Войти
Портал государственных закупок
  • Артериальное давление – норма и патология
  • Расчет по страховым взносам: сложности заполнения
  • Как сварить сгущенное молоко в домашних условиях Сгущенное молоко в домашних
  • Типы химических реакций в органической химии
  • Третий этап сестринского процесса – планирование ухода Создание условий для соблюдения режима
  • Боевые действия на южном сахалине Вечный огонь памяти
  • На эльбрус в мае. Эльбрус с югана майские праздники Summit Day. Восхождение на Эльбрус

    На эльбрус в мае. Эльбрус с югана майские праздники Summit Day. Восхождение на Эльбрус

    На майские праздники "2009 была задумка совершить восхождение на Эльбрус с севера. С этой стороны нет канатных дорог, толп людей, мусора и всего такого, в отличие от популярного легко доступного южного склона со стороны Азау.

    Конечно, с севера тоже ходит много людей, но это люди, приехавшие ради Эльбруса, а не посидеть в кафешке, и мусора тут нет, природа почти дикая, дорога сюда долгая.

    01. Едем на Уазике-"буханке" из Кисловодска. Открылась Цель!

    02. Всё ближе и ближе:

    03. Вот такая дорога была в 2009 году. Сейчас уже до урочища Джилысу сделали асфальт

    05. Первая ночевка. Ночью прошло чуть-чуть снега, но с утра отличная погода!

    06. Эльбрус кажется близким, но это обманчиво. Только по высоте до вершины еще более 2 километров:

    07. Высота Эльбруса свыше 5600 м. Сходу идти нельзя, организм должен акклиматизироваться, постепенно привыкая к высоте, т.е. меньшему количеству кислорода в воздухе. Для этого сначала заносим часть вещей, альпинистское снаряжение на

    хижину Олейникова (3900 м), немного сидим там и обратно в Джилысу на 2500 м. Вид по пути к хижине на горы северного Приэльбрусья:

    08. Затем уже собрав лагерь, снова поднялись на хижину, связались и сходили к началу скал Ленца на 4800 м. Погода неустойчивая:

    09. Или даже буранистая

    10. Выждав окно, установили на скалах Ленца "аварийную палатку" - на случай, если при предстоящем восхождении выше нас прихватит Настоящая Эльбрусская Непогода, при которой можно не дойти живыми до хижины Олейникова. В хорошо

    укрепленной палатке оставили газовые горелки с баллонами, некоторые продукты, расстелили коврики и оставили некоторую дополнительную одежду. Пока ставили палатку, погода резко наладилась. Вот даже Стас без перчаток и шапки, и это в мае

    на 4800 метрах высоты!

    11. Вернулись на хижину 3900. Вечером любовались красивым закатом:

    12. А ночью - мистическим видом луны над громадным Эльбрусом:

    13. Утро дня восхождения. Далекая равнина закрыта облачным слоем:

    14. Солнце взошло!

    15.

    16. Только середина пути, а уже все видимые вершины Кавказа ниже нас:

    17. Подходим к скалам Ленца. В небе не очень хорошие облака - предвестники ухудшения погоды:

    18. Облако, похожее на огромную птицу:

    19. Мощные ледопады к северу от седловины Эльбруса. Эти "кубики" метров 30 в поперечнике:

    20. Вперед, к вершине!

    21. "Нехорошее" облако над Эльбрусом увеличилось - значит, погода может испортиться. Но пока продолжаем восхождение:

    22. Вид с середины скал Ленца, примерно с 5000 метров высоты:

    23.

    24. Вершину Эльбруса затянуло "шапкой" из облачного урагана, не знаю, как точнее описать. В общем, делать там уже нечего, спешно возвращаемся, т.к. такая шапка обычно после появления увеличивается и распространяется вниз по

    склону Эльбруса. Не хватило 300 м высоты до вершины...

    25. Убежать от "шапки" не успели. Вот так внутри:

    И это только начало. С помощью GPS в полной пурге вернулись к хижине Олейникова.

    26. А утром следующего дня - хорошая погода:

    27. Спустились из зимы в весну, в урочище Джилысу. Цветут крокусы.

    28. Но над Эльбрусом не очень:

    29. Песчаниковые "пальцы" в урочище Джилысу:

    Но главная достопримечательность там, конечно, теплые нарзанные источники (собственно, "джилы суу" и переводится как "тёплая вода").
    Прямо из скалы бьет мощный поток теплого сильно газированного нарзана (минеральной воды) температурой +23 градуса.
    Вот одна из выложенных людьми "ванн":

    На фото вода спущена, но если в районе дна вставить в трубу заглушку, ванна наполнится, и можно купаться. Это чрезвычайно благодатно для здоровья.

    30. В оставшееся время сходили на перевал Нартджол в хребте Ташлысырт. По пути обратили внимание на забавные сосульки, образованные замерзшим родником:

    31. А вот целый замерзший ручей на склоне:

    32. Вид с перевала Нартджол на север. Где-то там гора Бермамыт, а в облаках Кисловодск:

    33.

    34. Прогулялись по гребню к участку довольно ярко-красной осыпи:

    35. Панорама с хребта Ташлысырт на северные предгорья Эльбруса:

    36. Возвращаемся по долине Кызылкола (верховья Малки):

    38. Эльбрус из урочища Джилысу:

    39. Возвращаемся к тому месту, где нас заберет машина обратно в Кисловодск. А на Эльбрусе погода наладилась. Вот так не повезло в тот раз взойти на его вершину - непогода пришлась именно на время восхождения. Но главное, все живы и

    здоровы, вовремя отступив.

    В серьезных горах я еще не был, максимум 3100 м (подъем на гондоле Монтблана на 3842 м не в счет). Так что я даже не представлял, насколько Эльбрус мне будет по зубам. Но чтобы жизнь медом не казалась, решено было взять с собой сноуборд с целью затащить его на вершину и спуститься затем на нем вниз. По поводу целесообразности последней идеи сомнения возникли сразу после сбора вещей. Туго набитый 90л рюкзак, сверху привязанная доска, сверху еще рюкзак на 45 л. Вся конструкция потянула на 34 кг, и как со всем этим лезть в гору по снегу, было не очень понятно. Ладно, как-нибудь выживем...

    День 1,2 – прибытие

    Летел я из Вены в Минеральные Воды с пересадкой в Москве. Еще пятеро покорителей ехали на поезде из Киева в Пятигорск. Я прилетал на день раньше и по плану должен был встретить их на следующее утро на ж/д вокзале.

    В Москве оказалось, что мне надо перебраться с одного Шереметьево в другой. При выходе из Шереметьево-2 я был просто оглушен таксистами, отбиться от которых казалось нереально. Позднее я понял, что таксисты – это просто такой уникальный подвид людей, ни на кого не похожий. Пока же я переехал в Шереметьево-1 на автобусе и далее без проблем долетел до Мин. Вод.

    Проблемы начались там, причем сразу. Моя конструкция из пухлого рюкзака с пришнурованным к нему сноубордом так и не появилась среди прочего багажа. Это было очень грустно, т.к. ломало все планы. Я позаполнял там кучу всяких бланков, женщина, занимающаяся утерей багажа, названивала в Москву, а меня тем временем поместили в гостиницу – за счет Аэрофлота. Гостиница прямо возле аэропорта, в очень аскетическом стиле, с многоместными номерами. Зато дешевая – до 100 рублей за ночь. Вечером женщина по багажу обрадовала меня, что рюкзак найден и завтрашнем рейсом должен прибыть. «Если не забудут» – добавила она после паузы. Вообще, очень приятная женщина, и работу свою знает отлично.

