Войти
Портал государственных закупок
  • Сонник поцелуй человека. Тебя целуют во сне. Значение снов Поцелуй
  • Бухучет инфо Основные изменения в корректировочном бланке
  • Фонетический разбор слова «звуко-буквенный
  • Парад планет - одно из самых величественных явлений природы
  • Артериальное давление – норма и патология
  • Расчет по страховым взносам: сложности заполнения
  • Игнатьев день

     Игнатьев день

    О священном мученике Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, мы знаем не так уж много. Есть лишь две даты, имеющие официальное подтверждение. 20 декабря 107 года - день его мученической кончины и 29 января / 11 февраля (по старому / новому стилям) - день перенесения его мощей. 11 февраля, в день памяти Игнатия Богоносца, «Прихожанин» напоминает своим читателям, что надо знать об этом святом.

    Святой Игнатий Богоносец родился в Сирии . Правда, точная дата его рождения неизвестна. Из Сирии он вместе с родителями попал в Иудею, где ему посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни и где впоследствии Игнатий общался с Его апостолами. На протяжении 40 лет (с 67 по 107 годы) он был епископом в Антиохии (в наши дни это турецкий город Антакья). Кстати, именно Антиохию считают колыбелью христианского богословия, и с этим городом связана знаменитая Антиохийская школа богословия. Мученическую смерть святой Игнатий Богоносец принял в Риме. По дороге из Антиохии в Рим он побывал во многих городах Малой Азии: Селевкии, Смирне, Троаде, Неаполе, Филиппах…

    Почему его называли Богоносцем?

    Существуют два объяснения, почему святого Игнатия называют Богоносцем. По одной версии, именно Игнатий был тем самым ребенком, которого Господь, взяв за руку, поставил перед Своими учениками. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1- 4). По другой версии, Богоносцем он был наименован потому, что имя Христа имел в сердце своем и непрестанно Ему молился. Даже когда в Риме его вели на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Спасителя, а когда его спросили, почему он это делает, он ответил, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую».

    Ученик апостола и епископ Антиохии

    Известно, что Игнатий Богоносец был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем «Похвальном слове Игнатию» святитель Иоанн Златоуст писал, что Игнатий «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи» , «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах, и в неизреченном» , что власть епископства была вручена ему святыми апостолами и «руки блаженных апостолов касались священной главы его» .

    Мы знаем также, что Игнатий Богоносец был третьим по счету епископом Антиохии (после святого апостола Петра и епископа Еводия). Епископство Игнатия пришлось на страшное время правления императора-язычника Траяна. Известно, что после победы над скифами Траян приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам. Христиан, которые отказывались поклоняться языческим идолам, по приказу Траяна убивали.

    Прибыв в Антиохию, император Траян приказал привести ему Игнатия и, когда это было исполнено, потребовал от епископа отречься от Христа. Игнатий отказался, и тогда Траян приказал отвезти старца в Рим и отдать на съедение львам.

    В течение долгого времени закованный в цепи Игнатий Богоносец ехал в Рим в сопровождении десяти римских воинов, которых за жестокость он прозвал «леопардами». За время долгого пути он посетил немало городов, и из многих мест к нему приезжали представители христианских общин: и священнослужители, и простые верующие.

    Духовное наследие священномученика Игнатия Богоносца

    Считается, что Игнатий Богоносец был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Его послания были столь значимы для христиан, что появилось немало подделок, приписываемых Игнатию Богоносцу. Современные исследования подтверждают, что из 15 посланий лишь 7 были, действительно, написаны святым Игнатием. Эти послания называются по имени того народа, к которому обращался святой: послания к эфесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, римлянам, смирнянам. И особняком стоит послание, обращенное к Поликарпу, епископу Смирнскому, который так же, как и Игнатий, был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

    Почти во всех посланиях святой Игнатий Богоносец поднимал одни и те же важные вопросы. Он писал о том, как важно христианам почитать и во всем следовать советам своих епископов, укреплять и беречь единство Церкви, остерегаться еретиков. Священномученик Игнатий призывает всех христиан быть кроткими и смиренномудрыми, молиться друг за друга и во всем уподобляться Господу. Сегодня нам, живущим в XXI веке, эти мысли кажутся такими очевидными, но ведь если задуматься, это писалось и говорилось две тысячи лет назад - в момент, когда только-только закладывались первые камни в фундамент христианской Церкви. И для многих зарождающихся христианских общин в римских провинциях слова священномученика Игнатия Богоносца по сути были настоящим откровением.

