отзывается о нем так: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и рас-творение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы, — на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону приро-ды, не могущему объяснить того, что сверхъестествен-но. Кровь святого Януария — это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни веч-ной и воскресения».

    Тем не менее, чудо святого Януария, заставляющее трепетать сердца паломников, наблюдается вот уже более шестисот лет. Епископ Неаполя в кафедральном соборе го-рода, как и много веков назад, поднимает сосуды, объяв-ляя присутствующим: «Чудо свершилось!» — и показывает ставшую жидкой кровь.

    Warp-двигатель межзвездного корабля

    Новая российская космическая станция

    Неопознанные подводные объекты

    Происхождение Египта – легенды о богах

    Иерихон - древнейший город планеты

    Иерихон у евреев называется Йерихо, у арабов этот город называют Эриха, этот город расстилается у подножия гор Иудеи, напротив...

    Турецкая Алания

    Алания (тур. Alanya) - это дивное место летнего досуга, побережье которого является жемчужиной, одним из венцов природы Средиземноморья! Пляжи, слепящие белизной, ...

    Город Афины - столица Греции

    Торговые районы в Афинах сосредоточены в центре города. Крупнейшие универмаги находятся в начале улицы Эрму, на улице Метрополеос расположены ювелирные...

    Остров Закинф в Греции

    Остров Закинф относится к Ионическим островам и расположен к западу от полуострова Пелопоннес. Это один из самых зеленых и красивых островов...

    Зимний отдых в Подмосковье

    Одно из самых правильных решений для проведения прекрасного отпуска зимой – это горные лыжи. Этот зимний спорт предпочтителен для...

    Плотность энергии вакуума

    Из школьного курса физики большинство из нас помнят, что вакуум – это пустота. Наиболее яркий пример вакуума – космическое пространство, ...

    Испания известна своим национальным танцем фламенко, национальным блюдом паэльей, поющими...

    Народные приметы о жемчуге

    В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

    Нановакцины и имплантируемые микрочипы

    В ряде печатных и электронных изданий, как в России, так...

    Акулы в Балтийском море

    Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

    Ракетный комплекс Авангард - технические характеристики и возможности

    Новейший российский ракетный комплекс "Авангард" запущен в массовое производство, начата...

    Мертвое море - тайна Содома и Гоморры

    Мёртвое море – это один из самыхтаинственных и уникальных водоемов...

    Современные тамплиеры

    Достоверно неизвестно, существовал ли норвежский орден тамплиеров на самом деле...