Войти
Портал государственных закупок
  • Ангельская нумерология и совпадения чисел на часах K 9 10 9 постоянная величина
  • Японская рыба фугу: блюда из рыбы, технология приготовления и причины отравления
  • Образец договор субаренды нежилого помещения
  • Нумерология имени: значение чисел
  • Необычные десерты из замороженных ягод
  • Знак зодиака дева числа месяца
  • Знаменитые российские лингвисты. Русские ученые-лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка. V. Обобщение изученного материала

    Знаменитые российские лингвисты. Русские ученые-лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка. V. Обобщение изученного материала

    Виднейшие Ученые-Русисты (лингвисты) и их работы

    Даль Владимир Иванович (1801 - 1872)

    Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) - полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода.

    В 1814 поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив курс в 1819, Владимир Даль более пяти лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, был переведен на Балтику, где прослужил полтора года в Кронштадте. В 1826 вышел в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончив его в 1829 и став хирургом-окулистом. В 1831 Владимир Даль принимал участие в походе против поляков, отличившись при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. Даль впервые применил электрический ток в минновзрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русской дивизии за реку. На рапорте начальству о решительных действиях дивизионного лекаря Даля командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: "За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей". Император Николай I наградил Владимира Даля орденом - Владимирским крестом в петлице. По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-хирургический госпиталь, где работал хирургом-окулистом.

    Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819. В 1832 были опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем. По доносу Булгарина, книга была запрещена, автора отправили в III отделение. Благодаря заступничеству Жуковского Владимир Даль в тот же день был выпущен, но печататься под своим именем не смог: в 30-40-х годах печатался под псевдонимом Казак Луганский. Семь лет Даль прослужил в Оренбурге, служа чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. Перовском, известном ценителе искусств, близко знавшем А.С. Пушкина и уважавшем литературные занятия Даля. В 1836 Владимир Даль приезжал в Санкт-Петербург, где присутствовал при кончине Пушкин Александр Сергеевич, от которого Даль получил его перстень-талисман. В 1838, за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края, Владимир Даль был избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук. В 1841-1849 жил в Петербурге (площадь Александрийского театра, ныне площадь Островского, 11), служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 Владимир Даль занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой. После выхода в отставку поселился в Москве, в собственном доме на Большой Грузинской улице. С 1859 являлся действительным членом Московского Общества любителей российской словесности. В 1861, за первые выпуски "Толкового словаря живого великорусского языка", Владимир Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1863 (по другим сведениям - в 1868) был награжден Ломоносовской премией АН и удостоен звания почетного академика. Первый том "Словаря..." был напечатан за счет ссуды в 3 тысячи рублей, выданной Далю Московским Обществом любителей российской словесности. В последние годы жизни Даль увлекался спиритизмом и сведенборгианством. В 1871 лютеранин Даль принял православие. Умер Владимир Даль 4 октября (по старому стилю - 22 сентября) 1872 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

    Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830; повесть), "Русские сказки. Пяток первый" (1832), "Были и небылицы" (в 4 томах; 1833-1839), статья в защиту гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии; напечатана в журнале “Современник" в 1838), "Мичман Поцелуев" 1841; повесть о Морском кадетском корпусе), “Полтора слова о нынешнем русском языке" (статья; напечатана в журнале “Москвитянин" в 1842), "Солдатские досуги" (1843, второе издание - в 1861; рассказы), “Похождения X.X. Виольдамура и его Аршета" (1844; повесть), “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" (напечатано в 1845-1846, 2-е издание - в 1880; статья), “Сочинения Казака Луганского" (1846), “О наречиях русского языка" (1852; статья), "Матросские досуги" (1853; рассказы; написаны по поручению великого князя Константина Николаевича), “Картины из русского быта" (1861; сборник из 100 очерков), “Повести" (1861; сборник), "Пословицы русского народа" (1853, 1861-1862, сборник, включавший более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток, загадок), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого великорусского языка" (в 4 томах; составлялся более 50 лет; опубликован в 1863-1866; содержал около 200 000 слов; Даль был награжден Ломоносовской премией АН и в 1863 удостоен звания почетного академика), учебники ботаники и зоологии. Печатался в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Москвитянин", "Библиотека для "Чтения".

