Войти
Портал государственных закупок
  • Артериальное давление – норма и патология
  • Расчет по страховым взносам: сложности заполнения
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • Эссе на тему воля человека. Эссе на тему сила воли воля. Эссе на тему: «От чего зависит сила воли?»

    Эссе на тему воля человека. Эссе на тему сила воли воля. Эссе на тему: «От чего зависит сила воли?»

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    Понятие воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    Функции воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    Произвольные и непроизвольные волевые действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

    Структура волевого действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

    Волевые качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

    Теории воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

    Патология воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

    Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

    Введение

    Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

    Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это свойственно человеку.

    Мы не всегда можем отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных.

    Понятие воли

    Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

    Воля - высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

    Главное отличие поведения человека от поведения других существ - воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля - субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

    Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

    Функции воли

    В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

    Первая - инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

    Вторая - стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

    Третья - ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения.

    Воля как процесс - это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли - генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности - самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

    Произвольные и непроизвольные

    волевые действия

    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

    Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

    Структура волевого действия

    Структуру волевого действия можно представить в виде схемы:

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. В этом действии можно отчетливо выделить следующие простые этапы:

    1) побуждение;

    3) принятие решения;

    4) волевое усилие.

    Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

    В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

    1) осознание цели и стремление достичь ее;

    2) осознание ряда возможностей достижения цели;

    3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    4) борьба мотивов и выбор;

    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

    6) осуществление принятого решения.

    Волевые качества

    Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

    Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

    Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость.

    Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

    Теории воли

    К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

    1. Воля как волюнтаризм

    В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли. Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля, как и все остальное, нуждается в причине». И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля неспособна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма.

    2. Воля как «свободный выбор»

    Голландский философ Б. Спиноза борьбу побуждений рассматривал как борьбу идей. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода.

    Однако английский мыслитель Дж. Локк пытался вычленить вопрос о свободном выборе из общей проблемы свободы воли. Свобода же состоит «именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или желанию».

    Американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения. Поэтому волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный, но нужный объект и сосредоточении на нем внимания. Причисляя себя к волюнтаристам, У. Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.

    Л.С. Выготский при обсуждении проблемы воли также связывал это понятие со свободой выбора.

    3. Воля как «произвольная мотивация»

    Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые, было явно сформулировано Аристотелем. Философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного соединения со стремлением, придающим решению побудительную силу.

    Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли.

    Г.И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. К.Н. Корнилов прочеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив.

    Л.С. Выготский выделял в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

    4. Воля как долженствование

    Спецификой этого подхода к понимаю воли является то, что волю рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью.

    Патология воли

    Выделяют патологию высшей и низшей волевой деятельности. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. При этом обнаруживается патологическое искажение мотивации волевой активности. Проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами.

    Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающаяся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения. Абулия - отсутствие побуждений, желаний влечений. Наблюдается при хроническихзаболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как: снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства), социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей и т.д.

    К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения. Например: патология пищевого инстинкта (булимия - усиление влечения к пище, связанное с отсутствием чувства насыщения; анорексия - ослабление или отсутствие чувства голода), патология инстинкта самосохранения: фобии - беспричинное чувство страха за свою жизнь; агорафобия - страх открытых пространств, близких к ним ситуаций, таких, как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место (обычно - домой); патология полового инстинкта (гиперсексуальность, расстройства половой идентификации)

    Также бывают расстройства привычек и влечений (склонность к азартным играм).

    Заключение

    Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В целом волевые процессы выполняют три основные функции: инициирующая, стабилизирующая, ингибирующая.

    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

    Структуру воли можно представить в виде следующих этапов:

    1) побуждение;

    2) осознание возможностей достижения цели;

    3) принятие решения;

    4) волевое усилие.

    Патологию воли делят на низшую и высшую. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения.

    Вариант 1

    Сила воли - это качество, которое позволяет человеку не сходить с избранного пути, оставаться верным своей цели.