    Учение Игнатия Богоносца о Христе очень четкое. Он не сомневается в том, что Христос одновременно Бог и Человек, рожденный «от Марии и Бога». Церковь он называет местом жертвоприношения, а Евхаристию - врачеством бессмертия. Игнатий первый употребил выражение кафолическая Церковь для обозначения совокупности верующих: «Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь («Вселенская» переводится на славянские языки с греческого как «кафолическая», а на западные - «католическая»). Духовная жизнь христианина понимается святым Игнатием Богоносцем как подражание Христу: «Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему».

    В своих посланиях святой Игнатий просил христиан не пытаться спасти его от смерти. «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви, - обращался он к ним. - Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей - да сделаюсь чистым хлебом Христовым» .

    Известно, что именно Игнатий Богоносец стал использовать антифонное пение. Антифон (греч. «звучащий в ответ» ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Игнатий Богоносец удостоился в видении быть свидетелем небесного богослужения и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он и ввел на богослужениях антифонное пение. В нем два хора чередуются и как бы перекликаются. Антифонное пение, начиная со II века, из Сирии быстро распространилось по всему христианскому миру.

    Тропарь Игнатию Богоносцу

    Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

    Подготовил Петр Селинов

    Родом святой Игнатий был сириец (слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек). О месте и времени его рождения, о первоначальном его воспитании и дальнейших обстоятельствах жизни до мученической кончины определенных сведений нет. Название «Богоносец» (Teoforos), которое придавали ему другие, и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означает человека, «имеющего Христа в сердце».
    Он был епископом Антиохии – митрополии Сирии – величайшем после Рима городе империи, большей частью населенной жителями, говорившими на греческом языке. Здесь уверовавшие в Евангелие из язычников впервые стали называться христианами (Деян. 11; 26).
    Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково. Златоуст говорит, что он воспитывался под руководством апостолов, и называет святого Игнатия вообще «общником апостолов и в речах, и в том, что неизреченно». О том, кем он был поставлен на Антиохийскую кафедру, тоже существуют разные сведения. Святой Игнатий управлял Антиохийской Церковью сорок лет. По словам Златоуста, он был образцом добродетели и явил в лице своем все достоинства епископа. Церковный историк Сократ передает, что Игнатий способствовал устройству Богослужения учреждением антифонного пения. Он пережил гонения Домициана, в котором «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностию духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных» (Acta Mar., 1).

    2. Последние дни.