    Короче, планы скорректировались. Остальная группа десантировалась на след. день в Мин. Водах и ехала ко мне в аэропорт, т.к. тут же оказался и автовокзал. В общем, мы благополучно встретились и пошли покупать билеты на автобус в Тырныауз, по пути отбиваясь от таксистов и маневрируя между постами милиции.

    А билеты надо покупать в автобусе, - сказала кассирша, - если он придет еще. Вчера, например, не было.

    Мда... А я тем временем пошел в аэропорт встречать свой рейс. С замиранием сердца следил за лентой выдачи багажа и чуть не прослезился, когда увидел свой родной зеленый неуклюжий сноуборд. Вообще, как оказалось, багаж с первого раза почти никогда не доходит с европейских направлений. Сидящий рядом немец заметил: «Очевидно, на перевозку багажа из одного Шереметьево в другой просто требуется один день». В жизни больше не буду оформлять багаж транзитом.

    Автобус на Тырныауз так и не приехал. Зато был автобус в Нальчик, и мы отправились туда. В Нальчике мы стали невольной причиной разборки между таксистами. Как обычно, те налетели на нас стаей: «Куда вам? В Тырныауз? Садитесь, счас долетим с ветерком, автобусов больше не будет сегодня». Это было правдой, последний автобус уже ушел. Но были маршрутки.

    Таксист хотел 2000 рублей, мы отказались. Тут подходит другой таксист и говорит так тихо: «Ребята, тот чувак конечно загнул, я вас за 1000 отвезу». Мы так прикинули, вроде неплохо. Начали грузиться в его бусик. Однако выскочку не поняли сотоварищи по профессии. В общем, они его тихонько так куда-то увели, наверно объяснять политику и кодекс чести таксистов. Скромно подождав несколько минут, мы вышли и перебазировались в маршрутку. Та отправлялась минут через 20, бедняга таксист так и не вернулся к тому времени. Кстати, за маршрутку мы заплатили в сумме 530 рублей...

    В Тырныаузе нам, как иностранным гражданам далекой Украины, нужно было оформить регистрацию. Но на дворе было воскресенье, вечерело, а завтра 1 мая, а там 2-е... Короче, конечно все было закрыто. Стоим грустные на дороге. Тут подъезжает веселый таксист. Объясняем ситуацию.

    А, вам начальник нужен. Он сейчас на свадьбе. Подождите, у меня есть телефон его жены...

    В общем, через полчаса приехал начальник собственной персоной и практически на шару поставил нам регистрации, даже денег не взял за беспокойство. Хороший мужик... В благодарность таксисту мы поехали на его машине и машине его друга в Терскол. По пути видели следы от сшедшей несколько лет назад лавины. Очень впечатляющее зрелище, деревья все кругом повалены строго в одном направлении.

    Собственно, в Терсколе и начался наш поход. Решили идти пока на Чегет до наступления темноты. Через некоторое время навстречу выходят трое молодых людей в форме и с автоматами:

    Приграничная зона. Куда направляетесь? Пропуск есть? Нет? Тогда вам сюда нельзя.

    Зато оказалось, что можно идти по другой тропке, ползем дальше вверх. Через 15 минут нас догоняет та же тройка:

    Извините, сюда вам тоже нельзя.
    - А куда же можно???
    - Никуда нельзя, возвращайтесь.

    Злые от того, что весь проделанный путь был напрасным, спускаемся. В общем, на Чегете нельзя находиться в темное время суток. Идем вдоль дороги обратно в Терскол, по пути тихо сворачиваем в лес и разворачиваем там свои 2 палатки. Это запрещено, здесь всюду территория Национального Парка Приэльбрусье (НПП). Запрещено и разведение костров, но нам плевать. Заканчивается этот длинный день тем, что мы ночью терпеливо сидим вокруг костра и минут 40 ждем, когда же наконец закипит чай в котелке...

    День 3 – начало пути

    Встаем поздно, в 9-30, выходим вообще в 12. Идем вдоль шоссе мимо Терскола в Азау. Азау – начальная точка подъема, высота 2350 м. Здесь ходят канатки, но мы хотим, чтобы все было честно, поэтому будем подниматься пешком. Перед выходом решаем подкрепиться. Солнышко, воздух, тарелка горячих вкуснейших чанахи, хачаны (они же хичины, они же хычины), стакан холодного айрана – красота... Это были наши последние часы отдыха – я имею в виду, пассивного отдыха.

    А потом начался отдых активный, точнее, он даже не начался, а просто обрушился на нас. Медленно ползем по снегу вверх. Рюкзак безжалостно давит на плечи, на пояс, спину ломит, на сложных участках гудят ноги, иногда ботинки уходят глубоко в снег, иногда скользят вниз. И это только самое начало. Нет, я не дойду...

    Но постепенно находишь свой ритм, открывается второе дыхание. И вот уже изредка даже поднимаешь голову, чтобы оглядеться, в голове опять начинают шевелиться какие-то мысли. В общем, привыкаешь потихоньку. Постепенно отрываемся с Тимуром от остальных, наша промежуточная цель – станция канатки «Старый Кругозор». Сначала она кажется близко, потом очень близко, потом ОЧЕНЬ близко. А мы все идем, идем, идем... В конце особенно тяжело, силы на исходе, подъем кажется круче. Но рано или поздно мы наверху, с облегчением снимаем, точнее даже сбрасываем, скидываем рюкзаки.

    Через полчаса подходят остальные, направляемся дальше. Но идем мы недолго. Во-первых, пару человек сильно устало, во-вторых, мы нашли отличное живописное место для палатки на гребне. Решаем не рвать больше когти и становиться тут на ночлег. Решение оказалось правильным, вскоре повалил снег, видимость резко упала – далеко бы мы не ушли.

    Ночью очень сильный ветер, валит снег, палатка шумит вовсю. Утром погода плохая, а жаль – ведь отсюда по идее были бы красивые виды. Выходим опять поздно, в 11-30. Только немного прошли, как выглянуло солнце и моментально оказываешься как бы в другом мире. Стало невыносимо жарко, а я легкие вещи упаковал в самый низ. Пришлось перепаковывать весь рюкзак на снегу.

    Наша следующая цель – станция «Мир». Вообще, обидно конечно немного идти вдоль канатки, когда все вокруг тебя беззаботно на ней поднимаются, а потом так же весело спускаются на лыжах и бордах. Слишком много цивилизации. Но с другой стороны, мы ненадолго почуствовали себя звездами. Желающих сфотографироваться с этими суровыми парнями, которые в одних шортах и фуболках упорно тащат огромные рюки вверх, было много. Ближе к «Миру» фотосессии стали заменять нам паузы для отдыха, все горнолыжницы были наши.

    Ой, вы на самых верх идете? Как я вам завидую!

    Мда, я себе во время подъема точно не завидовал... Но вот мы и на месте, направляемся в кафешку. Горячий облепиховый чай кажется нереально вкусным, пьем несколько чашек. В 14-00 отправляемся дальше. Степа с Андреем остаются еще отдыхать. Степа, кстати, единственный, кто взял с собой в поездку лыжи. Он с лыжами, я со сноубордом.

    Тем временем, остальная четверка отправляется дальше. Очень медленно, но почти без пауз (главным образом на фотосессии), доходим до «бочек». Там очередной отдых. Скидываю рюкзак и тут обнаруживаю неприятность – ремень у меня болтается расстегнутый. А ведь там висел чехол с фотоаппаратом. На всякий случай решаю возратиться вниз налегке и мне везет – метров через 150 в снегу нахожу свой фотоаппарат.

