Войти
Портал государственных закупок
  • Знак зодиака дева числа месяца
  • Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
  • Сонник поцелуй человека. Тебя целуют во сне. Значение снов Поцелуй
  • Бухучет инфо Основные изменения в корректировочном бланке
  • Фонетический разбор слова «звуко-буквенный
  • Парад планет - одно из самых величественных явлений природы
  • Какой должна быть мама для своих детей? Идеальная мама: Какая мама нужна ребенку «Идеальная мать» не равно «счастливая мать»

    Какой должна быть мама для своих детей? Идеальная мама: Какая мама нужна ребенку «Идеальная мать» не равно «счастливая мать»

    Интенсивное материнство – хорошо или плохо

    За последний год рождаемость в России повысилась на шесть с половиной процентов, что радует власть. Однако демографы и аналитики беспокоятся — им важно понять, кто и как теперь рожает, какие матери, каких детей. Социолог Ольга Исупова, доцент кафедры демографии НИУ-ВШЭ, высказывает предположение, что число идеологов чайлд-фри за последние годы не уменьшилось. Просто у многих материнство становится профессией — тогда рожают и второго, и третьего ребенка... Как относиться к этому явлению?

    — Значит, основной рост рождаемости идет за счет того, что мамы не хотят или не могут совмещать материнство с профессией?

    — Интенсивное материнство — это основной тренд в современной России. То есть мать не только является незаменимым родителем, более способным удовлетворить нужды ребенка, чем отец, няня, бабушка или кто угодно, но еще и личное счастье самой матери полностью заключается в ее детях, их благополучии — подчеркиваю, полностью! С тех пор как раннее развитие стало повальной модой, доминирующим типажом у нас в стране стала мать, которая не работает вообще или работает от случая к случаю, занимается воспитанием ребенка дома, водит его по секциям и клубам, а в промежутках занимается своей красотой и обустройством дома.

    — Такая стратегия материнства — порождение капитализма или все-таки естественное явление?

    — Само по себе явление, прямо скажем, не новое, особенно если речь идет о неработающей образованной маме, занимающейся самостоятельно воспитанием и образованием своих многочисленных детей. Можно вспомнить хотя бы дворянское материнство в России XIX века, берущее начало от идей Руссо. Именно его идеи оказались очень популярны и привлекательны для женщин того времени — видимо, это давало повод для самоуважения, тем более, что о женской карьере в современном смысле слова тогда и речи не было.

    Кстати, через некоторое время реакция социума на это явление оказалась мощной и выразилась в идеях последователей Фрейда. В их работах был приведен тот же самый образ матери, но с акцентами на его отрицательных сторонах — властности, стремлении за ребенка все решать, присваивать его себе в излишних масштабах. Такая мать может быть опасна.

    Думаю, что та волна феминизма, которая всколыхнула Америку и Европу в 1960-е годы, была оппозиционна материнству именно потому, что у девочек, выросших в условиях тотального материнского контроля, оказалось огромное количество неразрешенных проблем с матерью, а заодно и с самими собой. Образ матери казался им настолько непривлекательным, что повторять этот «подвиг» они не хотели.

    Однако у россиянок идея «дать ребенку все» имеет специфическую историко-культурную подоплеку. Тут, я думаю, все понятно. Память о бедности и безнадзорности своего детства, желание угодить мужчине, оправдать статус неработающей женщины, вложиться в блестящее будущее ребенка. Как ни крути, а гонка за успехом становится всеобщей. Социологи знают: семьи только с одним ребенком распространены даже среди рабочего класса, потому что ресурсов, чтобы «дать все» нескольким детям, у семьи не хватает. А так хочется сделать ребенка сверхпотребителем своей мечты!

    — Но какие же риски в преобладании именно такой стратегии родительства?

    — Прежде всего это достаточно агрессивная социальная норма, которая поглощает все остальные. Многие «интенсивные» матери сейчас видят в себе образец, пример для подражания. И даже те, кто не разделяет этой идеи, вынуждены вести себя очень похоже, иначе их дети, кажется им, будут отставать. То есть идея, которая должна бы быть всего лишь одной из многих, постепенно становится общепринятой.