    Путь Игнатия Богоносца из Сирии в Рим
    О последних днях жизни святого Игнатия и о его мученической кончине нам известно из «Мученических актов о святом Игнатии», написанных очевидцами. Они были спутниками святого Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. По общему мнению, это были диаконы Филон и Агафопот, о которых св.Игнатий упоминает в Посланиях к Смирнянам и Филадельфийцам.
    Мученическая кончина св.Игнатия последовала в царствование императора Траяна. После того, как он одержал блестящие победы над скафами, даками идругими народами, Траян решился начать гонение на Церковь. Распространение христианской веры очень беспокоило его, и он в девятый год своего царствования (106 г. по Р.Х.) издает указ, чтобы все христиане приносили жертвы идолам вместе с язычниками. Нарушителям грозила смерть. Между тем, отправившись с войсками в поход против армян и парфян, Траян (в 107 г. по Р.Х.) прибыл в Антиохию. Св.Игнатий «добровольно явился к императору, чтобы, если возможно, отклонить его от гонения на христиан или умереть мучеником за имя Христово». Он засвидетельствовал перед императором свою веру и в ответ услышал приговор: отвести Игнатия в оковах в Рим под воинскою стражею и там предать на съедение зверям для забавы народа.
    Так начался крестный путь св.Игнатия – путь терпения и путь торжества и славы христианской веры и ее исповедника.
    Его сопровождали десять воинов, которых он за жестокое обращение называл леопардами (Посл. к Римлянам, гл. 5). В Селевкии (недалеко от Антиохии) Игнатий сел на корабль и после долгого и опасного плавания прибыл сначала в Филадельфию, а затем в Смирну. Здесь, пользуясь относительной свободой, которую предоставлял узникам римский закон, он увиделся с Смирнским епископом Поликарпом (+ 167), учеником апостола Иоанна Богослова. Здесь же его ожидали и посланники Малоазийских церквей, который, желая выразить к нему свою любовь и уважение, прислали дары и приветствия через своих епископов, пресвитеров и диаконов. Так, Ефес отправил навстречу с Игнатием своего епископа Онисима, диакона Вурра и трех других братьев; Магнезия – епископа Дамаса, двух священников - Васса и Аполлония - и одного диакона Сотиона; Траллийцы – епископа Поливна. «В благодарность за оказанную ему любовь и для засвидетельствования истинного учения, которое он готовился запечатлеть кровью», св.Игнатий пишет отсюда послание приветствовавшим его Церквам – Ефесской, Магнезийской и Траллийской. Здесь же в Смирне он написал самое замечательное свое послание «Чистой и первенствующей в любви» Церкви Римской «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом христовым» (Посл. к Римлянам, гл. 4) – пишет св.Игнатий. Послание написано 24 августа 107 г. и отправлено с некоторыми из ефесских христиан, сопровождавших Игнатия. Они отправились в Рим кратким путем. Затем он продолжает свой путь до Троады. Здесь св.Игнатий получил радостную весть, что гонение в Антиохи утихло и Церкви возвращен мир. Отсюда прежде чем сесть на корабль, отплывающий в Неаполь (совр. Кавала в Македонии), он пишет еще три своих послания к христианам Филадельфии, Смирны и к епископу Поликарпу с просьбой отправить посланников в город, где он был епископом и о котором постоянно помнил, - дабы поздравить свою паству с обретением мира. Итак, из Троады св.Игнатий отплыл в Неаполь и потом в Филиппы. Прошедши Македонию и Эпир, он в Епидамне (или Диррахиуме) опять сел на корабль и через Адриатическое и Тиррейское море отплыл в Италию, не останавливаясь во встречавшихся на пути городах. Когда св.Игнатий увидел издали Путеолы, он хотел сойти здесь на землю, чтобы прийти в Рим тем же путем, которым шел апостол Павел. Но сильный ветер не допустил корабль до берега, и Игнатий в одни сутки прибыл в Порто (Portus Romanus). Воины спешили в Ром, чтобы поспеть к публичным зрелищам. Это были т.н. Сатурналии(Saturnalia), продолжением и заключением которых служили Sigillaria – они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря. Св.Игнатия встретили римские христиане, полные радости и одновременно великой скорби. Некоторые надеялись уговорить народ, чтобы он отказался от кровавого зрелища – смерти праведного мужа. Но Игнатий умолял из любви к нему не делать этого и преклонивши колена вместе с присутствовавшими братьями молился о Церкви, о прекращении гонения и о сохранении взаимной любви между христианами. Немедленно он был отведен в Рим в амфитеатр, так как зрелища должны были скоро окончиться.
    Мученическая кончина Игнатия Богоносца
    Там он был предан голодным зверям, которые в одну минуту растерзали и съели его. Согласно желанию мученика и по смерти никого не обременять, от его тела остались только твердейшие части, которые были собраны верующими и привезены из Рима в Антиохию.
    Свидетели мученичества св.Игнатия описывают эти события так: «Мы, видевшие это собственными глазами, всю ночь провели дома в слезах и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как св.Игнатий вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же – облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу. С радостью увидевши это и сообразив сонное видение, мы воспели хвалу Богу, Подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день, год (его кончины) для того, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым».
    При императоре Юстиниане (+ 565) по завоевании Антиохии персидским царем Хазроем (540 г.) или при императоре Ираклии (637 г.) по взятии Аттиохии сарацинами, мощи св.Игнатия были перенесены опять в Рим и положены в церкви Святого Климента, где они находятся и теперь.
    Мученическая смерть св.Игнатия, по сказанию Мученических актов, последовала 20 декабря 107 г., т.е. в 9-й год царствования Траяна при консулах Суре и Сенеционе. В этот день его память празднуется и в Православной Церкви. Католическая Церковь совершает память св.Игнатия 1 февраля, вероятно, потому, что в этот день его святые мощи были положены в Климентовской церкви в Риме.