    Все, дальше подъемники никакие не ходят. Зато ездят ретраки. Один из них нас обгоняет, и толпа что-то весело кричит нам с него. Вымучиваем улыбки в ответ. До нашей конечной цели, лагеря «Приют-11», все ближе. Дорога тут не крутая и разретраченная, идти легче. Вот уже и приют видно, до него остался последний подъем. На этом подъеме мы чуть не сдохли. Отличным стимулом идти была погода. Солнце ушло, поднялся ветер. На высоте 4200 находиться в шортах стало холодно, а сил переодеваться не было. Оставалось только идти, шаг за шагом.

    Но вот мы и в лагере. Я никак не могу отдышаться, хотя рюкзак уже давно валяется рядом. Пока Жмен, Артем и Тимур ставят свою палатку, связываюсь с Андреем и Степой. Они до приюта сегодня уже не дойдут, разбивают нашу палатку возле бочек. Решаю налегке спуститься к ним на сноуборде.

    Это была плохая идея, просто не могу передать, насколько плохая. Спускаться очень тяжело – глубокая целина, сильная одышка. Но главное – вокруг ни черта не видно, все вокруг белое. Куда ехать, я мог догадываться только по уклону дороги. Доходило до того, что я часто реально не мог понять, я еду или стою на месте в данный момент времени. Мир существовал в виде меня, сноуборда и белого цвета вокруг, чистая «Матрица».

    Некоторое время я спускался, потом понял, что это нереально. Более того, так можно было и не вернуться. Я смутно видел сзади начало гряды камней, которая должна была вывести обратно к приюту, и побрел к ней по глубокому снегу. Как это было тяжело! Я делал 2 шага и валился с ног. Как ни странно, идти оказалось намного сложнее, чем раньше с тяжелым рюкзаком. Я добрался до камней и дальше кое-как покарабкался по ним. До приюта расстояние было смешное – метров 100-150, но шел я их целую вечность, шаг за шагом, камень за камнем, а между ними отдых, отдых и отдых. Иногда я даже думал, что не дойду.

    В какой-то момент времени меня увидел работник приюта. Бросив свою работу, он некоторое время недоверчево смотрел на меня, а потом позвонил куда-то: «Представляешь, работаю тут, и вдруг из-за камней выростает силуэт черного сноубордиста»...

    Спать нам пришлось вчетвером в одной палатке, было тесно. Плюс стала сказываться высота, голова гудела. До 3-х часов вообще не мог заснуть, пока не съел таблетку.

    День 5 – акклиматизация №1

    С утра видимость опять нулевая, «молоко». На акклиматизацию пошли большой толпой. Вокруг нифига не видно, с трудом различаешь внизу следы впереди идущего. Как ни странно, мне идется вообще без напряга. Может привык немного к высоте, может из-за воздуха – он чистый, ветренный и холодный, хорошо освежает. Шли часа 2, не дошли до скал Пастухова (4800 м) около 100 м. Там начинался лед, а кошек с собой ни у кого не было.

    В 3 вернулись в лагерь. В 4 подошли Степа с Андреем. В старом приюте палатку ставить уже было некуда, пришлось расчищать место снаружи. Тем временем, погода прояснилась, пошли со Степой прыгать с трамплина, наконец-то можно было использовать сноуборд по назначению, а не только тащить его за спиной.

    Заснуть опять не могу. Странно – 3 часа ночи, а желания спать никакого, даже глаза закрытыми трудно держать. Пришлось опять есть колесо от головы.

    День 6 – акклиматизация №2

    На следующий день решили делать еще одну акклиматизацию, на этот раз взяли с собой кошки. Вышли по традиции не рано – около 12-ти, погода как обычно никакая. Но я все же решил взять сноуборд, была злая уверенность, что к обеду прояснится. Тем более, зря я что ли, таскаю с собой эту доску?!

    До скал Пастухова дошли быстро, дальше по льду в кошках. Идти довольно круто, и лед осколочный. На сноуборде тут не спуститься. Тут он служит разве что как парус под порывами ветра. Дошли со Жменом и Тимуром где-то до 4900, Степа с Андреем остановились чуть ниже, Артем вообще решил остаться в лагере.

    Перед спуском решили сделать дежурное фото. Тимур отходит чуть дальше с фотоаппаратом, потом спотыкается и срывается вниз. Лед гладкий, угол неслабый, поэтому скользил Тимур долго, держа фотоаппарат в вытянутой руке. Метров через сто его остановил какой-то островок снега, случайно оказавшийся на пути. Тимур не пострадал, чего не скажешь о фотоаппарате. Батарейки вылетели, а карточка перестала читаться (фотки я потом все же спас). Нежная техника пошла...

    Ладно, идем вниз. Обидно конечно тащить сноуборд вниз, но я еще не настолько самоубийца, чтобы по таким участкам ездить – спускаться тут просто нереально. Тем временем, погода действительно прояснилась.

    У подножия скал Пастухова Степа как раз одевал лыжные ботинки. Ехать до приюта было одно удовольствие – покрытие супер, природа вокруг супер, трасса супер. Долетели мы очень быстро. Хотелось ехать дальше и дальше, но останавливала мысль, что потом весь этот путь придется подниматься пешком. У приюта народ построил прекрасный трамплин, жаль, что сил уже никаких не было на нем прыгать.

    День 7 – восхождение

    На сегодня обещали хорошую погоду, поэтому было решено попытаться взойти на вершину. Подъем в 3 часа, для меня это не проблема, я все равно не могу спать. Пока собрались, вышли только в 5. Падает снежок, налобные фонарики освещают путь в темноте. Сноуборд оставлен в лагере, к сожалению, брать его смысла нет.

    Акклиматизация все же хорошая вещь, идти довольно легко. Я потихоньку отрываюсь от группы, до вчерашнего рекорда в 4900 иду вообще без пауз. Там тоже не задерживаюсь, энергично поднимаюсь все выше, обгоняя по пути небольшие группы и одиночных туристов. Справа выходит яркое солнце, слева дует ветерок. Ледовый участок длинный и крутой, но идти несложно, кошки надежно вгрызаются в лед. Вот уже виднеется и траверс – длинная тропа влево, со снежным покрытием и менее крутым подъемом. Кажется, что там идти будет еще легче.

    Черта с два! На этой тропе я чуть копыта не откинул. Траверс – это мега-коварная штука. Он просто бесконечный. Ты вроде видишь где-то там конец, но не приближаешься к нему ни на грамм. Идти очень тяжело, высота уже больше 5000. Самое главное – не повернуть назад. Паузы надо делать очень часто, иначе кружится голова, подступает тошнота. На этой тропе я замедлился конкретно.

    Постепенно меня стал догонять Артем, и я решил его подождать. Хотелось пить, а наша со Степой бутылка чая осталась у последнего. Пока жду, звонит рация – у Андрея проблемы с кошками, он возвращается в лагерь.

    У Артема интересная походка – он идет очень медленно и ноги как-то заплетаются. Такое чувство, что он вот-вот упадет. Но он все идет и идет, не останавливаясь. Поэтому в итоге Артем нас всех сильно обошел.

    А я наконец-то дошел до седловины, 5300 м. Там на развилке чуть было не ушел на Восточную вершину (нам надо на Западную). Лезть туда тяжело – 2 шага по целине и валишься в снег, пытаясь восстановить дыхание. Идти на этой высоте вообще было очень трудно. Решил ждать остальных, залез на какую-то возвышенность, откуда отлично просматривалась тропа.