    В рассказе Б. Раевского силу воли демонстрирует герой по имени Юлий. Он целый год (предл. 54) готовился к драке с Яшкой, несмотря на боль и мучения (предл. 53). Именно благодаря этому качеству он смог победить себя и противника.

    Ещё один пример человека с сильной волей находим в этом же рассказе. Речь идёт об Али Махмуде, который и научил Юлу, как стать сильным (предл. 36).

    Без силы воли невозможно прийти к мечте. Это замеча­тельное качество, которое помогает многого достичь в жизни.

    Вариант 2

    Я думаю, что сила воли - это умение взять себя в руки и продолжать идти к намеченной цели, несмотря на лише­ния и неудобства. Без силы воли нельзя достичь чего-то вы­дающегося, ведь большие цели всегда требуют больших уси­лий.

    Так, слабый мальчик Юлий, герой рассказа Б. Раевского, именно благодаря силе воли смог в течение года (предл. 53) тренироваться и в конце концов победить сильного Яшку Кривоносого.

    Ещё один отличный пример человека с железной во­лей - известная спортсменка-сёрфингистка Бетани Хемил- тон. В 13 лет акула откусила ей руку, но девушку это не сломило: она стала победительницей многих соревнований и по всему миру учит детей держаться на волнах.

    Сила воли - одно из обязательных условий достижения любой, особенно сложной цели!

    Вариант 3

    Я понимаю под силой воли умение делать всё, что от те­бя зависит на протяжении такого времени, которое необхо­димо для достижения цели. Сила воли - это целеустрем­лённость и твёрдый характер, она помогает не сдаваться, даже когда очень хочется отступить.

    Мальчику Юлию из рассказа Б. Раевского вряд ли хоте­лось каждый день тренироваться, он признаётся, что год подготовки к драке с Яшкой был полон мучений (предл. 52), однако он смог одолеть противника (предл. 62).

    И в окружающей нас жизни много примеров людей с сильной волей. Моя старшая сестра, несмотря на то что ей плохо даются точные науки, в течение года всё свободное время готовилась к экзамену по физике и блестяще сдала его. Так она стала на шаг ближе к своей мечте стать инже­нером.

    Я считаю, что сила воли - это отличное качество, кото­рое требует собранности, и наградой за твёрдость характера всегда будет исполнение любого задуманного желания.

    Вариант 4

    Сила воли, по-моему, - это умение преодолевать себя, выполнять для достижения своей цели что-то, что кажется невозможным. Без работы над собой нельзя реализовать свои мечты.

    В рассказе Б. Раевского тщедушный Юлий, подвергаясь издевательствам Яшки, вначале не понимает, как дать ему отпор, ведь он гораздо слабее своего обидчика. Но разговор с приезжим силачом меняет его жизнь: он ставит себе цель стать сильным и наказать драчуна (предл. 42-45). Мучения и боль тренировок принесли свои плоды: Яшка наконец по­вержен. Эта победа была одержана лишь благодаря силе во­ли Юлы.

    Это же качество помогло бывшему цирковому артисту Валентину Дикулю начать заново ходить после тяжёлой травмы и повреждения спинного мозга. Его работа над собой достойна восхищения.

    Действительно, сила воли, направленная на достижение цели, даёт удивительные результаты.

    Текст для работы

    (1) Издавна воронихинские мальчишки враждовали с за- овражными.

    (2) Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.

    (3) Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей необузданной ватагой.

    (4) - Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (б)Наклонился, сгрёб горсть земли. (6)- Ешь, Древний Рим!

    (7)Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый при­жал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8)Юла дёр­гался, отбивался. (9)3емля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его...

    (Ю)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшки- ну компанию.

    (11)- Эге! - сказал Яшка. (12)- Непорядок! (13)Цезарь- то был рыжим. (14)А Юла - чёрный! (15)Сейчас исправим...

    (16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принёс ведёрко и кисть. (17)Яшка под друж­ный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно- яркой краской были вымазаны и лоб, и уши...

    (19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее.

    (23) ...Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий по­шёл на представление.

    (24) На арену вышел дядька в чёрном и громко объявил:

    (25) - Всемирно знаменитый силач Али Махмуд!

    (26) Под гром аплодисментов на ковёр вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял её так просто, будто игрушечную лошадь, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин.

    (28) Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением Али Махмуда.

    (29) «Быть бы мне таким силачом!» - замирая от сча­стья, мечтал Юла. (ЗО)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое - задал бы тогда Яшке перцу!

    (32) После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда:

    (33) - А трудно стать силачом?

    (34) Али Махмуд ответил почти не задумываясь:

    (35) - Это очень просто, мальчик. (Зб)Пятнадцать подтя­гиваний утром, пятнадцать вечером - вот и всё. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее.

    (38)Кончилось лето, началась учёба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого.

    (40) - Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка по привычке с силой провёл ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему приподнятый кончик носа.

    (41) - Стой! - яростно приказал рассерженный Юла. (42)- Мы дерёмся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сен­тября я тебя непременно поколочу. (46)Клянусь!

    (47) - А если не побьёшь? - ехидно вклинил Яшка.

    (48) - Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу...

    (49) Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили.

    (50) - Ладно! - с угрозой сказал Яшка. (51)- Ровно че­рез год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!..

    (53) Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний...

    (54) Прошёл год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошёл к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев.

    (57) - Ну, - сказал Яшка,- начнём, слабак?

    (58) У него руки чесались быстрее выкрасить своему вра­гу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его...

    (59) Они дрались уже долго. (бО)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся, потому что привыкли его побеж­дать. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и су­ёт кулаками почти наугад, а Юла ещё свеж.

    (62) Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись коле­ни, и он мягко осел на землю.

    (63) - Ура! (64)Нокаут! - радостно заорал Колька Самохин.

    (65)Кажется, больше всех был удивлён сам Юла. (66)Он

    вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим. (67)Оцепенели и зрители...

    Эта история стала началом спортивного пути чем­пиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова.

    Разные пути приводят людей в спорт...

    (По Б. Раевскому)

    Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

    Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

    Цель данной работы – дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

    ВОЛЯ

    “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. ”.

    С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле

    Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

    Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

    На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

    На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

    В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

    Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» - значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

    Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

    Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.

    Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

    Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

    Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

    В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

    Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

    Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

    Волевые акты

    Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

    Основные признаки волевого акта:

    1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

    2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

    3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

    4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Функции воли

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

    В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

    По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

    Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    Можно выделить следующие характерные особенности воли:

    Выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

    Принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

    Критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

    Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

    Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

    Развитие воли у человека

    1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    2) приобретение человеком контроля над своим поведением;

    3) выработка волевых качеств личности;

    4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    Волевые качества личности

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

    Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.

    Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Её прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, лёгкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, её сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

    От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

    Сама решительность может быть различной природы в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно в частности определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

    Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип не обязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей всё же над ней силой сознательного контроля.

    Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую, говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всеми и всяческими препятствиями за достижение цели.

    Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налёта и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, не велика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, не взирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон воли, говорят вообще о сильной воле, то обычно имеют в виду прежде всего именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это в сущности два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

    Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накалён страстью и озарён чувством, он выливается в энтузиазм.

    Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели. Эти качества воли в очень сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.

    Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

    Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

    ВЫВОД

    Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

    · преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    · приобретение человеком контроля над своим поведением;

    · выработка волевых качеств личности;

    · а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.

    2. Психология – учебник Москва 1998г.

    3. Бодалев А.А. Личность и общение М. 1983г.

    4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3

    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2

    6. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.

    В сочинении имеются отсылки к рассказу Б. Раевского «15 утром, 15 вечером».

    Вариант 1

    Сила воли — это качество, которое позволяет человеку не сходить с избранного пути, оставаться верным своей цели.

    В рассказе Б. Раевского силу воли демонстрирует герой по имени Юлий. Он целый год готовился к драке с Яшкой, несмотря на боль и мучения. Именно благодаря этому качеству он смог победить себя и противника.

    Ещё один пример человека с сильной волей находим в этом же рассказе. Речь идёт об Али Махмуде, который и научил Юлу, как стать сильным.

    Без силы воли невозможно прийти к мечте. Это замеча-тельное качество, которое помогает многого достичь в жизни.

    Вариант 2

    Я думаю, что сила воли — это умение взять себя в руки и продолжать идти к намеченной цели, несмотря на лише-ния и неудобства. Без силы воли нельзя достичь чего-то вы-дающегося, ведь большие цели всегда требуют больших уси-лий.

    Так, слабый мальчик Юлий, герой рассказа Б. Раевского, именно благодаря силе воли смог в течение года тренироваться и в конце концов победить сильного Яшку Кривоносого.

    Ещё один отличный пример человека с железной во-лей — известная спортсменка-сёрфингистка Бетани Хемилтон. В 13 лет акула откусила ей руку, но девушку это не сломило: она стала победительницей многих соревнований и по всему миру учит детей держаться на волнах.

    Сила воли — одно из обязательных условий достижения любой, особенно сложной цели!

    Вариант 3

    Я понимаю под силой воли умение делать всё, что от те-бя зависит на протяжении такого времени, которое необхо-димо для достижения цели. Сила воли — это целеустрем-лённость и твёрдый характер, она помогает не сдаваться, даже когда очень хочется отступить.

    Мальчику Юлию из рассказа Б. Раевского вряд ли хоте-лось каждый день тренироваться, он признаётся, что год подготовки к драке с Яшкой был полон мучений, однако он смог одолеть противника.

    И в окружающей нас жизни много примеров людей с сильной волей. Моя старшая сестра, несмотря на то что ей плохо даются точные науки, в течение года всё свободное время готовилась к экзамену по физике и блестяще сдала его. Так она стала на шаг ближе к своей мечте стать инже-нером.

    Я считаю, что сила воли — это отличное качество, кото-рое требует собранности, и наградой за твёрдость характера всегда будет исполнение любого задуманного желания.

    Вариант 4

    Сила воли, по-моему, — это умение преодолевать себя, выполнять для достижения своей цели что-то, что кажется невозможным. Без работы над собой нельзя реализовать свои мечты. Материал с сайта

    В рассказе Б. Раевского тщедушный Юлий, подвергаясь издевательствам Яшки, вначале не понимает, как дать ему отпор, ведь он гораздо слабее своего обидчика. Но разговор с приезжим силачом меняет его жизнь: он ставит себе цель стать сильным и наказать драчуна. Мучения и боль тренировок принесли свои плоды: Яшка наконец по-вержен. Эта победа была одержана лишь благодаря силе во-ли Юлы.

    Это же качество помогло бывшему цирковому артисту Валентину Дикулю начать заново ходить после тяжёлой травмы и повреждения спинного мозга. Его работа над собой достойна восхищения.

    Действительно, сила воли, направленная на достижение цели, даёт удивительные результаты.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Эссе на тему: «От чего зависит сила воли?»

    В нашем обществе очень ценятся люди волевые, принято понимать, что такой человек многого сможет достичь, верен своим целям, не свернет с пути. Понимая это буквально, многие люди, желают обязательно проявить свою волю, на столько, насколько это состояние им знакомо. Обязательно желают этого многого достичь, не разобравшись, а нужно ли именно это многое именно им. Что же стоит действительно, за этим словом - воля? В чем его сила, действие, чувство, усилие разума? Ответ, поможет нам найти ключ к возможности легкого выполнения поставленных задач, и, возможно, отказа от применения воли в таком понятии, какое привыкли читать в учебниках.

    Возьмем определение и главную функцию воли из книги Маклакова А.Г. «Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности». Сама воля проявляется в действии - волевом акте, который в свою очередь состоит из следующих этапов:

    Мы понимаем, что побуждение к действию состоит из желания и влечения, дальше подключается разум и соображает, как это что-то желаемое получить. И здесь чтобы перейти к действиям нужна сила истинного желания, иначе если оно не таково, а навязано обществом или надуманно из - за не понимания собственного внутреннего мира, человек уйдет как раз в борьбу мотивов и положение - выбора. Немного о выборе, как считает Леонтьев А.Н.: «Выбор есть признак волевого действия. Где нет выбора, там нет волевого действия. Если же мы говорим о выборе, то естественно ввести еще одно понятие -- принятие решения. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения. Вот вам и развернутая характеристика волевого действия. Тогда вся проблема переходит на проблему выбора -- как он строится, на проблему принятия решения -- как оно принимается и что это такое. Более того, есть ситуации, которые не предоставляют никакого выбора и тем не менее вызывают действие, очень ярко выраженное и, бесспорно, всеми одинаково расцениваемое как волевое. Ситуация очень простая -- приказ командира. Выполнить чрезвычайно трудно и, как говорится, надо мобилизовать всю волю. Подняться в атаку и оторваться от земли очень трудно, но альтернативы нет. Она никогда не обсуждается, ее и нет. Действительно, нет альтернативы, выбора нет, нужно действовать и все. Выбор только мы присочиняем, психологически его нет, реально нет». Я согласна с мнением автора и убеждена на своем опыте, когда нет уверенности в том что действительно хочешь, придумывается -выбор- словно отговорка, как внутреннее сопротивление. А когда есть желание, истинное горячее чувство внутри и оно нравиться тебе, как будто эта желаемая цель не отделима от тебя, она есть ты. Тогда нет вопроса о выборе - это уже твое, просто идешь и не замечая усилий и даже самих действий берешь эту цель. Здесь нет воли! Действия становятся незаметными ступенями к цели, приятными в выполнении. Следовательно, приведенная выше схема действительна для человека, не познавшего свои истинные природные желания, вцепленного в чужие ценности, будто действительно хочет именно этого - реализации не своих реальных желаний, а каких-то «правильных» целей. Или в процессе жизненного опыта его желания стали настолько аморальными и так врезались в сознание, что для того, чтобы настроить свою деятельность на благо, требуется действительно приложить усилия (лечение от зависимостей. наркомания). В итоге получается такая странная картина, когда человек вроде бы и стремится к чему-то, но при этом у него нет сил даже на небольшой шаг, не говоря уже о прохождении всего пути на встречу к цели. Человек при этом не столько хочет исполнять свои неясные желания, сколько хочет этого захотеть, даже толком не понимая, что происходит. По хорошему здесь, чтобы разобраться в себе, необходим кропотливый анализ всех мотивов - невротичных и не очень, а также изучение генетической предрасположенности, типа темперамента, возможно даже владеть основами медитации, чтобы чуть успокоить ум и дать волю ощущениям внутри- слышать себя. Получается, что воля это необходимое действие для человека недалеко ушедшего от развития животного, которое закрепощено в своих инстинктах, а человек с помощью сознания и проявления воли раскрепощает себя. Да действительно, воля важна на определенных стадиях развития. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, -- писал он, -- всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Но человек - существо высокодуховное и способен к развитию. А значит может отказаться от применения воли как «костыля». Об этом писал Оноре де Бальзак «..воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями».

    Считаю что, развивая способность чувствовать, мы сможем ярче воспринимать события, мир и себя, а значит повысим свою силу желать, т.к. будем чувствовать и находить направление этого желаемого. Но для этого обязательно нужно позитивное восприятие, иначе эмпатия не разовьется из-за возможной болезненной реакции. Сила желания, влечение к понятой своей цели, является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий. Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать.

    Следовательно, высокодуховного человека, развивающегося, внимательного к своей душе не нужно мотивировать, он и так достигнет огромного успеха, потому что он отказался от применения воли, как и от трудностей, они исчезли, когда он почувствовал свой путь и делает свое дело, которое любит. И спустя какое-то время, этот человек спонтанно, без каких-то вымученных усилий становится профессионалом - то есть мастером своего дела. А ведь кроме этого, здесь же мы имеем глубочайшее удовлетворение от собственного труда. Деньги, почетные лавры и прочие достижения - просто побочный эффект этого самопроизвольного процесса. На это способен каждый, только нужно различить, где в нас говорят инстинкты, а где чувства пытаются достучаться до сознания. Но, к сожалению многие не изучая свой внутренний мир не поняв истинные желания, тянут изо всех сил не в ту сторону, занимаясь насилием собственной души.