Войти
Портал государственных закупок
  • Японская рыба фугу: блюда из рыбы, технология приготовления и причины отравления
  • Образец договор субаренды нежилого помещения
  • Нумерология имени: значение чисел
  • Необычные десерты из замороженных ягод
  • Знак зодиака дева числа месяца
  • Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
  • Классный час с психологом "моя психологическая безопасность". Классный час. Час психолога Классный час что такое психология

    Классный час с психологом

    Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

    Классные часы для старшеклассников

    Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

    Сюнь-цзы

    Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

    Публий Сир

    Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

    Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

    Форма проведения: час общения.

    Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

    Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

    Оформление:

    Написать тему, эпиграфы;

    Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

    Написать на доске:

    Как правильно оценить себя?

    1. Судите о себе по делам.

    2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

    3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

    - Критикует один - задумайтесь.

    - Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

    - Критикуют три - переделывайте себя.

    4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

    План классного часа

    III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

    V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

    2. Принципы.

    3. Идеалы.

    VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

    VIII. Заключительное слово.

    IX. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

    Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

    II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

    Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

    Что можно узнать о себе?

    Примерные ответы детей:

    Свои физические возможности, состояние здоровья.

    Свои таланты, способности (умственные, творческие).

    Свой характер, темперамент, волю.

    Свои вкусы, привычки.

    Свои сильные и слабые стороны.

    Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

    Примерные ответы детей:

    Узнать призвание, выбрать профессию.

    Избежать ошибок и разочарований.

    Правильно вести себя с окружающими.

    Не браться за невыполнимые дела.

    Правильно определить цель в жизни.

    Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

    III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

    Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

    (В течение 3-5 минут дети работают.)

    Время истекло, слушаем мнения групп.

    (Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

    Записи на листках

    Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

    Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

    Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

    Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

    Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

    Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

    IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

    Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

    К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

    Примерные ответы детей:

    Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

    Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

    Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

    Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

    Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

    Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

    Ставила себе нереальные цели.

    V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

    Цели

    Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

    Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

    Сколько целей может быть у человека?

    Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

    Примерные ответы:

    Богатство, слава, власть.

    Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

    Быть просто хорошим человеком, любить людей.

    Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

    Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

    Принести пользу людям, жить для людей.

    Найти свою любовь.

    Жить для удовольствия, наслаждения.

    Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

    Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

    Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

    Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

    Принципы

    Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

    Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

    Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

    В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

    Идеалы

    Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

    Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

    Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

    Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

    Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

    VI. Составление самохарактеристики

    Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

    (Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

    Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

    (Желающие сдают анкеты.)

    VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

    Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

    (Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

    Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

    VIII. Заключительное слово

    Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

    IX. Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

    Дополнительный материал

    Анкета «Самохарактеристика»

    1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

    2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

    3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

    4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

    5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

    Литература

    Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

    Задачи

    1. Познакомить учащихся с формулой успеха.

    2. Развивать уверенность в себе, в своих силах.

    3. Обучать методам самовоспитания.

    Оборудование: формула успеха; словарь С.И. Ожегова.

    Ход классного часа

    Актуализация знаний

    Учитель. Сегодня мы узнаем, как добиться успеха, и познакомимся с формулой успеха. Что такое успех? (Дети высказывают свои предположения.)

    Посмотрим значение этого слова в словаре С.И. Ожегова: 1) удача в достижении чего-нибудь; 2) общественное признание (книга имеет успех); 3) хорошие результаты в работе, учебе.

    Нас интересуют два значения этого слова - первое и третье. Вспомните и расскажите, каких успехов вы добивались когда-то и как вы это делали.

    (Дети рассказывают свои истории.)

    Знакомство с формулой

    Учитель. Сегодня я вас познакомлю с формулой успеха. Вот она:

    представить ясно+желать пылко + верить искренне + действовать с энтузиазмом = успех.

    Давайте подробно ее разберем. Что значит представить ясно? (Увидеть желаемый результат: «отлично» по предмету; представить, что ты хорошо читаешь, пишешь, выполняешь какую-то работу.)

    Что значит желать пылко? (Пыл - это душевный подъем: в пылу сражения, в самый разгар, пылкий-увлекающийся.)