    Через час появился Жмен, за ним с равными интервалами Тимур и Степа. Вместе мы дошли до конца седловины и минут 20 отдыхали под мощными порывами ветра. Наконец, потихоньку отправились наверх. Идти по-прежнему тяжело, но я уже знал, что взойти сегодня удастся. Времени у нас было вагон, погода солнечная, поэтому мы могли позволить себе большие перерывы. Во время одного из них нас и встретил Артем, который уже спускался вниз.

    Ближе к вершине порывы ветра реально сносят с ног, особенно, когда ветер внезапный. И все же мы преодолеваем последний подъемчик и около 13-00 взбираемся на самую высшую точку Европы, 5642 м! Чувство незабываемое – для того, чтобы стоять здесь, стоило пройти весь этот путь. Под тобой со всех сторон горы и облака, выше тебя только синее небо и яркое солнце. И ветер свистит вокруг...

    Неспеша, идем вниз. Торопиться нам некуда, главная цель поездки выполнена. Спуск длился тоже бесконечно, ближе к лагерю ни у кого уже не оставалось сил. Радовала мысль, что завтра наконец-то вниз, а там чанахи, айран...

    День 8 - спуск

    Андрей встает в 2 часа ночи, он будет делать еще одну попытку восхождения, на этот раз возьмет кошки Степы. Другая группа утром быстро собирается и сваливает вниз. Мы со Степой не торопимся. У нас лыжи и сноуборд, мы спустимся быстрее. Я, правда, пока не знаю, как буду спускаться на доске с 30 кг за плечами, но стараюсь об этом не думать.

    Утром самочуствие не очень. Болит горло, но это не главное. Главное – у меня сильно сгорело лицо. С трудом впихиваю в щель между распухшими и потрескавшимися губами таблетку для горла. Чувствую, что выгляжу неважно, зеркала у нас нет, поэтому делаю фотку своего лица.

    Мда... Жуткая смесь небритости, облезлости и сгорелости. Так страшно я не выглядел никогда в жизни. Даже когда постригся налысо, однозначно. А все потому, что ничем не закрывал лицо и не мазался кремами. Ну не могу я закрывать лицо – на высоте и так воздуха мало, а если дышать через шарф, то я просто задыхался. Лицо создавало 2 проблемы. Во-первых, невозможно было сморкаться – это жутко неудобно и больно. Во-вторых, невозможно было питаться, по той же причине.

    Как бы то ни было, мы со Степой собрались, оставили палатку Андрею и стали готовиться к спуску. Погода с утра была как обычно ужасная, потом вроде прояснилось, но к 12-ти стали спускаться облака. Вышел на связь Андрей – он дошел до седловины, дальше погода не пускает, придется возвращаться.

    А мы начали спуск. Сначала ехать очень тяжело, контролировать на сноуборде огромный рюкзак за спиной просто нереально. Также невероятно сложно вставать после падения. Вставать на сноуборде вообще нетривиальная задача, а если ты в глубоком снегу на плоской поверхности и за плечами у тебя 33 кг, то это тяжелее раз в сорок. А когда падаешь на спину, то это примерно то же самое, как если жук лежит на спине и не может перевернуться на живот. А еще были плоские участки на целине, по которым приходилось брести с доской в руках. В общем, намучился я конкретно.

    Но после бочек стало легче. Там спуск начинается более крутой, а на скорости ехать проще. Я даже начал получать удовольствие от езды. Падал я уже только от усталости, вот только усталости со временем становилось все больше. Несомненный недостаток сноуборда – ты не можешь остановиться отдохнуть (в отличие от лыж). Ты обязательно должен сесть, а каждый подъем с рюкзаком и начало пути отнимает много сил.

    Но в целом, было интересно. Это был самый длинный спуск в моей жизни, длился он почти 2 часа. Внизу уже была смесь мокрой целины и грязи, но кое-как я добрался до финиша. Вся компания уже сидела за столом кафешки «Лейла» и пировала. Я тут же заказал долгожданную тарелку чанах, но удовольствия от еды не получил. Есть горячие чанахи распухшими губами было одно мучение.

    Еще мы увидели сходящую с гор лавину. Говорят, небольшая, но все равно впечатляет. И шумит довольно эффектно.

    На этом наш совместный поход заканчивался. Жмен, Тимур и Артем назавтра уезжали, а у нас со Степой и Андреем были еще 5 дней, которые предстояло на что-то убить. Первая тройка ушла в лес ставить палатку, Андрей все еще был наверху в приюте, а мы со Степой пошли искать недорогую гостиницу.

    Номера по 500 руб показались нам дорогими, и нам предложили «Погребок» за 300 руб. Название, честно говоря, мало вдохновляло, но «Погребок» оказался отличным местом. Он был расположен прямо под нижней станцией канатки и там было все. Главным образом, это вода. Ее не нужно было больше добывать из снега, ею можно было наконец помыть голову, побриться, помыться, почистить зубы... А ночной выход в туалет переставал быть геройским подвигом. Короче, «Погребок» оказался просто раем.

    День 9 – отдых

    Сегодня мы хотели покататься на лыжах. Трасса тут практически одна, но она просто отличная. К сожалению, план этот оказался невыполнимым. Очередь на канатку длится минимум час, ждать столько времени было нереально.

    Проводили вторую группу на автобус в Терсколе, там же я наконец-то поменял деньги. Обмен валюты на Кавказе – занятие нетривиальное. До этого я неделю жил на 10 евро, которые менял еще в московском аэропорту.

    Пошли со Степой на поляну нарзанов, что в 4 км от Терскола. Там бьют около 3х источников с нарзаном, вкус довольно интересный, отдает железом. Еще там прикольно было пугать цивилизованных туристов с видеокамерами и фотоаппаратами, которых толпами завозили на автобусах. Некоторые отшатывались от меня сразу, другие долго не могли оторвать взгляд, третьи отпускали комментарии типа «господи, какой страшный». Я им говорю – не пейте вы много нарзана, а то с вами то же самое будет. Не верят...

    Вечером встретились с Андреем, заселили его в наш «Погребок». Андрей расстроен тем, что не смог подняться. Но в следующие дни погода была еще хуже. Мы поднимались 5-го мая (Андрей делал попытку еще 6-го), а через несколько дней нам сообщают, что 9-го мая группа из 14-ти человек застряла на седловине из-за плохих погодных условий. В настоящий момент найдено 7 трупов, поиски продолжаются. Да, опасная вещь – горы...

    День 10 – Чегет

    Вволю отоспавшись, мы направили свои стопы на гору Чегет. Там поднялись на канатке до куда можно и сделали попытку взойти на вершину. Попытка потерпела поражение. Повалил снег, видимость упала, идти дальше никакого смысла не было, все равно ничего не видно. Мы со Степой еще покатались по чегетским трассам, но мне не понравилось – снега много, он весь мокрый, кругом разрыты ямы. У меня было такое чувство, что я первый раз стал на сноуборд.

    В конце концов, спустились почти в самый низ (до куда снега хватало), хотя трасса официально была закрыта. На ночлег пошли в лес в то же место, где мы ночевали самую первую ночь. Кажется, так давно это было...

    День 11-13 – Сарай-гора

    Оставшиеся дни было решено убить на легкий походик по окрестностям Нальчика. Я купил путеводитель по Кабардино-Балкарии, там заманчиво описывался маршрут через Сарай-гору к Голубым озерам длиной 50 км.