    Великие русские лингвисты. Работу выполнила ученица 10 класса Кузьмина Светлана

    Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш. В.И. Даль Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. - П. Мериме

    Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua - язык) - наука, изучающая языки. В истории мирового языкознания наши отечественные лингвисты всегда играли заметную роль. Во всех сферах науки о языке они сумели сказать свое весомое оригинальное слово.

    Отечественная языковедческая наука блещет именами великих ученых-русистов: М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, Д.Н.Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, С.И.Ожегова и др. Познакомимся с ними поближе.

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом » А.С. Пушкин. Научные идея Михаила Васильевича Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Значительны открытия М.В.Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В.Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его « Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковно-славянском, либо на латыни.

    Александр Христофорович Востоков (1781-1864). Начало XIX века в Европе ознаменовалось становлением языкознания как науки. Научную строгость лингвистики приобрела благодаря сравнительно-историческому изучению языков. В России у истоков сравнительно-исторического изучения славянских языков стоит Александр Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение о славянском языке…»(1820) А.Х.Востоков сопоставил славянские языки и установил звуковые закономерные соответствия между ними как доказательство их искомой близости, родства. Востоков создал научную грамматику; изучал памятники древней письменности, изучал диалектную лексику, редактировал «Опыт областного великорусского словаря» (1852); занимался проблемами культуры речи, морфологии; исследовал русское стихосложение.

    Даль Владимир Иванович (1801 - 1872) Российский медик, биолог, языковед – Владимир Иванович Даль. В 1852 г. Вышло исследование В.Даля «О наречиях русского языка», в котором впервые была предложена классификация русских диалектов, наметил задачи изучения народных говоров. Главным трудом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка» , которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни. Словарь содержит около 200 тысяч слов. Этот словарь стал огромным событием в истории отечественной лексикографии.

    Федор Иванович Буслаев (1818-1897) Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского иск усства, Буслаев был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета. Свои научные исследования Ф.И.Буслаев обобщил в книге «О преподавании отечественного языка» (1844г.), которая по праву считается первой в нашем отечестве научной методикой преподавания русского языка. Основная мысль этого фундаментального труда о важности изучения родного языка в школе для развития личности.

    Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) А.А.Шахматов, великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка» ,по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

    Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) Дмитрий Николаевич Ушаков - русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря русского языка».Является автором «Орфографического словаря»,которым и сегодня пользуются ученики.

    Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) Александр Матвеевич Пешковскийй -один из самых замечательных лингвистов XX века. Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал монографию « Русский синтаксис в научном освещении» (1914),в которой как будто беседует со своими учениками. Пешковский первым доказал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение.

    Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Лев Владимирович Щерба -русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л.В.Щербы выходил школьный учебник русского языка.

    Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) Виктор Владимирович Виноградов - русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

    Сергей Иванович Ожегов (1900-1964) Сергей Иванович Ожегов - Замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который выдержал более 20 изданий. С.И.Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

    Русские лингвисты – творцы, повелители великого русского слова, создатели начала начал – языка, как науки, как святыни, как достояния всего народа.

    Ученые лингвисты

    М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов. Это только немногие , наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

    Лингви́стика - наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Лингви́ст (языкове́д) - учёный, специалист по лингвистике.

    М. В. Ломоносов

    Лингвистическая деятельность

    С. И. Ожегов - замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий. С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

    Л. В. Щерба

    Факты из биографии

    Белинский В. Г.

    «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    К.Паустовского

    «Совершенно ясно, что язык сводится к смыслу, к значению. Нет смысла, нет значения - нет языка».

    Л.В. Щербы

    «Часть речи - причастная к глаголу, в образе прилагательного».

    В.В.Виноградова

    «В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды».

    В.Г.Белинского

    «Граница между качественными и относительными прилагательными очень подвижна и условна. Она по большей части проходит внутри одного и того же слова ».

    В.В.Виноградова


    Редактор:Фокина А.Д


    Кирилл (Константин) ок. 827 – ок. 869 и Мефодий (ок. 815 – ок. 885)

    Просветители славян, создатели азбуки, братья;

    • Основной источник сведений о них – жития: Мефодий сделал административно-военную карьеру, затем принял постриг; Кирилл уже в юности тяготел к лингвистике, учился в Константинополе;
    • - переводили Священное Писание с греческого на славянский с опорой на болгарские диалекты
    • - 24 мая – День памяти

    Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)

    Первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед, литературовед и др.;

    • «Российская грамматика» - первая научная грамматика РЯ;
    • - фиксирует фонетич. особенности (разницу между письмом и произношением, н-р, сжался); грамматические особенности;
    • - Теория «трех штилей» в «Предисловии о пользе книг церковных»;
    • - «Риторика» (1748) – основы риторики;
    • - «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) - основы стихосложения

    Аванесов Рубен Иванович (1902-1982)

    • диалектолог, участвовал в подготовке диалектологического атласа русского языка;
    • «Теория лингвистической географии»;
    • его вступит. статьи к «Атласу русских народных говоров» легли в основу постулатов Московской лингвистической школы;
    • автор учебника «Русская диалектология»;
    • соавтор теории фонем Моск. фонологич. школы;

    - «Фонетика современного русского литературного языка» (1956 г.);

    • «Русское литературное произношение» (1950 г.)

    Богородицкий Василий Алексеевич (1857-1941)

    • Создатель первой фонетической лаборатории при Казанском ун-те;
    • учился у Бодуэна де Куртенэ;
    • «Опыты физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными»;
    • создатель артикуляционной классификации звуков: гласные – «ртораскрыватели», согласные – «ртосмыкатели»;
    • вопросы диалектологии, сравнительной грамматики индоевроп. языков, языка худ. лит-ры;

    Считал язык средством мышления.


    Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845-1929)

    • Русский и польский языковед;
    • До него в науке о языке господствовало историческое направление – языки исследовали по письм. памятникам; он доказал, что сущность языка в реч. деятельности, значит, нужно изучать живые языки и диалекты;
    • ред. словарь Даля (3,4 издания);

    Изучал индоевропейские, славянские языки, диалекты, фиксировал фонет. особенности;

    • создал теорию фонем и фонетич. чередований («Опыт фонетических чередований»);
    • применял в лингвистике математические модели;
    • основоположник экспериментальной фонетики;
    • - основатель Казанской лингвистической школы.

    Буслаев Федор Иванович (1845-1929)

    • лингвист, литературовед, фольклорист, искусствовед;

    Считал, что в языке отражается вся жизнь народа;

    - «Историческая грамматика русского языка» 1858 г.;

    Комментировал крупнейшие памятники ДРЛ;

    • в 60-е годы увлекся УНТ, затем иконографией;

    Учитель Фортунатова;

    • основоположник научного подхода к описанию русской грамматики.

    Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969)

    • Русский советский филолог-энциклопедист, литературовед;
    • ученик Шахматова и Щербы;
    • руководил Институтом РЯ АН СССР;

    Создал ж-л «Вопросы языкознания»;

    • исследовал памятники ДРЛ;
    • автор работ о языке и стиле Гоголя, Достоевского, Ахматовой;

    Создал две науки: историю РЛЯ и науку о языке худ. лит-ры и стилистике;

    • «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова»;

    - «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947);

    • внес вклад в лексикографию, лексикологию, фразеологию;
    • составитель первого научного Толкового словаря РЯ, руководил работой по составлению Словаря языка Пушкина;
    • центральные понятия – «слово и стиль языка».

    Винокур Григорий Осипович (1896-1947)

    • переводчик, журналист, преподаватель

    Участвовал в создании «Толкового словаря русского языка» под ред. Ушакова и Словаря Ожегова;

    Заложил теоретические основы орфографии как самост. раздела языка;

    • опубликовал работы по словообразованию;

    Создал учение о продуктивных и непродуктивных моделях, об определении производной и непроизводной основ;

    • «Русский язык. Исторический очерк»;
    • (проблема разграничения стилей языка и художественной литературы);

    Текстолог (подготовил неск. томов Акад. собрания сочинений Пушкина);

    Инициатор работы над Словарем языка Пушкина;

    • - основоположник «Культуры речи»

    Востоков Александр Христофорович (1781-1864)

    • Востоков – псевдоним, наст. фамилия Остенек;
    • историк языка, славист, поэт и исследователь русского стихосложения;

    Труды по сравнительной грамматике славянских языков;

    Первое издание «Остромирова Евангелия»;

    - «Рассуждения о славянском языке» (впервые описал существование носовых гласных в стсля, гласную природу ъ и ь);

    - «Словарь цсл языка», «Русская грамматика» (описание живого языка и языка Пушкина);

    Выделил сущ. общего рода, только ед. и только мн.ч.


    Даль Владимир Иванович (1801-1872)

    • Профессиональный моряк, врач, также чиновник, этнограф, 53 года работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», удостоен Ломоносовской премии РАН;

    Словарь сод. более 200 тыс. слов разговорного и лит. языка сер. 19 в., фразеологизмов, пословиц, поговорок – «энциклопедия народной жизни»;

    • именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю;
    • «Пословицы русского народа» - еще один известный труд Даля;
    • разрабатывал принципы классификации русских диалектов, изучал фольклор.

    Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

    Швейцарский лингвист, заложивший основы современной лингвистики, структурного метода;

    • Стоял у истоков семиотики;

    Язык воспринимал как систему;

    Заявил о разграничении языка (системы норм) и речи (формы существования языка);

    • обосновал диахронический и синхронический методы изучения языка (сравнивал с шахматными фигурами, которые могут быть сделаны из разных материалов, но ходят одинаково).

    Дурново Николай Николаевич (1876-1937)

    • Диалектолог
    • «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе» (в соавторстве с Ушаковым);

    Разработал типологию аканья, классифицировал диалекты;

    Занимался вопросами разграничения морфем;

    • ученик Фортунатова;
    • «Введение в историю русского языка» (1927 г);

    Составил первый словарь лингв. терминов - «Грамматический словарь».


    Ожегов Сергей Иванович (1900-1964)

    • Лексикограф;
    • - один из составителей «Толкового словаря русского языка» под. ред. Ушакова;
    • автор «Словаря русского языка» (1949);

    Ученик Виноградова и Щербы;

    Занимался языком отдельных писателей.


    Петерсон Михаил Николаевич (1885-1962)

    • Специалист в сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков, грамматики РЯ, санскрита, теории орфографии;
    • ученик Фортунатова, развивал идеи Московской лингвистической школы;
    • «Очерк синтаксиса РЯ», «Современный РЯ»;

    Создал классификацию словосочетаний;

    • профессор Московского университета.

    Пешковский Александр Михайлович (1878-1933)

    • Ученик Фортунатова;

    Основное направление - вопросы грамматики;

    Главный труд - «Русский синтаксис в научном освещении» – учение о предложении и его предикативности, возможностях интонации;

    • работал над созданием школьных учебников.

    Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)

    • Украинский и русский филолог;

    Исследовал обрядовую поэзию, мифы, песни славян, сравнивал РЯ и украинский;

    • «Мысль и язык» – проблемы взаимоотношения языка и мышления; психологических основ языкового творчества; эволюцию языка связывал с развитием мышления;

    - «Из записок по русской грамматике» (4 тома) – вопросы лексикологии и морфологии;

    • доказал, что историческим изменениям подвержен и синтаксис;

    Язык есть система – основной постулат.


    Реформатский Александр Александрович (1900 – 1978)

    • «Введение в языкознание» – основной университетский учебник (1947);
    • учение о фонемах;

    Возглавлял Московскую фонологическую школу;

    • вопросы синхронного и диахронного анализа, системности языка, взаимоотношений языка и речи;

    Долгие годы был профессор МУ.


    Соболевский Алексей Иванович (1856 -1929)

    Вопросы диалектологии, стсл языка, этнографии, топонимики, лексикологии, этимологии, истории русской литературы;

    • «Лекции по истории русского языка» (первый университ. уч-к по этому вопросу) , «Опыт русской диалектологии»;

    Цсл язык рассматривал как основу литературных языков славянских народов;

    Активно участвовал в реформе русской орфографии 1917-1918 (идея исключить ять).


    Срезневский Измаил Иванович (1812-1880)

    • Вопросы исторического языкознания, этнографии, фольклора, национального характера РЯ;
    • ректор Петербургского ун-та;
    • «Мысли об истории русского языка» – впервые определены основные этапы истории РЯ;
    • основоположник русской диалектной лексикографии (идея лингвистического картографирования);

    - «Материалы для словаря ДРЯ по письменным памятникам».


    Трубецкой Николай Сергеевич (1890 -1938)

    • Активный член Московской лингв. школы, идеолог Пражской лингв. школы;

    Вопросы фонологии;

    - «Основы фонологии» – определено понятие фонемы;

    Первым противопоставил фонетику и фонологию, создал морфонологию;

    • занимался сопоставительной лингвистикой, малоизученными языками.

    Ушаков Дмитрий Николаевич (1873 – 1942)

    • Автор и главный редактор «Толкового словаря русского языка» (1935-1940) – 4 тома;
    • работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии;

    Принимал участие в составлении проекта реформы 1917-1918 гг.;

    • составитель школьных программ и учебников;
    • «Орфографический словарь русского языка».

    Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914)

    • Ученик Буслаева, основатель Московской лингвистической школы;
    • учение о грамматической форме слова;
    • вопросы сравнительно –исторического языкознания;
    • открыл закон о передвижении ударения от начала слова к концу в славянских и балтийских языках (з-н Фортунатова – де Соссюра);
    • внес вклад в реформу русской орфографии.

    Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920)

    Вопросы реформы РЯ (1918 г);

    • уже в 17 лет опубликовал статью «К критике древнерусских текстов»;

    - «Исследование о языке новгородских грамот»;

    • «Исследование в области русской фонетики», «К истории звуков РЯ»;
    • «Очерк древнейшего периода истории РЯ».

    Щерба Лев Владимирович (1880 – 1944)

    • Ученик Бодуэна де Куртенэ;

    Исследовал восточно-лужское наречие, жил в доме крестьян – стоял у истоков экспедиционной лингвистики;

    Фонолог и фонетист, создатель Ленинградской фонологической школы;

    • «Русские гласные в качественном и количественном отношении»;
    • «Русско-французский словарь»;

    Статья «О частях речи в русском языке».


    Якобсон Роман Осипович (1896-1982)

    Большую часть жизни жил не в России (в Чехии, Дании) и даже считается классиком американской лингвистики, преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах;

    • «Звук и значение»;
    • сформулировал «теорию языковых универсалий».

    Розенталь Дитмар Эльяшевич (1900 – 1994)

    • Родился в Польше в еврейской семье;
    • создал учебник итальянского языка для вузов, знал 12 языков;

    Один из разработчиков и толкователей правил современного правописания; - автор более 150 книг;

    Русский язык не был для него родным.


    Лопатин Владимир Владимирович (1935)

    • Главный научный сотрудник Института РЯ им. Виноградова;

    Вопросы словообразования и морфемики;

    • «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» - редактор.





    Цели конференции: познакомить учащихся со вкладом в лингвистику выдающихся отечественных лингвистов; формировать целостное отношение к наследию учёных-лингвистов, самопознанию, саморазвитию, показать процесс познания как ценность для каждого человека; повысить лингвистическую компетенцию школьников; вызвать интерес к русскому языку как учебному предмету.


    План проведения конференции: 1.Вступительное слово учителя. 1) Создание творческой атмосферы. Сценка «Беседа Журналиста и Лингвиста». 2.Выступления учащихся с докладами об учёных-лингвистах: 1) Паршикова Л, ученица 5 «Б» класса. «В.И. Даль – выдающийся учёный-лингвист, составитель Толкового словаря живого великорусского словаря». 2) Иванова Елизавета, ученица 6 «А» класса. «Бодуэн де Куртэне – лингвист, исследователь фонетического строя славянских языков». 3)Горлина Анастасия, ученица 7 «А» класса. «Фортунатов Ф.Ф. – учёный-лингвист и его вклад в языкознание». 4)Лабазанова Диана, ученица 8 «Б» класса. «Виноградов В.В. – лингвист и филолог ХХ века». 5) Бобков Кирилл, ученик 7 «Б» класса. «Л.В. Щерба – выдающийся учёный и педагог. 6) Александров Евгений, ученик 5 «А» класса. «В.В. Бабайцева – автор нашего учебника». 3. Круглый стол. Обмен опытом и подведение итогов работы конференции


    Слово учителя Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной яркой судьбой и богатым внутренним миром может стать для учащихся образцом для подражания. У нас есть немало талантливых учёных, которым свойственны правдоискательство, утонченный ум, высокая духовность и чувство справедливости. Их жизни, достижения, успешность могут вас многому научить, пробудить интерес к научной деятельности. Двадцатое столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными веков. Многие современные лингвистические теории восходят к трудам Ломоносова, Востокова, Даля. Ученые-лингвисты были и исследователями, и учителями по призванию, по душе, и их жизненный путь стал примером для студентов: И.А. Бодуэн де Куртенэ был преподавателем Л.В. Щербы. Затем Л.В. Щерба увлек наукой В.В. Виноградова и С.И. Ожегова. Так возникали научные школы, в которых ученые сохраняли традиции предшественников и развили плодотворные идеи, не теряли связей с прошлым. Сегодня наш разговор пойдет о лингвистах и лингвистической науке. Русский язык


    Отечественная языковедческая наука блещет именами великих ученых-русистов: М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, Д.Н.Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, С.И.Ожегова и др. Познакомимся с ними поближе Русские лингвисты – творцы, повелители великого русского слова, создатели начала начал – языка как науки, как святыни, как достояния всего народа.








    Псевдоним: Казак Луганский Дата рождения:10 (22) ноября 1801 Место рождения: местечко Луганский завод, Екатеринославское наместничество, Российская империя Дата смерти:22 сентября (4 октября) 1872 (70 лет) Род деятельности: врач, лексикограф Был моряком, врачом, государственным служащим, писателем, участвовал в военных походах, изучал природу и народные обычаи, написал учебник по ботанике и создал в Оренбурге музей. В.И. Даль Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.


    В.И.Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Его отец происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Ещё до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Увлечение языками было общей семейной страстью. В доме родителей Даля было множество книг, словарей, царило благоговейное отношение к слову. Дом в Луганске, в котором родился В.И.Даль.


    В.И. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь у него проявился интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером. В этом же году он записал своё первое заинтересовавшее его слово «ЗАМОЛАЖИВАТЬ» « Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью». Так Даль записывает первое слово для своего будущего словаря, услышанное от ямщика. Это слово произнёс новгородский мужик, который вёз Даля к месту службы. С тех пор будущий лигвист стал заносить в записную книжку все услышанные им чистонародные слова и выражения, старался находить их корни и объяснять происхождение.


    В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г. Тарту). Досрочно завершив образование, 20- летний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Биограф Владимира Даля П. И. Мельников писал: «... он трудился неутомимо и вскоре приобрел известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать все, что угодно, как правою». Во время войны он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы. Блестящий военный врач


    Литературная деятельность Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год) С 1833 года по 1859 год Даль находится на правительственной службе. В эти годы к нему приходит литературная известность. Он знакомится с В.Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, А Пушкиным. В. Даль в гостях у А. Пушкина


    Главным делом жизни Даля стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка» 47 лет своей жизни посвятил Даль его созданию. Словарь включает более 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых ранее в словари не включались. Если просто записать все слова, собранные Далем в столбик, то понадобится 450 школьных тетрадей. Этот словарь стал огромным событием в истории отечественной лексикографии.


    Современник В.И.Даля, академик Я.К. Грот писал: « Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это книга замечательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода и для литературного дела!».


    Что нам, рядовым носителям языка, известно о конских мастях? Возможно, что чёрную лошадь называют вороной, а рыжую – гнедой. А Даль приводит более 50 наименований мастей! Тут и подвласая, и игреняя, и соловая, и изабелловая, и фарфоровая и даже чанкирая.Чтобы узнать про это, надо было послужить в армии, посмотреть, как объезжают коней в казацких станицах, потереться среди цыган, потолкаться возле барышников на ярмарках. ЛОШАДЬ - ж. лошадка, -дочка, -душка; лошаденка, -ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. по употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная)… В статье можно найти пословицы и поговорки, связанные с конём. Казак сам не ест, а лошадь кормит. Не корми лошадь тестом, да не нудь ездом. Не потчуй лошадь ездом, а корми тестом; не гладь рукой, посыпай мукой.


    ОКНО ср. окошко, оконко, оконце, окошечко, ·умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище; проем в стене для свету; в мазанках и лачугах, это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам почти вовсе; в сиб. на кавк. и пр. окно затягивают брюшиной, у нас, заставляют его оконницею, со стекляными окончинами; в избах крестьян, волоковое окно, оконце или проем четверти в полторы, с волоком, задвижным изнутри ставнем, для опросу приходящих, для подачи милостыни, для выпуска дыма в курных избах, для чего иногда бывает и особое дымовое окно, дымволок. Красное окно, косящатое и с оконницею; у крестьян обычно их три: переднее окно, у красного угла; среднее или ·собств. красное, украшенное более прочих резьбой; третье или судное, где посудник и стряпная. Венециянское окно, тройное, три окна в одно. Глухое окно, заделанное, забитое, или фальшивое, несквозное, сделанное для виду снаружи. Слуховое окно, на кровле, на чердаке или подволоке..·умалит.сиб.кавк.·собств. Читая эту статью, можно многое узнать о жизни русского крестьянина. Сначала это была простая дыра в доме, затянутая брюшиной(т.е.мочевым пузырём животных) ДЫМОВОЕ ОКНО. Окно служило для опроса приходящих для подачи милостыни, для выпуска дыма в избах, когда топили по-чёрному. Обычно в доме крестьянина было три окна. Переднее – у красного угла. Среднее или красное, украшенное более прочих резьбой. Третье или судное, где стряпали, т.е. готовили еду. Пословицы. Ложку за окошко даром не выкинешь. Бог даст, так и в окошко подаст. Лучше подать в окно, чем стоять под окном.


    Интересна позиция Даля в отношении иноязычных слов. В начале 19 века современный русский язык подвергался засилью французского и немецкого. Владимир Иванович считал многие инородные слова «сухой прищепой» на живом теле родной речи. Включая иноязычные слова в свой словарь, он тщательно подыскивал, а порой и сам изобретал подходящие для них русские замены. Так вместо слова ИНСТИНКТ он предлагал употреблять слово ПОБУДОК, а вместо ГОРИЗОНТ рекомендовал целую серию русских (как правило, диалектных) синонимов: КРУГОЗОР, НЕБОЗЁМ, НЕБОСКАТ, ЗАВЕС, ЗАКРОЙ, ОЗОР, ОВИДЪ. В общем, на одно иностранное слово найдётся десять русских слов с различными оттенками. Насколько наш язык богаче! Это доказывает искренность патриотических чувств Даля, желающего поднять на щит престиж народной речи.


    ВЫВОД: Толковый словарь живого великорусского языка принес Далю бессмертие. Созданное им иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать родные россыпи жемчужин. Что значит В.И. Даль в наши дни? В чём притягательная сила его личности и таланта? В.И. Даль дорог и необходим нам и как автор уникального словаря, какого нет ни у одного из славянских народов, и как человек, совершивший созданием этого словаря научный и патриотический подвиг. Памятник В.И. Далю


    Заключительное слово учителя. 1. Обращение школьников к истории лингвистической науки, основным вехам в ее развитии, персоналиям ученых-языковедов, выявление особенностей научных взглядов подвижников науки делает процесс изучения русского языка в гимназии более плодотворным, повышает интерес к учебному предмету и общую образованность учащихся 5-9 классов. 2.Следствием целенаправленной и систематической работы по формированию лингвистической компетенции школьников является развитие личности учащихся, выработка ими ценностных представлений и формирование взгляда на родной язык. 3.Ознакомление с биографиями выдающихся русских ученых- лингвистов способствует формированию у учащихся положительного отношения к лингвистической науке.