    «Привязанность — это святое!» Да, но исследователями пока не замечено никакой связи между интенсивностью материнства и глубиной привязанности. Наоборот, заботливые, но давящие мамы часто оказываются предметом скорее любви-ненависти, с годами перерастающей просто в ненависть. Интенсивные мамы часто не могут вовремя понять, что ребенка надо отпускать — ведь у них нет никаких запасных аэродромов.

    Однако идея все собой заменяющего, самопожертвенного материнства очень нравится не только женщинам, выбравшим этот путь или хотя бы ориентирующимся на него, но и государственным служащим, связанным с семьей и детством. Потому что эта идеология означает: матери все сделают сами, можно не напрягаться и не помогать. Женщина посвящает себя детям — она работает за нас.

    Наконец, идея материнства как жертвы подтверждает выбор добровольно бездетных женщин: моя любимая работа не менее сложное интересное занятие, чем материнство. То есть сама мысль о возможности сочетания того и другого сегодня звучит невнятно: если получится, если хватает сил. А весьма распространенная сейчас гедонистская идеология обуславливает нежелание тратить слишком много сил на что-либо в жизни.

    Между тем матери, кроме всего прочего, имеют право на помощников, и их должно быть очень много — со стороны семьи, родственников, государства, соседей, знакомых. Женщины имеют право уйти на работу и оставить ребенка с папой или бабушкой, или отдать в ясли, или иметь финансируемую государством няню. Но интенсивная мама никакой помощи не хочет, она все делает сама и никому не доверяет. Это, конечно, возможный вариант, личное право, но уж никак не норма и не предписание для всех.

    — А что вы можете сказать о детях, воспитанных интенсивными матерями? Какие они?

    — О, растущее поколение уже отчасти впитало в себя эти веяния. Примерно половина детей школьного возраста, с которыми я общаюсь, на вопрос «Что такое мама» отвечают исключительно в категориях долженствования. Наверное, в той или иной мере так было всегда, мама всегда что-то должна, но никогда еще дети не признавали этого так безапелляционно.

    И самое интересное: мама должна не «любить, ласкать, жалеть», нет. Мама должна покупать, доставать, дарить, во¬зить. В оценках детей есть и чисто женские черты портрета мамы: мама должна хорошо выглядеть, красиво одеваться, краситься. Но обязательно и, во-первых, уметь хорошо водить машину.

    В сознании детей есть большая уверенность в том, что мама должна учить: «помогать делать уроки, готовить к экзаменам и контрольным». Но ведь сами мамы создают эту реальность. А государственная политика только укрепляет образ матери, которая даже школьным образованием детей должна заниматься.

    Никогда еще в нашей стране материнство не становилось настолько изнуряющим и всепоглощающим для большинства женщин. Еще недавно нормой была формула «сыт, обут — свободен». Государство учило и воспитывало, организовывало отдых и путешествия детей. Сейчас практически предполагается, что мама должна все, в том числе до некоторой степени подменять собой школу — изучить учебник или нанять себе репетитора, чтобы правильно делать с ребенком домашние задания!

    Плодами такого воспитания могут быть две перспективы. Либо вырастут люди, перекормленные с детства всеми видами активности, без своей воли к жизни, равнодушные, скептически настроенные. Либо перфекционисты наподобие родителей: привыкшие к темпу, желающие всего и сразу, ненасытные, не готовые понизить планку. Самое сложное — и первым, и вторым предстоит жить в одном и том же мире.

    Девочек это касается, пожалуй, в меньшей степени. Мы ведь с этого и начали — женщины имеют выбор, они привыкли комбинировать роли. Женщине легче быть посередине, она спокойнее переносит неуспех, переключается на другую работу, менее престижную, хуже оплачиваемую, и ведь это она решает, рожать детей или нет и сколько. А мужчине свойственно иметь одну цель, и не достичь ее — значит, не состояться.

    А как в Европе? Меня поначалу удивило: дама тридцати с лишним лет, успешный ученый, сделавший карьеру, — и мать троих детей? Не может быть! У нас либо одно, либо другое. Но Европа поддерживает право мамы на любой жизненный путь. Особенно это заметно во Франции — там разнообразие семейных стратегий просто огромное. Можно сидеть с ребенком на пособии, можно отдать в детский сад, можно работать, можно совмещать все со всем — и в любом случае ты можешь делать все, на что у тебя хватает таланта и желания, и государство тебя финансово поддержит. В России же сейчас происходит поляризация.

    — Что можно пожелать мамам в сложившейся ситуации?