    Доехав до Нальчика, пришлось выдержать очередную атаку таксистов. Все же это интересные ребята, только с ними возможны подобные диалоги:

    Ребята, вам куда?
    - Никуда.
    - А сколько вас?
    ...
    - Давайте отвезу на ж/д вокзал.
    - Нам не надо на ж/д вокзал.
    - Как это не надо? Сегодня поезд раньше уходит!
    ...
    - Ребята, поехали в Терскол.
    - Да мы только что оттуда.
    - Ну и что?

    В общем, мы сдали ненужные вещи в камеру хранения, на маршрутке добрались до пос. Хасанья и начали наш трип. Маршрут на Сарай-гору теоретически обозначен красно-белыми метками на деревьях. Практически же метки часто исчезали, но мы их отыскивали заново дальше. Через несколько часов пути метки исчезли минут на 20, а потом исчезла и тропа, просто растворилась. Зато появилась дорога, мы решили шлепать по ней налево (как потом оказалось, это было верно). Дальше мы вышли к реке и свернули на развилке вниз по течению (как потом оказалось, это была ошибка). А затем дорога пересекла реку. Пришлось разуваться и переходить вброд. Затем еще раз. И еще.

    Когда река встала на нашем пути в четвертый раз, мы обиделись. Решили тут заночевать, а завтра отправиться обратно. Жаль конечно, что не попали на озера, но что поделаешь. Всю дорогу моросил дождь, тропа и дорога почти всегда состояли из одной грязи. Но в целом шлось неплохо, и места красивые – речка, лес, горы, скалы...

    Утром пошли обратно, причем дошли очень быстро. Поставили палатку на полянке где-то в 5 км от Хасаньи. По пути обнаружили залежи черемши, та оказалось очень вкусной. Набрали полный кулек.

    На следующий день вышло долгожданное солнце, и мы долго не могли себя заставить встать с ковриков. Наконец-то удалось высушить вещи. Затем вернулись на автовокзал, а оттуда на автобусе до Мин. Вод. В Мин. Водах очередной контроль, проверка паспортов. Мой загранпаспорт с кучей виз определенно понравился человеку в форме, и он приказал следовать за ним в каморку.

    С Эльбруса? Говорят, там ваши застряли, да?... Ну что ты нам скажешь, Юрий?
    - А что вам сказать?
    - Ну... дай нам на магарыч! У тебя там в Европе сколько зарплата?... Да что ты 100 рублей всего даешь, дай еще!

    В общем, было весело... Поселились мы в ту же дешевую гостиницу, где я ожидал багаж.

    На след. день Степа с Андреем уезжали на поезде в 12 дня, и мы решили с утра смотаться быстро на электричке в Ессентуки, попить водички. Андрею еще надо было поменять 20 баксов, но как оказалось, в Мин. Водах нет обменников (впрочем, меня это уже перестало удивлять). Все советовали обратиться к «валютчикам», ошивающимся на вокзале. Валютчики оказались теми еще барыгами, курс у них был довольно низкий, но выбора не было.

    В Ессентуках большой парк, красивый фонтан и минеральная водичка, №4 и №17. Вода есть холодная, есть горячая. Пить можно сколько влезет, набирать нельзя. Но народ втихаря наполняет бутылки. Официально литр стоит 7 рублей.

    Дальше мы расстались. Степа с Андреем поехали в Пятигорск, откуда у них поезд. У меня самолет был завтра утром, поэтому я решил сгонять еще в Кисловодск. Кисловодск – просто супер-мега город. Огромный парк с 3-мя длинными маршрутами, горная речка, все живописно, чисто и ухожено. Очень красивый центральный бульвар, большая церковь, даже краеведческий музей-крепость есть. Жалко только, Эльбруса я не увидел, хотя погода была ясная. Поднимался по одной из троп на гору, даже на каком-то чертовом колесе прокатился – не видно. Очевидно, закрывают ближние горы.

    Тоже дают водичку – карбонатная, нарзанная и другие. Нахлебался всего. Вообще, гулять по Кисловодску – одно удовольствие, я не ожидал, что город окажется настолько приятным.

    Добрый день, можно взглянуть на ваши документы?
    - Конечно, пожалуйста
    - Ага... Пройдемте-ка в конторку.

    Блин, доблестная российская милиция все же подпортила немного день. А где ваша регистрация (Тырныауз не подходит)? А квиток с гостиницы? А авиабилет? А автобусный билет? А страховка? Как, ничего нет??? Ну тогда ты попал, парень.

    Дал им денег 10 евро, еще не хотели брать, все просили рублями. Нет у меня лишних рублей, сами поменяете. В общем, понял, что оставаться в этом городе больше небезопасно, и спешно ретировался в Мин. Воды, куда и прибыл, к счастью, никем более не задержанный. А на след. день благополучно улетел, увозя с собой кучу впечатлений от поездки.

    Вместо заключения

    И напоследок, случай с бараном. Возвращаемся мы как-то со Степой из Терскола в Азау. Тут видим, метрах в 100 впереди на дороге стоит молодой баран. Вокруг барана один асфальт, т.е. щипать траву возможности нет. Чем еще можно заняться в этой жизни, баран не знал, а потому жалобно блеял.

    Баран стоял ровно посреди дороги на разделительной полосе, обращенный лицом в нашу сторону, и на фоне гор был прекрасен. Желая подбодрить животное, я сделал ему ответное «бэээ». Реакция была неожиданной – обрадованный пришедшей помощью, баран как на крыльях помчался нам навстречу. Не добежав метров 20, он с недоверием остановился. Что-то ему подсказало, что мы не из его круга – баран развернулся и убежал на исходную позицию.

    Тут стала приближаться машина. По всем правилам дорожного движения, водитель решил объехать препятствие, блеющее ровно посреди дороги, слева. Желая облегчить задачу водителю, баран побежал прочь с дороги. Причем тоже налево. Таким образом, автомобиль оказался вытесненным на обочину, но каким то чудом сумел проскочить, лишь слегка зацепив барашка. Тот же в свою очередь неожиданно быстро нашел выход в свой хлев (или как у них там это называется) и скрылся в зеленых сочных травах. Полный хеппи-энд.