    Что значит верить искренне? (Искренний - правдивый, откровенный.)

    Что значит действовать с энтузиазмом? (Энтузиазм - сильная увлеченность чем-либо.)

    Физкультминутка

    Левой, правой,

    Левой, правой,

    На парад идет отряд.

    На парад идет отряд,

    Барабанщик очень рад.

    Барабанит, барабанит

    Полтора часа подряд.

    Левой, правой,

    Левой, правой.

    Барабан уже дырявый.

    (Дети маршируют на месте.)

    Закрепление

    Учитель. Давайте разберем ситуацию. Перед контрольной работой Зина готовилась, повторяла правила, решала дополнительные задачи и очень хотела получить хорошую отметку. Перед уроком Зина подошла к учительнице и поделилась с ней своими сомнениями, сказав: «Ой, я так боюсь контрольной работы!» Девочка выполнила контрольную на 3. Какую ошибку в формуле успеха допустила Зина?

    (Учитель приводит еще 1-2 примера. Дети записывают формулу в тетрадь. Опираясь на нее, учитель обсуждает с детьми, как добиться, например, хороших результатов по физкультуре, английскому языку и т. д.)

    Творческое задание

    Учитель. Кто составит больше слов из букв слова успех? (Дети составляют слова: ус, суп, пух, пес, ух и т. д.) Давайте попытаемся сочинить двустишие или четверостишие со словом успех. Например:

    Чтоб пришел к тебе успех,

    С формулой дружи.

    Никаких тогда помех

    Ты, дружок, не жди!

    (Дети сочиняют стихотворения.)

    Подведение итогов

    Учитель. Итак, что нового вы узнали?

    (Дети перечисляют составляющие формулы успеха.)

    Домашнее задание

    Учитель. Запишите формулу успеха и повесьте у себя дома. Подробно расскажите о ней маме и папе. Используйте формулу для достижения своих целей.

    педагог-психолог

    МОУ Кесовогорская СОШ

    Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

    (для учащихся 6-7 классов)

    Цель:

    Развитие навыков толерантного общения.

    Задачи:

    1. Развивать навыки эмпатии.

    2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

    3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

    Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

    Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

    Ход классного часа.

    Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.

    Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

    • как началась игра?
    • чего хотелось каждому сначала?
    • почему сначала ничего не получалось?
    • как удалось досчитать до десяти?
    • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
    • чему нас учит эта игра?

    2. Чтение китайской притчи о терпении

    Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

    Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

    • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
    • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
    • Приведите примеры, когда вы его проявили.
    • Что вы при этом чувствовали?
    • Легко ли быть терпимым?

    3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

    • Простить - это...
    • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
    • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

    4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

    Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
    Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
    Заполненные памятки остаются у детей.

    1. «Копилка обид»

    Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
    Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

    (Копилки отправляются в мусорную корзину).

    1. Составление правил общения.

    Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

    Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

    1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
    2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
    3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
    4) Не давай оценки.
    5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» - под запретом.

    1. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

    При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.

    Ситуация 1 . Друг отказывается выполнять твою просьбу.

    Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

    Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

    Ситуация 4 . Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

    Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

    Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.

    8. Упражнение в кругу «Импульс»

    Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

    1. Подведение итогов.

    Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!

    Литература

    1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-
      №20
    2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
    3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
    4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
    5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
    6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
    7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

    Классный час с психологом « Наш характер»

    Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.

    Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.

    Посеешь поступок –

    Пожнешь привычку.

    Посеешь привычку -

    Пожнешь характер.

    Посеешь характер –

    Пожнешь судьбу.

    Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….

    Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?

    Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.

    Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?

    \Добрые, веселые, уравновешенные/

    Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».

    ИГРА «Назови противоположное»

    Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.

    Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.

    Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.

    Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

    Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.

    Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?

    / Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\

    Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили

    То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество

    Посмотрим, как это будет выглядеть:

    Чувство юмора:

      Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.

      Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.

      Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.

      Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:

    Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.

    Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.

    Завершение:

    Психолог. Может ли изменяться у нас характер?

    Что для этого нужно? /желание и воля/

    Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?

    Как вы можете изменить свой характер?

    Что больше всего понравилось на занятии?

    Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.

    А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\

    Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.