    3. Послания св.Игнатия.

    а. Свидетельства.

    Русская икона с изображением Игнатия Богоносца
    Существует мнение, что «Игнатий если не считать папы Климента Римского, - первый вышедший из языческой среды церковный писатель, воспитанный греческими философами… Если первоначальная христианская литература целиком находилась под влиянием еврейской, то в произведениях Игнатия наследуется лишь библейский дух, написаны же они греком, для которого греческий – это язык его души, его ума и чувств, его культуры и его мысли. Игнатий берет у греков литературную форму и философские категории» 1. Хотя, еще раз повторяю, слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек.
    По свидетельству Мученических актов о святом Игнатии, «он в возмездие Церквам, встретившим и приветствовавшим его, через своих предстоятелей, отправил к ним благодарственное послание, источающее вместе с мольбою и увещанием духовную благодать». Но описатели его мученичества не говорят, сколько и к каким Церквам написаны его послания; только Послание к Римлянам они прямо называют и вполне приводят в своих записках. Св.Поликарп (+ 168) в своем Послании к Филиппийцам говорит о многих посланиях Игнатия, указывая, в том числе, и на Послание к нему самому. Он пишет: «Послания Игнатия, присланные к нам от него и другие, сколько их есть у нас, мы отправили вам по вашему требованию вместе с сим моим письмом; вы можете почерпнуть из них большую пользу, потому что они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем» 2. Ученик Поликарпа св.Ириней Лионский (+ 202), который удостоверяет о его Послании к Филиппийцам, свидетельствует об осуждении Игнатия на съедение зверям и приводит его слова из Послания к Римлянам: «Я пшеница Божия и измелют меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом» (3).
    Свидетельства и цитаты из Посланий св.Игнатия находим у Оригена, Евсевия, Иеронима, св.Афанасия Александрийского, св.Иоанна Златоуста и блаж.Феодорита. Евсевий свидетельствует о путешествии св.Игнатия в Рим и довольно подробно упоминает о семи посланиях, написанных им на пути.
    Подлинность посланий Игнатия, несомненная для христианских писателей древности, возбуждала против себя сомнения и возражения с самого начала их опубликования в печати в XV веке.
    Новая фаза отношения к посланиям св.Игнатия наступила в 1845 г., когда английский ученый Вильям Кюртон издал древний сирийский перевод посланий Игнатия к Поликарпу, к Ефессянам и к Римлянам. Англичанин Генрих Таттам, знаток коптского языка, нашел в Египте, в одном из Нитрийских монастырей древний, написанный в первой половине VI в., Кодекс, содержавший сирийский перевод Послания св.Игнатия к Поликарпу. В 1842 г. Таттам приобрел в Египте еще один древний (VI или VII в.) сирийский перевод трех посланий св.Игнатия – к Ефессянам, к Римлянам и к Поликарпу. По мнению некоторых западных ученых, сирийский текст есть не что иное, как сокращение посланий Игнатия, сделанное монахом или кем-либо другим с целью назидания.
    Послание Игнатия, как по сирийскому тексту, так и по греческому, сходны между собой в главных пунктах – православного учения о Лице Господа Иисуса Христа. Равным образом одинаково присутствуют указания на лжеучения, которых должно остерегаться, те же увещания к единению церковному, к послушанию епископу с пресвитерами и диаконами, тоже учение о епископе как видимой главе поместной Церкви, представляющим ее единство в вере, любви, без которого ничего не должно делать в Церкви.