    1. Термотрусы Arcteryx Phase SL Boxer Legion . Приятные, холодные, когда жарко и жаркие, когда холодно. Быстро сохнут, отводят влагу, случается и такое. В хлопковом белье больше не хожу.
    2. Кальсоны The North Face Warm Tights . Лёгкие термокальсоны для высокой активности. Кататься на лыжах в Поляне хорошо, а на Эльбрус идти не очень - нужно что-то теплее. Но у меня на этот случай были горнолыжные шорты-самосбросы Norrona (на фот их нет). Очень тёплые и лёгкие шорты ¾ на Primaloft Alpha, и я их поддел под мембранку на седловине.
    3. Мембранные штаны Bask Alpine Expert .
    4. Термобельё Norrona Super Hoodie .
    5. Флиска Norrona Lofoten Warm1 .
    6. 4-й слой Norrona Falketind Primaloft 60 . Лёгкая тёплая непродуваемая куртка для высокой активности.
    7. Мембранная куртка Haglofs на GoreTex. Модель для лыж и сноуборда со снежной юбкой.
    8. Пуховая куртка Haglofs Mojo Down Hood . Очень тёплая и лёгкая пуховка. Компактная в сложенном состоянии.
    9. Носки с мериносовской шерстью Lorpen , средней плотности.
    10. Двойные высотные ботинки Scarpa Phantom 6000 с интегрированными гамашами. Взял из-за того, что из всего выбора в магазине Спорт-Марафон удобные оказались только они. Специально за ними не гнался.
    11. Кошки Petzl Vasak .
    12. Перчатки Haglofs Regulus . Основные перчатки с виндстоппером для каждодневных прогулок.
    13. Перчатки-верхонки Sivera Омеши . Гениальные верхонки из мембранной ткани.
    14. Тёплые перчатки Red Fox Zip THL . Надел поверх перчаток Haglofs когда стало холодно. Не сказал бы, что очень уж тёплые, до -20 где-то. На перчатках имеется удобная молния, которая позволяет высунуть руку с более тонкой перчаткой и вытереть сопли, например, или пофотографировать.
    15. Треугольная повязка-шарф на шею из декатлона, чтобы не дуло. Нравится больше, чем бафф, поскольку расстёгивается на липучке, а не через голову снимается.
    16. Балаклава-подшлемник для снегохода. Не очень толстая, но с виндстоппером в районе лица, а так же с прорезью для носа и дырочками для рта.
    17. Горнолыжная маска Julbo Zebra с фотохромными! линзами 4 категории! 1 маска на все погодные случаи: от пасмурно до ярко.
    18. Шапочка Haglofs . Обычная продуваемая шапка из флиса. Не очень тёплая, но я рассчитывал, что буду идти в капюшоне мембранной куртки, а потом в балаклаве. Так оно и было и было комфортно. На всякий случай была более тёплая шапка из полартека с виндстоппером, но не понадобилась.
    19. Альпинисткие очки Julbo Drus . Оказались не очень удобные: сидят под углом к лицу, между бровями линзами большая щель, куда затекает яркий свет.
    20. Треккинговые палки Black Diamond Pro .
    21. Ледоруб ВЦСПС , купил на поляне Чегета в прокате снаряжения.
    22. Несколько гермомешков Sea-To-Summit для перекуса, запасной одежды, техники.
    23. Термос Stanley 1L . Мне хватило бы и термоса 0,7, я не так много пью. Термос не очень хорошо держит температуру, скорее летний. Термосы Thermos лучше.
    24. Рюкзак Klattermusen Arvaker 40L.
    25. Система Petzl +усы самостраховки Dinacon Nexion +2 карабина Ринг (когда-то их производил мой дядя).

    В начале мая Эльбрус очень популярен. Во-первых, потому что на майские праздники приходится много нерабочих дней, которые позволяют уложиться в «классические» сроки для горовосхождения. А во-вторых, в начале мая регион привлекает массу спортсменов, т.к. организуются соревнования по скоростному восхождению - Red Fox Elbrus Race. Учитывайте эти факторы, т.к. покупать билеты на самолет и бронировать жильё (в том числе в приютах) нужно будет заранее.

    А ещё многие едут на Эльбрус в мае, чтобы открыть свой сезон - получить достаточную акклиматизацию и подготовиться, например, к восхождениям в Памире или других высокогорных регионах.

    Вид на северные склоны Эльбруса © Евгений Письменный

    Восхождение на Эльбрус обычно не представляет технической сложности. Тем не менее резко меняющиеся метеоусловия, сильные ветра, сложность ориентирования в условиях ограниченной видимости в плохую погоду, требуют от горовосходителей всей серьёзности при подготовке и проведении восхождения. Ежегодно склоны Эльбруса собирают жертвы неподготовленности и легкомыслия.

    Про восхождение на Эльбрус в мае. Евгений Письменный

    Особенности региона

    Перед тем как планировать восхождение на Эльбрус в мае, нужно учесть некоторые особенности региона. Во-первых, неустойчивую погоду в Приэльбрусье - зима ещё не прошла, а лето не началось. Вы должны быть к этому готовы. Во-вторых, в регионе в это время ещё порядочное количество снега - во время акклиматизационных выходов на разные высоты вы обязательно с этим столкнётесь. В-третьих, во время восхождения на Эльбрус на склоне горы, вам, возможно, придётся иметь дело со льдом - ветра, как правило, сдувают снег с горы, и склоны обнажаются. Например, с южной стороны ледовые участки обнажаются с высоты 4 500-4 800 метров и тянутся до 5 000-5 100 метров. Эти участки вызывают немалые сложности и к ним обязательно нужно подготовиться. Ваши кошки должны быть хорошо заточены, обязательно нужно иметь с собой ледоруб и некоторое количество ледобуров на всякий случай (возможно, придётся организовывать страховку).


    Спуск по льду на южном склоне Эльбруса © Евгений Письменный

    Погода на Эльбрусе в мае

    На склонах Эльбруса в мае нужно быть готовым к экстремально низким температурам - по своему опыту знаю, что она может опуститься до -57°C. Это так называемая «температура ощущения» - когда крепкий мороз в совокупности с сильным холодным ветром ощущается как -57°C. При этом внизу, в долине, когда стоит солнечная погода, достаточно тепло. Иногда даже можно раздеться до майки. Но наверху царят суровые температуры от -25 до -40°C. Особенно ночью и ранним утром.

    Но есть и хорошие новости! Поскольку в мае лето на склонах Эльбруса ещё не наступило, то вряд ли вы попадёте в грозу.

    Маршруты. Какой выбрать?

    Самый популярный маршрут для восхождения на Эльбрус в мае - маршрут с юга. На южной стороне хорошо организована инфраструктура: отели готовы принять приезжающих, работают канатные дороги. К тому же восхождение можно совместить, например, с катанием на лыжах.

    Можно организовать восхождение и с северной стороны. Но имейте ввиду, что дорога будет ещё не очищена от снега, и какое-то расстояние придётся идти к лагерю пешком - машина может не проехать. Перед планированием своей поездки, уточните этот вопрос. Как правило, дорога в базовый лагерь освобождается от снега в конце мая - начале июня. Тогда уже машины начинает возить приезжающих непосредственно к лагерю на поляне Эммануэля.


    Вид на вершины Эльбруса. Северный приют © Евгений Письменный

    В мае с северной стороны уже работают лагеря - их немного, поэтому распланируйте заранее, где вы будете жить и в каких приютах останавливаться. Свяжитесь с местными менеджерами или операторами и забронируйте себе место.

    Если Эльбрус для вас - первое восхождение, то я рекомендовал бы совершать его в летние месяцы. Просто потому что летом значительно теплее, чем в мае. Но если вы уже решились на май, то неплохо было бы воспользоваться услугами местных гидов. Без опыта на склонах горы бывает очень опасно, а гиды обеспечат вам дополнительную подстраховку.

    Одежда на Эльбрус в мае

    Как я уже отметил, на Эльбрусе в это время очень низкие температуры и дуют сильные холодные ветра. А значит, вам понадобится качественная одежда. Если есть возможность, то её лучше купить. Но если такой возможности нет, то вы всегда можете взять всё необходимое напрокат. В Приэльбрусье работает несколько прокатов, они полностью обеспечат вас одеждой и снаряжением.

    Мне часто задают вопрос: «Нужно ли брать тёплую куртку или теплые ботинки? В них же будет жарко». На что я отвечаю: да, надо обязательно брать. Жарко - не холодно: если будет жарко, лучше эту одежду оставить в приюте или в гостинице. Берите всё, что есть, и никогда не бойтесь, что будет жарко. Особенно в майское восхождение. Из практики могу сказать, что никогда ещё одежда в весенние месяцы не была лишней: люди всегда надевают всё, что у них есть и никто не пожалел об этом.