    — Всем мамам, независимо от того, какую жизненную стратегию они себе избрали, нельзя забывать, что мать в первую очередь человек. Не все проблемы в жизни детей она должна разрешать, не все брать на себя. В конечном счете, материнство — это одна из важнейших, прекраснейших сторон жизни, но не вся жизнь. И еще: никакая распрекрасная мама не может и не имеет права заменять человеку мир...


    Когда у вас рождается мальчик, вы чувствует большую гордость за то, что смогли произвести на свет такого совершенного мужчину. Это своеобразная инициация как женщины. А так как у вас со своим ребёнком очень сильная связь, такое ощущение безграничной власти над мужчиной может серьёзно кружить голову. И вы начнете совершать одну ошибку за другой. Итак, что вам категорически нельзя делать будучи мамой мальчика:

    Не учитывать его мнение. Вы должны советоваться со своим сыном, тем самым обучая его брать ответственность за свои поступки и принимать решения. Это очень важное качество в мальчике! Способность быть действительно главой семьи есть далеко не у каждого мужчины, и этому его должны научить родители. В данном случае папа выполняет роль конкурента, и соревнование с ним за статус мужчины развивает в мальчике силу духа и жёсткость, а вот мама учит уважению к женщине и к её женственности.

    Тормозить мечты. Мальчики обычно отличаются большей активностью, чем девочки. И ваша задача - не подавлять эту активность. Хочет на горку - пусть идёт, хочет на бокс - разрешите, хочет бросить бокс и пойти на самбо - это его право. Он должен попробовать свои силы во многом, позвольте ему это. Не думайте, что он вырастет разгильдяем. Скорее он будет знать, чего он хочет на самом деле. Единственный нюанс - не забывайте отдавать ему ответственность за его поступки. Упал с горки и разбил нос - никаких «Я же говорила!», восхититесь тем, что он всё-таки скатился; посоветуйте быть осторожнее в следующий раз.

    Смеяться над ним, даже если его действия и вправду очень умилительны. Поясняйте свой смех малышу правильно: «Мне забавно смотреть, как такой маленький мальчик рассуждает совсем по-взрослому. Я тобой горжусь!»

    Целовать в губы. Чтобы избежать возмущения многих мам, оговоримся сразу: поцелуй в губы - это действие сексуального характера, и точка! Ничего общего с материнской нежностью он не имеет. Для выражения нежности вполне достаточно обнимашек, щекотушек и целовашек в щечки, лобик, носик и т.п.

    Переодеваться перед малышом. Как только он стал ходить самостоятельно и говорить «Я сам!», вы должны начать относиться к нему, как к мужчине. И мужчина этот не ваш, хотя вы и родили его сами. Поэтому не стоит показываться перед ним без одежды.

    Обсуждать его промахи с подругами, особенно при нём. Это больно ранит самолюбие мальчика где-то в возрасте 4-7 лет. В результате он усваивает одну из двух программ - либо перестаёт доверять женщинам в принципе, скрывая от них свои неудачи и проблемы; либо перестаёт быть активным, чтобы не совершать ошибок, что во взрослом возрасте оборачивается «мужем на диване» или полным отсутствием амбиций.

    Большинство людей своих детей любит, заботится о них, стараясь хорошо воспитать, привить разнообразные жизненно необходимые навыки и дать наилучшее образование.

    При этом не задумываясь, что они исполняют обязанности родителей, в соответствие с требованиями статей законов.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

    Какими законами регламентируется данный вопрос?

    Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы (ч. 2 ст. 38).

    Родительские обязанности регламентированы главой 12 Семейного Кодекса РФ, каждая из статей которой разъясняет суть прав и обязанностей родителей разных категорий – семейных пар, одиночек, несовершеннолетних, усыновителей и т.д. в разных жизненных обстоятельствах.

    Государство уделяет воспитанию молодого поколения колоссальное внимание , принимая федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, количество которых превысило 140 документов.

    Несмотря на принимаемые меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается по-прежнему злободневным .

    Новый «Закон об образовании»

    То, что касается образования детей четко зафиксировано в новом Законе РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ (был принят 21.12.2012г.), где также освещены обязанности родителей в учебной сфере.

    Кроме выбора учебного заведения, формы обучения, национального и иностранного языка, родитель обязан интересоваться учебными планами и методами обучения .