    б. Темы посланий.

    Свв. Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец
    Время, в которое св.Игнатий писал свои послания, было очень сложным для Церкви. Это был критический момент. Один из западных ученых характеризует его так: «хотя апостолы умерли один за другим, отсвет их авторитета все еще падает на те земли, которые они привели ко Христу. Церковь растет и развивается, несмотря на гонения. Складывается ее структура и иерархия… Рост Церкви вызывает к жизни разного рода трудности» 4.
    Послания св.Игнатия, за исключением Послания к Римлянам, направлены против современных ему лжеучений – с одной стороны иудействующих, считавших христианство только дополнением к иудейской религии и с слепой привязанностью к Ветхозаветному закону, соединявших уничижительное понятие о Иисусе Христе и Евангелии, а с другой – докетов, односторонне понимавших Божество Спасителя Иисуса Христа, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его Воплощения, Страданий и Воскресения. Поэтому можно выделить две основные темы посланий - это как бы меры предосторожности от впадения в ереси: 1) удаление от еретиков, от общения с ними и 2) единение церковное, единение вокруг епископа как видимого представителя Невидимой Главы Церкви и Богоучрежденной иерархии, с обязательным повиновением. Это создавало ту крепкую общину, соединенную в истинной вере и любви, которая могла противостоять, с одной стороны, гонениям языческого государства, а с другой – ересям, все более старавшимся разрушить церковный организм «изнутри». Поэтому св.Игнатий порой даже в резких, на первый взгляд, выражениях отзывался о носителях заразы лжеучения, называя их даже безбожниками.
    «Некоторые имеют обычай, – пишет он к Ефессянам, – коварно носить имя христиан, между тем делают дела недостойные Бога: от них вам должно убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы изподтишка кусающие» (Послание к Ефессянам, гл.7).
    «Умоляю вас не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианскою пищею от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь: к яду своего учения еретики примешивают Имя Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть» (Послание к Траллийцам, гл. 6).
    «Не обольщайтесь, братия моя! Растлевающие домы Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Послание к Ефессянам, гл. 16).
    Но кроме общих выражений и предостережения, он высказывает и истинное учение Церкви, дабы еще раз утвердить в нем верных. Так, полемизируя с иудействующими, св.Игнатий пишет: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски» (Послание к Магнезийцам, гл. 10). «Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то через это открыто признаемся, что мы не получили благодати» (Послание к Магнезийцам,
    гл. 8).
    Выступая против докетизма, он говорит: «Поэтому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных и земных и преисподних, - Который истинно Воскрес из мертвых, так как Его Воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих во Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни. А если иные, как некоторые безбожники, т.е. неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, - сами они призрак, - то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться с зверями? Зачем, я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе?» (Тралл., 9). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает об опасности: «Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавал некоторых из вас таковыми, но, как самый меньший из вас хочу предостеречь, чтобы вы не впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о Рождении и Страдании и Воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею, от которой отпасть не дай Бог никому из вас» (Магнез. 11). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает.
    Всем этим лжеучениям св.Игнатий противопоставляет единство Церкви в вере и любви, единство в молитве, единство в видимой главе поместной Церкви – епископе, которое выражается в повиновении епископу иерархии, и еще глубже – единство в Евхаристии. «Почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Тралл. 3). «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец явился видимо… будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления» (Магнез. 6). «Ибо когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям Таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией» (Тралл. 2). «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной» (Магнез. 6, 7). «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник и один епископ с пресвитерами и диаконами» (Фил. 4). « Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Ефес. 13).
    Высочайший образ единения св.Игнатий представляет в Самом Боге: «Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Трал. 11).

    (Составлено по материалам книги «Писания мужей апостольских». – Рига, 1994).

    Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4:

    Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

    ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВТ.ИОАННА ЗЛАТОУСТА СЩМЧ.ИГНАТИЮ БОГОНОСЦУ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ,

    Святой Игнатий был тем евангельским отроком, которого Господь взял на руки. Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Был учеником апостола Иоанна. Управлял Антиохийской церковью 40 лет. По прямому указанию Траяна был замучен в Риме. По пути в Рим он написал семь известных посланий.

    Святителю Игнатию Богоносцу молятся об укреплении веры собственной и особенно детей, даровании духовной мудрости, помощи в учебе в семинарии, о вразумлении попавших к секты и маловерных.

    Священномученик Игнатий Богоносец епископ Антиохийский

    .

    Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии в первом веке и был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По преданию именно Игнатий был тем ребенком, которого обнял Спаситель и сказал: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. Богоносцем его назвали потому, что Игнатий непрестанно молился Господу и словно носил его имя в своем сердце. Вскоре Игнатия избрали епископом Антиохии. В сто шестом году император Траян был там проездом. В это время по случаю его победы над скифами везде устраивались торжественные жертвоприношения богам. Отказывавшихся участвовать христиан казнили. Тогда епископ Игнатий сам отправился к Траяну, чтобы отвести гонения от единоверцев. Император приказал отправить Игнатия в Рим и бросить зверям в Колизее. В пути Игнатия застала весть о том, что гонения на христиан в родной Антиохии остановлены. Даже на арене Колизея святой Игнатий не переставал благодарить Господа. На сей раз - за возможность вскоре соединиться с ним. Услышав о мужестве святого, Траян прекратил гонение на христиан.


    Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4

    И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодохновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Игнатие. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3

    Светлых подвиг твоих светоносный день предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго: Сего бо жаждая от любве насладитися, потщался еси от зверей снеден быти, сего ради и Богоносец нареклся еси, Игнатие всемудре.

    Молитва

    О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающий к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу: ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки, ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко Ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго, и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа, испроси нам благоденственное и мирное житие, здравие, и спасение, и во всем благопоспешение, на враги же победу и одоление, да осенит Он, Милосердый, Своею благодатию и да охранит нас на всех путях святыми Своими Ангелами. Помогай нам святыми своими молитвами ко Всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней. Буди нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Народный календарь

    2 января — Игнатьев день

    В этот день особое внимание уделялось родному дому, в котором человек рос и был благословлен на взрослую жизнь.

    2 января Игнатию Богоносцу служили молебны за то, чтобы дом был храним от всяких бед, а для большей верности дому следовало низко поклониться и, чтобы совсем уж верно уберечь все дома в селе, его обходил крестный ход с иконой.

    Именинники в этот день: Даниил, Иван, Игнатий

    Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

    «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам… Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение».
    Священномученик Игнатий Богоносец.

    Священномученик Игнатий Богоносец

    Житие святого

    Игнатий Богоносец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107, Рим) - муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
    Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 - 117), будучи брошен львам на арене.

    Священномученик Игнатий со львами

    Почему святого называли Богоносцем

    Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».
    Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое - к христианской общине Рима.


    О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем - на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий - для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

    Мученичество

    Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия - позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия - 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

    Перенесение мощей священномученика Игнатия

    Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, «смотря на епископа как на Самого Христа».

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Священномученик Игнатий Богоносец

    Память священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского празднуется Православной Церковью 29 января/11 февраля и 20 декабря/2 января

    (2 января) Святая Церковь отмечает 1900-летие со дня преставления священномученика Игнатия Богоносца . Святой Игнатий, грек по происхождению, родился в Антиохии. По преданию, еще отроком он вместе со своими родителями внимал Божественным словам Спасителя. Отвечавший на вопрос учеников, кто больше в Царствии Небесном, Господь Иисус Христос призвал к Себе мальчика Игнатия и, взяв его на руки, сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 1-3}. Любивший Бога святой Игнатий постоянно предстоял Ему, получив дар именоваться Богоносцем. Сам же святой Игнатий называл богоносцем всякого человека, “имеющего Христа в сердце своем".

    Церковный историк Евсевий Памфил пишет, что

    будущий святитель вместе со святыми Поликарпом Смирнским и Папием Иерапольским был учеником апостола Иоанна Богослова. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что священномученик Игнатий "воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи”. Духовное апостольское водительство воспитало в святом Игнатии то мужество и ту ревность о Христовой Истине, которыми он прославился в сане епископа на Антиохийской кафедре . Хиротония святого Игнатия была совершена апостолом Петром одновременно с хиротонией святого Евода, апостола от 70-ти. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй - над бывшими язычниками. После смерти святителя Евода Игнатий вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Целомудрие, кроткий и тихий нрав, поистине “апостольская ревность” о Церкви еще при жизни прославили имя святого. Все восточные епископы питали к нему огромное уважение и любовь, слово его было защитой против еретических соблазнов. Святитель Игнатий, сподобившийся видеть поющие ангельские лики , ввел в Антиохийской Церкви антифонное пение, украсив таким образом Божественную службу.

    В 81 году, во время гонений императора Домициана

    (81-96), святитель показал себя деятельным и твердым вождем стада Христова, ободряя и молясь за малодушных. Видя добрый пример в лице своего пастыря, христиане укреплялись в вере и благочестии, многие язычники принимали святое Крещение, а еретики возвращались в лоно Церкви.

    Принять мученическую кончину святой сподобился при гонениях императора Траяна (98-117). После

    победы над скифами император повелел повсюду воздавать благодарения языческим идолам. В 106 году , отправляясь в поход против персов, Траян остановился в Антиохии, где ему сразу же донесли о знаменитом святителе, проповеднике Слова Божия. Призвав святого Игнатия, Траян пытался то лестью, то угрозами склонить его подчиниться царскому указу и принести жертвы языческим божествам . "Не временных ищу благ, - отвечал святой, - но единых и вечных, чтобы прийти ко Христу, Богу моему, принявшему за меня смерть" . Святитель Игнатий пытался убедить Траяна, что идолопоклонство делает людей нечестивыми и вдохновляет на пагубные дела. Траян приказал заточить святителя в темницу и наутро объявил приговор: бросить святого на растерзание львам, причем не в Антиохии, а в Риме, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Возблагодарив Бога за Его великие милости и вручив Ему свою паству, святитель Игнатий, сопровождаемый воинами и несколькими особенно преданными ему христианами, отправился в путь. Замысел Траяна не оправдался. Шествие святого Игнатия в железных оковах через Малую Азию и Македонию к месту казни показало образец истинной веры и готовности принять муки за нее. Святитель пользовался малейшей возможностью, чтобы проповедовать христианам, стекавшимся из близлежащих городов к местам остановки узника.

    В Риме святитель Игнатий был встречен плачущими

    христианами, предлагавшими освободить его. Святитель , исполненный веры и желания пострадать за Христа, просил не искать путей к его освобождению и лишь усердно молиться о внешнем и внутреннем мире Церкви. 20 декабря 107 года, в день языческого праздника, святого Игнатия вывели на казнь. Дошедшее до нас предание повествует, что, идя на смерть, святой Игнатий непрерывно повторял Имя Иисуса Христа. После казни, среди обглоданных львами костей, было найдено нетронутым сердце святителя. Разрезав сердце, язычники с изумлением увидели, что в нем было начертано золотыми буквами: "Иисус Христос”.

    В ночь после своей кончины святитель явился многим христианам в видениях

    , утешая скорбящих и молясь о Церкви . Честные останки священномученика были собраны христианами и с пением псалмов положены во гроб в окрестностях Рима. Император Траян, узнав о мужественной кончине святого, раскаялся и прекратил гонение.

    В 108 году мощи священномученика Игнатия были

    перенесены и положены в предместье Антиохии, за Дафийскими воротами. Второе перенесение, которое празднуется Православной Церковью 29 января, было совершено в 438 году. Император Феодосий II (408-450), освятив древнейший языческий храм Фортуны в честь святого Игнатия, приказал перенести его мощи в Антиохию . После взятия города персами мощи святого Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме в честь священномученика Папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).

    Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2007. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 22-23.