    Раннее утро перед штурмом вершины. На горовосходителей надеты все слои одежды, а лица и головы максимально прикрыты от холода и ветра © Команда «Спорт-Марафон»

    Одеваться нужно многослойно. Первый слой: термобельё, дальше - флиска, пуховый свитер. Эти первые три слоя обеспечивают хорошую теплоизоляцию. Следующий слой - мембранная куртка, которая защищает от влаги и ветра. И последний слой, как правило, - пуховая куртка, дающая дополнительный тепловой слой и предохраняющая от обморожения. Она обязательно должна быть с капюшоном - он выполняет очень важную функцию, предотвращая переохлаждение. Если повезёт с погодой, после 10-11 часов выйдет солнце, станет теплее и, возможно, придётся куртку снять. Но по личному опыту могу сказать, что в мае, особенно в начале месяца, мы целый день проводим в пуховых куртках.

    Лицо необходимо защитить балаклавой. Иногда нужно надеть сверху лыжную маску - чтобы не обморозить нос, губы и щеки. Но если погода разгуляется, маску можно заменить солнцезащитными очками.

    На ногах также должно быть несколько слоев. Первый - термобелье. Затем - флисовые штаны (чем теплее, тем лучше). И уже потом - мембрана. Иногда в прокатах выдают штаны с утеплителем. Их тоже можно надеть - жарко точно не будет.

    Ботинки для восхождения

    Ботинки обязательно должны быть двухслойными. Это могут быть пластиковые модели или ботинки из современных технологичных материалов, но они обязательно должны быть двухслойными. Как правило, в однослойных ботинках очень холодно. Иногда однослойные ботинки дополняются бахилами, которые их полностью закрывают и защищают. А сверху надеваются кошки. В таком сочетании ходить тоже можно, но по личному опыту могу сказать, что вся эта конструкция не слишком удобная, потому что кошки постоянно цепляются за бахилы.

    Что касается проката, то там вам всегда будут выдавать двухслойные ботинки.

    Снаряжение

    Весенний лёд на склонах Эльбруса достаточно жёсткий. А значит, кошки должны быть хорошо заточены. С вами обязательно должен быть ледоруб или какой-то инструмент. И совершенно необходимо иметь с собой несколько ледобуров на всякий случай. Вам также нужно будет взять веревку - от 25 до 50 метров. Что касается связок - ходить или не ходить зависит от обстановки и уровня подготовки участников. Если речь идёт о восхождении по северному склону, то там есть участки, который нужно обязательно проходить в связках - потому что очень много трещин. С южной стороны по классическому пути подъёма всё безопасно и трещин нет. Там связки не нужны. Впрочем, иногда гиды привязываются к своим участникам верёвками, чтобы обеспечить дополнительную безопасность.

    Акклиматизация перед восхождением

    Перед тем, как взойти на Эльбрус, нужно пройти акклиматизацию и подготовить организм к нагрузкам на высоте - май месяц не является исключением. С южной стороны существуют несколько программ, которые предполагают дополнительное восхождение или дополнительный набор высоты. Некоторые акклиматизируются на склоне горы Чегет - поднимаются до высоты 3 500-3 700 метров: пользуются канаткой, потом какое-то расстояние проходят пешком и спускаются обратно в поселок. Сейчас достаточно популярными стали акклиматизационные выход до обсерватории через водопад Девичьи косы, до высоты 3 000-3 100 метров. Но тут нужно учесть, опять же, что снега ещё много, и на каком-то участке вам придётся что-то с этим делать. Затем обычно поднимаются в приюты и акклиматизируются уже подъёмом до скал Пастухова на высоте 4 700 метров. В мае на Эльбрусе снег обычно ещё лежит до промежуточной станции канатной дороги на высоте 3 000 метров, и две верхние очереди канатной дороги работают. Это значит, что можно совмещать акклиматизацию с катанием на горных лыжах или сноуборде.

    С северной стороны программа предполагает восхождение до скал Ленца на высоту примерно 4 600 метров.



    Акклиматизационные выходы на водопад «Девичьи косы» (2 800 м) и к обсерватории «Пик Терскол» © Павел Лактюшкин, горный гид и контент-менеджер в «Спорт-Марафон»

    Какую акклиматизационную программу выбрать - решать вам, главное, чтобы вы её прошли. Потому что от этого зависит, насколько хорошо вы будете себя чувствовать и, в конечном итоге, насколько успешным будет восхождение на Эльбрус. Длиться программа 3-4 дня и предполагает подъём на высоту, спуск вниз, хороший отдых и питание.

    Программа восхождения на Эльбрус в мае (как и в другие месяцы), вместе с акклиматизацией, длится от 7 до 12 дней - всё зависит от вашего опыта.

    Классическая программа восхождения предполагает день отдыха перед выходом на гору. Он нужен, чтобы организм восстановился после нагрузок, которые сопутствовали акклиматизационным выходам. А уже после дня отдыха можно планировать тактику восхождения.

    9 мая 2020 года наша страна отмечает 75-летие Великой Победы. В честь этой памятной даты в начале мая состоятся восхождения на Эльбрус и водружения на вершине горы Флага Победы.

    Восхождения и ски-туры с восхождением на Эльбрус с южной стороны :

    3 мая - 10 мая 2020 года

    Продолжительность - 8 дней . Стоимость туров: Стандарт - 45000,0* руб., Комфорт - 65000,0* руб.

    2 мая - 9 мая 2020 года

    Продолжительность 8 дней . Стоимость тура 82000,0 * руб.


    2 мая - 10 мая 2020 года (восхождения Стандарт и Комфорт с проживанием в приюте Сердце Эльбруса)

    Продолжительность 9 дней . Стоимость туров: Стандарт - 49900,0* руб., Комфорт - 72000,0 * руб.


    1 мая - 9 мая 2020 года (восхождение VIP с проживанием в приюте Липрус)

    Продолжительность 9 дней . Стоимость тура 8 9000,0 * руб.

    1 мая - 10 мая 2020 года (восхождения Стандарт и Комфорт с проживанием в приюте Сердце Эльбруса)

    Продолжительность - 10 дней . Стоимость туров : Стандарт - 56000,0* руб., Комфорт - 79000,0* руб.

    2 мая - 10 мая 2020 г. (ски-тур с восхождением на Эльбрус с юга)

    Продолжительность - 9 дней . Стоимость тура: Стандарт - 54000,0* руб., Комфорт - 72000,0 * .

    Восхождение на Эльбрус с северной стороны:

    1 мая - 10 мая 2020 года


    Продолжительность - 10 дней. Стоимость тура: Стандарт - 55000,0 * руб., Комфорт - 75000,0 * руб.

    *- при бронировании туров в срок до 31 января 2020 года предоставляется скидка для 2-х и более человек 3% .

    Программа восхождения на Эльбрус с юга в мае (10 дней)

    Из истории Эльбруса

    В ночь на 24 июля 1942 года войска 17-й немецкой армии генерала Руоффа прорвали оборону Ростова, ворвались в город и устремились на юг. Ворота на Кавказ были распахнуты. Их целью был Баку, снабжавший нефтью советский фронт. Гитлером даже была назначена дата захвата города - 25 сентября 1942 года.

    Передовой отряд из 99-го горно-стрелкового полка под названием «Эдельвейс» наступал вдоль Кубани. Он был цветом и гордостью фашистской армии. В него входили лучшие альпинисты, укомплектованные самым современным снаряжением и оружием, которые должны были, обойдя Эльбрус, выйти в район Баксанской долины и закрепиться там. Вблизи находились два перевала - Бечо и Донгуз-Орун или Накра, через которые пролегал путь в Грузию.