    Посещение различных медико-психологических обследований ребенка является правом родителей, так же, как и защита интересов своего несовершеннолетнего отпрыска. А вот соблюдение различных правил, режимов и порядков учебного заведения является обязанностью родителей .

    Родители обязаны принимать активное участие в разрешении всех споров и конфликтов в образовательном заведении с участием своих детей , не пускать на самотек и не доводить ситуацию до вмешательства органов опеки, тем более правоохранительных органов.

    Задачи воспитания несовершеннолетних детей

    Обязанность воспитывать ребенка (ст.63 СК РФ) – значит прививать ему хорошие манеры, всесторонне развивать, учить находиться в обществе и быть востребованным. Воспитание предполагается во всех ракурсах – духовном, физическом, психическом развитии личности отпрыска.

    Воспитание ребенка – задача непростая , требующая затрат времени, труда, души, но без этого достичь желаемого результата просто не выйдет.

    В случае, если папа и мама расстались, на содержание детей, не достигших возраста 18 лет, тому из четы, с кем проживают дети, положены алименты, удерживаемые из заработка другого.

    Средства на содержание отпрыска могут передаваться по соглашению между папой и мамой, без привлечения судебных органов .

    Неисполнение родительских обязанностей

    Львиная доля семей выполняет свои обязанности по отношению к детям в соответствие с собственными представлениями о воспитании, образовании детей. Именно поэтому, не все и не всегда выполняют всё надлежащим образом .

    Обязанности считаются невыполненными или выполненными не в полной мере , если несовершеннолетние дети:

    • не систематически посещают школьные занятия;
    • сквернословят, не умеют себя вести;
    • воруют, попрошайничают , бродяжничают;
    • употребляют спиртные напитки, а то и наркотические средства , и др.

    Ребятня, которой не уделяют время папа, мама или оба родителя, с которой не занимаются, сразу же находит, чем заполнить часы бездействия, а ее нерадивые «предки» могут быть подвержены наказаниям .

    Каковы последствия ненадлежащего исполнения?

    Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ). Это предупреждение или наложение штрафа, но это только в первый раз.

    Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наказание уже более серьезное , это уголовное наказание (ст.156 УК РФ) в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 3 лет принудительных работ.

    При наличии совокупности оснований, проявляющихся в целом комплексе не исполненных долгов перед детками , осложненных преступным умышленным причинением вреда здоровью несовершеннолетнего малыша, его родителей (ст. 69 СК РФ).

    Может быть принято решение об (ст. 73 п. 2), когда жизни или воспитанию дитя действительно есть реальная угроза, исходящая от поведения мамы или папы .

    Кто следит за исполнением пунктов закона?

    Безусловно, общественность и школа играют роль в выявлении неблагополучных семей , где дети подвергаются насилию физическому или сексуальному, где ребятня неухоженная, голодная, а родители пьют или ведут асоциальный образ жизни.

    Правоохранительные органы также контролируют соблюдение и выявляют очаги неблагополучия, разоблачая притоны, где вынуждены находиться ребятишки, заброшенные и не получающие должного воспитания , обеспечения.

    Но именно органы и попечительства следят за тем, как родителями исполняется их долг перед своими детьми , которым нет еще 18 лет. Сотрудники ООП имеют полномочия не только назначать опекунов, но и:

    1. решают вопросы помещения ребятни в детские учреждения;
    2. в судебных разбирательствах стоят на страже интересов ребенка;
    3. имеют решающее право голоса на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних , отстаивая их интересы.

    Несмотря на принимаемые Правительством меры, количество неблагополучных семей, в которых есть несовершеннолетние отпрыски, не уменьшается .

    Вовремя обратить внимание на такую ячейку общества, когда ребенок не успел окончательно потерять интерес к нормальной жизни , помочь могут и детсады, и школы, и небезразличные соседи, и внимательный участковый уполномоченный.

    Профилактические меры могут дать свои положительные результаты только, когда проблема еще не приобрела необратимый характер, тогда можно обойтись без жестких мер к родителям, отклонившимся от главного курса свой жизни – воспитания и обеспечения детей.

    Каждой женщине хочется быть хорошей хозяйкой, женой и, самое главное, хорошей мамой. Но часто в повседневной суете мы забываем о простых вещах, которые и делают из женщины маму. Мы забываем говорить детям, что любим их, забываем просто обнимать. Ведь дорогие репетиторы, частные школы и ценные материальные блага, о которых мы так часто беспокоимся, – это не то, что укрепляет нашу с ребенком связь. Иногда нужно немного отвлекаться от процесса поучения малыша, и быть с ним рядом просто доброй и заботливой мамочкой.

    30 правил хорошей мамы на каждый день:

    1. Чаще говорить ребенку “Я люблю тебя”. Этого никогда не бывает много.
    2. Показать малышу, что его объятия очень много значат для вас и могут решить уйму взрослых проблем. Просто попросите кроху в трудную минуту обнять вас.
    3. Ужиная вместе с детьми, обязательно нужно спрашивать о том, как прошел их день, что в нем было хорошего.
    4. Важно иногда хвалить ребенка в присутствии других людей, для детей эти моменты значительны.
    5. Нужно делать детям комплименты и показывать, как ребенок должен делать их другим.
    6. При каждой возможности – целовать и обнимать ребенка.
    7. Нужно учить ребенка смеяться. В том числе и над собой. Часто смех помогает выходить даже из сложных ситуаций. Детей стоит научить не воспринимать себя слишком серьезно.Ведь все делают ошибки, но не все могут посмеяться над ними, не все могут воспринимать свои промахи с чувством юмора. А это важно.
    8. Чаще говорить малышу “спасибо”. Так мы научим его быть благодарным.
    9. Нужно уметь все прощать. И это касается не только ребенка. И стоит объяснять своему малышу, что злость съедает изнутри того, кто злится.
    10. Выделяйте день, когда вы будете только вдвоем с ребенком.
    11. Никогда нельзя запрещать ребенку быть собой, даже если его эмоции или реакции вам не по нраву.
    12. Утро и пробуждение ребенка должно начинаться с нашей улыбки и поцелуя. Только без спешки и криков “Мы опаздываем!”
    13. Ко всему, о чем хочет рассказать ребенок, нужно относиться как к самому важному разговору в мире.
    14. Необходимо пытаться спрашивать у ребенка, что он думает о вещах, касающихся вашей семьи. Его мнение тоже учитывается.
    15. Не нужно бояться доверять детям даже сложную работу. Пусть они и ошибутся, зато уже будут знать, что это такое. В жизни пригодится.
    16. Детей можно и нужно просить о помощи.
    17. Свои ошибки нужно уметь признавать. Это научит ребенка проще относиться и к своим промахам. Он поймет, что не только он допускает ошибки.
    18. Для вас должны быть важны любые мелочи: будь то имя друга по садику, или же имя игрушки.
    19. Придумайте ребенку милое, нравящееся ему прозвище.
    20. Иногда вместо сказок нужно рассказывать детям какую-то историю из собственной жизни. Все это объединяет его с вами и с семьей вообще.
    21. Иногда включайте музыку и просто танцуйте вместе. Такие моменты – самые ценные.
    22. Можно придумать секретный семейный пароль или шифр.
    23. Иногда нужно давать детям пошалить: разбросать носки и футболки по комнате или разрисовать себя красками. Это все можно устранить, а детям весело. Главное – не переборщить.
    24. Редко, но все же нужно иногда позволять нарушать правила: давать смотреть телевизор допоздна, иногда разрешать не пойти в школу. Пусть эти редкие возможности будут праздником для малыша.
    25. Всегда нужно просить прощения, если были неправы.
    26. Давайте возможность ребенку самому принимать решения.
    27. Если что-то ребенку мы уже пообещали – это нужно выполнить. Или не разбрасываться обещаниями.
    28. Когда дети поют – нужно подпевать им.
    29. Очень важно не забывать говорить ребенку о том, что его папа самый лучший и заботливый в мире.
    30. Нужно беречь каждый подарок, поделку и открытку от ребенка, для них это важно.

    : Время прочтения:

    С рождением ребенка жизнь женщины меняется. Кажется, что на первом, втором и вообще любом месте теперь маленький комочек. Личное время, интересы перестают существовать, вся жизнь матери приносится ребенку в жертву. Нужна ли ему такая жертва? Об «идеальной матери» рассказывает психолог Виктория Мелихова .

    В СМИ не устают призывать матерей ценить каждую минуту детства своих малышей, радоваться разбросанным игрушкам, запачканным пеленкам и ребенку, который ни на шаг не отходит от мамы. Действительно, время летит очень быстро. Скоро малыш вырастет, и мама с ностальгическим вздохом (или слезами) будет вспоминать минуты, когда он от нее зависел, нуждался в ней.

    Ей будет очень не хватать бесконечных вопросов, объятий и поцелуев перед сном, размазанной по лицу манной каши. Но это будет потом.

    Давайте разберемся, какая она, идеальная мама. Педиатры, воспитатели, родственники и незнакомые люди так и норовят научить чему-то маму, упрекнуть в незнании и неумении, да еще и пристыдить: «Как ты можешь этого не знать, ты же мать!».

    Сталкиваясь с постоянными советами и поучениями, матери теряются. Они чувствуют себя некомпетентными, неидеальными. Разозлилась на ребенка — плохая мама. Захотела сходить к подруге без малыша — как так можно! Устала от крика ребенка — а чего она ожидала.

    А нужны ли матери советы? И обязана ли она знать все и быть идеальной? И кто задал критерии идеальности... Вопросы без ответа.

    «Идеальная мать» не равно «счастливая мать»

    Поставим себя на место женщины, которая недавно стала мамой. Еще вчера весь мир принадлежал только ей: она могла делать, что захочет. Она планировала свое время, у нее были друзья, работа, интересы. В период беременности все близкие о ней заботились, поддерживали. Она была окружена вниманием.

    Что произошло после рождения ребенка? Маленький комочек еще совсем беспомощен. Помимо молока, пеленок и кроватки ребенку нужна мама, которая обнимет, согреет, накормит и успокоит. Которая назовет своими именами все, что происходит с ребенком. Которая на время станет для него всем миром.

    Нет теперь свободной женщины, есть пара мама-ребенок. И первый год жизни младенца эта пара работает на беспрекословное удовлетворение всех его потребностей.

    «Я просто как белка в колесе. Каждый день одно и то же. Просыпаемся в шесть утра и началось: покормить, поменять пеленки, постирать одежду, поиграть, развлечь, снова покормить, успокоить, искупать, опять успокоить, сказку почитать, опять покормить, спать уложить.... Вот кажется все, отдых... не тут-то было! Не проходит и двух часов, как ему снова что-то надо... Я, конечно, люблю своего ребенка, но я так устала...»

    «Когда его у меня не было, я могла гулять с друзьями, слушать музыку, я любила ходить в спортзал.... Теперь я практически не выхожу из дома. Я знаю наизусть все мультики, но уже совсем забыла, что любила сама».

    «Я чувствую себя такой зависимой. Я просто привязана к дому и ребенку. Теперь снова как в детстве мне приходится отпрашиваться у мамы каждый раз, когда надо просто выйти в магазин. Я не могу работать, у меня нет своих денег, у меня нет своего времени».

    Матерью быть не так просто. Мама — человек со своими интересами, потребностями, желаниями. Она тоже может уставать, злиться, расстраиваться. Она не всегда бывает идеальной. Да и должна ли?

    Достаточно хорошая мать

    Понятие «достаточно хорошая мать» ввел детский педиатр и психоаналитик Д. Винникотт. Он говорил, что «в матери есть нечто такое, что делает ее идеально подходящей для удовлетворения потребностей своего ребенка на стадии младенчества...»

    Любая мать когда-то сама была младенцем и память об этом опыте хранится в ее бессознательном. Благодаря этому опыту мама знает, как нужно обращаться с ребенком. Ее не надо этому учить. Она не обязана быть идеальной.

    «Детям, даже грудным, вовсе не нужно, чтобы рядом было человеческое существо, обладающее всемогуществом. Детям подойдут «достаточно хорошие родители», — говорил Д.Винникотт.

    Идеальной быть невозможно, да и не нужно. На пути материнства ошибки неизбежны. Их не надо бояться. Их можно учитывать, расти и учиться на них. А вместе с тем учить ребенка принимать себя таким, какой он есть, не бояться ошибаться и пробовать снова.

    Достаточно хорошая мать не боится ошибок. Она не боится пробовать и искать, просить о помощи, если это нужно.

    Любая мать когда-то сама была младенцем и память об этом опыте хранится в ее бессознательном. Благодаря этому опыту мама знает, как нужно обращаться с ребенком. Ее не надо этому учить.

    Она любит своего малыша и заботится о нем так, как нужно именно ему. Она знает, что не может всегда любить ребенка. Она признает, что иногда на него злится, иногда устает, иногда просто хочет побыть одна. И не испытывает за это чувство вины.

    Она не боится выражать свою нежность и любовь к ребенку, не боится испортить и разбаловать его своей заботой. Но имеет смелость показать ребенку, что ей тоже бывает больно, что она тоже злится, тоже устает.

    Она смело говорит ребенку о своих чувствах и потребностях. Мама глазами ребенка — это живой человек, у которого есть что-то помимо него. Услышав от нее названия чувств, он учится различать их в себе. Став взрослым, такой ребенок будет уважать себя и других, будет понимать свои чувства, осознавать потребности и удовлетворять их. Мама, которая знает, когда она хочет поиграть с малышом, а когда ей нужно просто выпить в одиночестве чашку кофе, будет лучше чувствовать и потребности ребенка.

    Ребенку нужна «наполненная» мать

    Помните, в самолетах всегда настоятельно рекомендуют надеть кислородную маску сперва на себя, а потом уже на ребенка. Только когда мама в безопасности, чувствует себя комфортно, полна сил, она может помочь справиться малышу. В случае катастрофы кто позаботится о ребенке, даже если на нем будет надета спасательная маска?!

    Еще одна метафора. Представим колодец. Если из него все будут только брать воду, вскоре он высохнет и не сможет выполнять свою функцию — обеспечивать людей водой. Сперва он должен сам до краев напиться воды, наполниться и только после этого делиться с людьми.

    Точно так же и мама. Что она сможет дать ребенку, если сама находится на исходе, если у нее самой нет сил и энергии.

    Сценарий жизни дети берут от своих родителей. Только счастливые родители могут воспитать счастливых детей. Только прожив опыт принятия, удовлетворения своих потребностей, помощи и поддержки, мама может научить ребенка заботиться о себе.

    «Я уж как-нибудь обойдусь, главное, чтобы ему хорошо было». Не обойдетесь. Не будет хорошо ни одному ребенку, если при этом плохо его маме.

    Точно так же и мама. Что она сможет дать ребенку, если сама находится на исходе, если у нее самой нет сил и энергии.

    Поэтому давайте будем не идеальной мамой, а достаточно хорошей. И представим, что, покупая себе обновку, выпивая кружку горячего чая, посещая мероприятие без ребенка, вы, словно в колодец, вливаете силы и энергию, которыми потом будете щедро делиться с ребенком.

    Памятка. Что делать, если вы уставшая мама

    Вы молодая мама, любите ребенка, но устали и нуждаетесь в поддержке и помощи. Какой должна быть мама для ребенка... Стоп! Мама никому ничего не должна. Но если захочет, может воспользоваться моими рекомендациями.

    1 Перестать переживать и винить себя в «неидеальности». Да, вы устали. Да, с чем-то не можете справиться. И это нормально.

    2 Подумать, кто может взять часть забот на себя. Муж, мама или свекровь могут посидеть с ребенком пару часов, пока вы прогуляетесь по парку и отдохнете. А может подруга возьмет ребенка на полчаса, пока вы спокойно примете ванну. Если есть возможность, попробуйте найти няню.

    3 Вспомнить, чем вы увлекались до рождения ребенка. Рисование, пение, вышивка, кино... Найдите хотя бы полчаса в день, чтобы возобновить любимое занятие. Не получается полчаса? Десять-пятнадцать минут — тоже отлично.

    4 Пообщаться с такими же молодыми мамами. Возможно, они поделятся ценной информацией, подскажут свои способы справляться с усталостью.

    5 Не бояться говорить и выражать чувства. Можно говорить, что вы чувствуете, что вы устаете, что злитесь. Говорите с близкими, друзьями, другими мамами. Главное, чтобы вы чувствовали, что вы не одни. Вас всегда есть кому услышать и поддержать.

    Все эти рекомендации о том, какой должна быть мама, помогут вам сохранить свою идентичность и значимость. Это значит помнить, что кроме матери — вы жена, дочь, подруга, специалист, человек со своими интересами и потребностями. Ваша жизнь продолжается, просто теперь добавилась еще одна область для самораскрытия. Вы делаете первые шаги в области материнства.

    Наполненная и отдохнувшая мать вместе с молоком передаст ребенку запас энергии, жизненных сил, любви к жизни. Мы можем делиться только тем, что имеем сами.