    Отряд возглавлял капитан Грот. Уроженец Баварии, он хорошо знал горы. Знал и эти кавказские места. Три года назад с паспортом инженера-горняка он побывал в Тырныаузе, где добывали редкостную руду молибдена, жил в поселке Терскол, поднимался к Эльбрусу, к знаменитому "Приюту Одиннадцати". По возвращении представил в германский генштаб подробный отчет обо всем разведанном и изученном.

    14 августа Грот повел отряд по указанному маршруту к Эльбрусу. В пути он получил еще одно задание от самого фельдмаршала Листа. Тот возглавлял кавказскую группу армий. Ревностный сторонник Гитлера, Лист всегда старался показать преданность германской империи, фюреру. На Кавказе Лист приказал установить германские флаги на Эльбрусе, чтобы внушить всему миру мысль о безусловной вечности фашизма.

    Группа под командованием капитана Грота готовилась к восхождению на Эльбрус, чтобы выполнить приказ Листа: установить на вершинах флаги. Сделать это им удалось 21 августа 1942 года. По этому поводу в Германии поднялся великий шум. Нацистская пропаганда сделала "эдельвейсовцев" национальными героями. В журналах и газетах появились фотографии бородатого гауптмана Грота у штандарта третьего рейха и воткнутым в снег ледорубом. Заголовки вещали: "Мы - хозяева Европы! Кавказ покорен! На очереди нефтяной Баку, а потом Иран, Индия!"

    Овладев под Эльбрусом господствующим рубежом, немцы создали там многоярусную оборону. Все значительные объекты и тропы находились под обстрелом. Круглосуточно несли дежурство их снайперы. Ночью подступы к позициям освещались ракетами. Не жалея боеприпасов, егеря обстреливали из пулеметов и минометов места, где отмечалось движение наших солдат. На пути наступающих создавалась стена огня. Нелегко было действовать нашим подразделениям в этих условиях.

    Сохранилось письмо одного из участников тех сражений, Евгения Лукича Шевченко. В нем он писал: "Мы занимали боевой участок на самом Эльбрусе, у 150-го пикета и "Приюта Пастухов". Против нас в районе "Приюта Одиннадцати" находились горно-стрелковые части фашистов. Они носили нарукавные знаки в виде белой ромашки. Фашисты располагались в помещениях, а на нашу долю оставались скалы. Вооружены они были лучше нас, имели пулеметы, минометы и даже пушки. В нашем же отряде, кроме одного пулемета "Шкода", было несколько ручных пулеметов, трехлинейные винтовки да пистолеты системы "Наган". Нам доставили американские автоматы "Райсинг", но мы от них отказались, из-за их непригодности к горным условиям.

    За время пребывания на Эльбрусе нам почти ежедневно приходилось вести бои. Самыми сильными были 11-го и 27-го сентября.

    11 сентября мы получили задачу выбить противника из базы "Новый кругозор" и "Приюта Одиннадцати". Егеря находились наверху, в укрытиях, нам же пришлось наступать снизу, по глубокому снегу. Бой продолжался до полудня, и задачу мы не смогли выполнить. Помню, был ранен политрук Безискаев, боец Скрипка, убиты Чекменев и медсестра Ольга Орел. Эта девушка, будучи раненной, пересиливая боль, оказывала помощь другим. Вторая пуля оборвала ее жизнь. Откуда пришла в отряд Ольга Орел, я не знаю. Слышал только разговор, будто она - студентка Ленинградского мединститута. Она погибла геройски.

    А 27-го сентября наша группа занимала боевой рубеж у 105-го пикета. Я находился за небольшой скалой неподалеку от Терскольского ледника. Примерно в 4 часа утра немцы открыли вначале автоматный огонь, а потом и минометный. Мины ложились шахматным порядком, и огонь был настолько сильным, что нельзя было поднять головы. Однако вреда нам не нанес. Скалы были надежной защитой. А потом, не прекращая огня фашисты, набросились на защитников нашего передового рубежа, где находился офицер Белов и курсанты Орджоникидзевского училища. Отбиваясь от немцев, они израсходовали весь боезапас. Командир приказал мне доставить им патроны. Схватив две цинковые коробки, я поспешил к ним. Не помню уже как, задыхаясь, из последних сил, под огнем егерей, доставил патроны нашим ребятам. Бой кончился около 12 часов дня. Потерь с нашей стороны не было. Зато двое немцев навсегда остались на склоне Эльбруса: обер-лейтенант и унтер. От трупов несло водкой, как из бочек. Ночью мне пришлось спуститься с Эльбруса около турбазы ЦДКА, чтобы доставить донесение о прошедшем бое и документы обер-лейтенанта...»

    Наступившее в горах зимнее ненастье осложнило боевые действия, вынудило немецкие части перейти к обороне. Вызвав фельдмаршала Листа в ставку, Гитлер отстранил его от командования. "Это безрассудство - загнать в горы альпийские дивизии и обречь их на бездействие!" - упрекал Гитлер. - "Отныне руководить войсками на Кавказе буду я!".

    К началу 1943 года обстановка для кавказской гитлеровской группировки стала катастрофической. Сокрушив на Волге 6-ю армию Паулюса, советские войска стремительно продвигались к Ростову, грозя "захлопнуть" спасительный выход из ловушки. Из Берлина последовала команда на отход 1-й танковой армии и 49-го горно-стрелкового корпуса к Ростову, а оттуда - на Миус. 17-й армии генерала Руоффа приказано было отходить к Новороссийску и на Тамань. Выполняя команду, егеря альпийских дивизий бежали из-под Эльбруса и кавказских перевалов.

    В начале февраля из штаба Закавказского фронта последовал приказ: сбросить с вершин Эльбруса немецкие флаги! Исполнение возлагалось на альпинистов, возглавляемых военинженером А. Гусевым. К 10 февраля команда из 20 человек сосредоточилась на "Приюте Одиннадцати". Погода выдалась неблагоприятной: валил снег, бушевала метель. Подъем к вершинам в такие дни опасен. Однако приказ надо выполнять.

    13 февраля в 2 часа 30 минут ночи, опытный альпинист Николай Гусак повел группу на западную вершину. О том восхождении позже А. Гусев вспоминал: "В нормальную погоду группа сильных альпинистов может дойти от "Приюта" до вершины за 8-10 часов. Прошло более 15 часов, а ушедшие все еще не возвращались. Мысленно мы представляли себе, как они пробиваются сквозь облака и метель, как валит их с ног ураганный ветер. Каждые 15 минут дежурившие посменно вне дома товарищи подавали сигналы сиреной, стреляли из автоматов, пускали ракеты. Но разве "перекричишь" разгулявшийся буран? Разве заметят наши друзья сигнальную ракету в плотном слое облаков, окутавших весь массив Эльбруса.

    "Надо идти на помощь!" - решили мы. усталости. Мы подхватили ребят и чуть ли не на руках внесли в здание. Здесь они швырнули на пол обрывки фашистских военных флагов...". Вместо них ребята установили на вершине советский флаг.

    Пурга еще бушевала, но сообщение об освобождении Ростова от гитлеровцев заставило начать поход второй группы к восточной вершине 17 февраля. На седловине они неожиданно увидели вмерзшие в лед и снег тела немцев. Все в альпийской форме, из 99-го полка. Того самого, в котором числился капитан Грот. Позже установили, что среди погибших был и он, "герой" - эдельвейсович. В сентябре он с отрядом находился на седловине Эльбруса, когда появился советский самолет. Обстреляв фашистов, летчик сбросил фугасные бомбы. Взорвавшись, бомбы вызвали огромную снежную лавину. Она-то всех и погребла.

    Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет...